На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 140 подписчиков

Свежие комментарии

Ночь музеев. Херсонес



В Херсонесском музее-заповеднике к ночи музеев готовились. В фонде Паккарда была организована выставка "Взгляд сквозь столетия. Хотя речь здесь идёт о тысячелетиях!
Это была выставка, посвящённая одному экспонату, подобных которому в мире - единицы. Речь идёт о «Голове юноши» 325 г. до н.э. Фрагмент известняковой плиты с изображённым на нем полихромным портретом Юноши, найденном 55 лет назад в башне Зенона.
Под спойлером подробно рассказано о том, что это за портрет, каким способом и когда он был исполнен и как, когда и где найден. Этой информацией со мной поделилась Анюта Корнилова, работающая в музее-заповеднике. Настоятельно рекомендую к прочтению:

Среди монументальных памятников Херсонеса самыми значительными являются его оборонительные сооружения. За время существования города они подвергались многократным ударам врагов и, самое главное, многовековому сокрушительному влиянию времени. Их раскопки дали немало интересных сведений и памятников учёным. Подлинными жемчужинами коллекции Херсонесского музея стали находки из башни Зенона.
Как показали исследования, ядро оборонительной башни было сложено из архитектурных деталей и фрагментов надгробных памятников IV- III вв. до н.э., из них – 165 фрагментов с остатками полихромной росписи, 42 имеют надписи, где читаются 77 имён.
Особое место среди уникальных находок башни занимает фрагмент надгробия-наиска с портретом молодого херсонесита. Великолепная лепка атлетической шеи, превосходно моделированное лицо и, конечно же, ясный и спокойный взор юноши никого не оставляют равнодушным. Портрет выполнен в технике энкаустики, что было очень популярно в Древней Греции. Античные писатели и поэты называли образы энкаустических картин «одушевлёнными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими». К сожалению, античная живопись для нас оказалась утраченной навсегда. Остались лишь цитаты из древних авторов и редчайшие находки, такие как херсонесский портрет юноши. По технике исполнения, древности и сохранности ему нет равных в мире.
Глядя на это произведение, становишься неизмеримо ближе к пониманию блестящих отзывов античных писателей о картинах великих живописцев Древней Греции.
Энкаустика – это одно из самых ярких и удивительных сокровищ античного искусства, наследниками которого мы оказались. К несчастью, сами энкаустические произведения о красоте и выразительности которых восторженно отзывались античные авторы до наших дней не дошли. Сохранились лишь немногочисленные описания произведений великих энкаустов.
С каким благоговением относились в Древней Греции к произведениям энкаустов, можно судить хотя бы по такой легенде: когда Деметрий Полиоркет осадил Родос и ему пришлось брать город с той стороны, где располагалась мастерская знаменитого энкауста Протогена, Плиоркет, из боязни повредить мастерскую, снял осаду.
Уже по тому, что слово «воск» в античном мире служило синонимом слова «краска» можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве. Картины энкаустов классической эпохи древней Греции поражали своей почти иллюзорной реальностью. Были мастера, достигшие такой виртуозности, что писали лицо сквозь стекло сосуда. Согласно Плинию, один из художников – Зевксис так написал виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной, где нарисовал коня знаменитый Апеллес. Знаменитый античный автор Флавий Филострат писал об энкаустике: «Искусство, основанное на правде, вызывает капли росы на цветах, на них сидит даже пчела и неизвестно, она ли картиной обманута, или же мы, в заблужденье введённые считаем её живою?»
На многие картины художников-энкаустов VI-V вв до н.э., привезённые в Рим, современники смотрели, как на бесценные сокровища. Императоры Август, Тиберий, Цезарь платили за такие работы суммы, равные стоимости целых городов. Большая часть призведений лучших энкаустов была доставлена в Рим и погибла там впоследствии во время пожара в 410 году н.э., при взятии Рима Аларихом, либо в 452 году, при нападении на Рим Гензериха.
Знакомство с энкаустикой художников и учёных началось не с самих произведений, а с упоминаний о ней, которые были обнаружены в античной литературе времён императорского Рима, в произведениях Плиния. Витрувия, Цицерона, Филострата.
«Он вжёг» - добавляли к своему имени античные живописцы на картинах, выполненнях восковыми красками. Так родился термин «энкаустика». Им в Древней Греции обозначали способ живописи разогретыми восковыми красками. Оплавленные пламенем жаровни, восковые краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий.
В арсенале древнего энкауста имелся разнообразный инструментарий: миниатюрные каменные и металлические палитры, керамические и металлические плавильные жаровни, ступки и сосуды для сухих красок, переносные ящики со множеством перегородок, в ячейках которых хранились готовые энкаустические краски, и т.п. Но главными рабочими инструментами, судя по всем источникам, были каутерий, кисть и цестр.
В Эрмитаже хранится открытый при раскопках Керчи саркофаг с энкаустической росписью, изображающий мастерскую древнего энкауста. Художник с каутерием в руках сидит передвертикально стоящим мольбертом, на котором закреплена картина. Значит, энкаустические картины писались в вертикальном положении, а, следовательно краска не могла выливаться на их поверхность. На этом же изображении рядом с художником – перегородчатый ящик перегородчатый ящик, где хранились готовые краски, и краски хранились холодными. На картине видно, художник нагревает свой каутерий над пламенем жаровни. Это также подтверждает загадку о том, что краски в ящике во время работы были холодными, а рабочий инструмент нагревался.
Современные раскопки показали, что чуть ли не в каждом античном городе-колонии в энкаустику вносили свои узкоместные особенности. На Боспоре – это маски, В Херсонесе колоссальное количество надгробных стел с надписями, рельефов, раскрашенных энкаустикой. На Тамани – мелкая пластика и скульптура.

2 Это сам экспонат. Этому портрету более двух тысячелетий!


3 Когда херсонеситам срочно потребовалось возвести новую оборонительную башню, чтобы защитить портовую часть города от набегов, не было времени и безопасной возможности подвезти для строительства башни Зенона камня из каменоломен. Поэтому было решено взять могильные плиты из близлежащего некрополя. Их и использовали в ядре башни при строительстве


4 Это - фотографии с фотофиксации раскопок башни Зенона. На них можно посмотреть как использовались могильные плиты. Пока, к сожалению, много материала ещё не оцифровано, поэтому делюсь фото, снятыми в музее.


5 На этом фото видно, что почти за два с половиной тысячелетия краски не поблекли и не выцвели. В таком виде плиту и нашли


6


7 Люди шли хорошим таким потоком. Экскурсоводам приходилось нелегко. Они, сменяя друг друга рассказывали о находке всё новым и новым группам туристов


8 Чем мне нравятся такие выставки "одного предмета", так это тем, что всё проходит достаточно камерно. Возникает диалог и информации можно получить куда больше, чем на обычной экскурсии


9


10


11


12


13 В фонде выставлены и другие плиты из того же некрополя, послужившего опорой (в прямом смысле) херсонеситам. Они заслуживают отдельного рассказа Замечу лишь, что в музее было пять плит членов одной семьи херсонеситов. Одна из плит уехала на выставку в Нидерланды и один из членов семьи никак не может пока воссоединиться с роднёй


14


15


16


17 Энкаустика использовалась и для раскрашивания архитектурных элементов


18


19 Люди с удовольствием оставляли записи в книге посещений


20 Фото на память. Спасибо всем, кто осилил этот непростой пост!


21 А занавес опустила сама природа!


22



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх