На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Синташтинский курган - могила великого Учителя

Синташтинский комплекс был открыт археологами Уральского университета (г. Свердловск) в начале 70-х годов в Брединском районе Челябинской области. Он находился между современными поселками Мирный и Рымнинский, в зоне затопления водохранилища на речке Синташта (слово «синташ» в переводе со старотюркского означает «каменная баба»). Раскопки начались в 1972 году и продолжались с перерывом 9 полевых сезонов. Закончены в 1986 году. В следующем, 1987 году, был обнаружен Аркаим. От Синташты до Аркаима напрямую 44 км к северо-западу.


Зданович Геннадий Борисович профессор Челябинского Государственного Университета, директор музея-заповедника «Аркаим», Челябинск.

О РАСКОПКАХ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ПРОРОКА ЗАРАТУШТРЫ

О классической науке

Совершенно не очевидно, когда говорят, что только классическая наука имеет право на существование, а все осталь-ное - это мистика и так далее... Время до шестидесятых годов прошлого века, т.е. весь XVIII, XIX, первая половина XX века прошло под знаменем классической науки. Классическая наука - это то, что можно повторить, то, что можно произвести опытом. Все остальное наукой отвергалось. Но с конца шестидесятых годов XX столетия, я уже не слышал, чтобы ученые говорили, что наука все может, и наука все знает, и, вообще, наука - это абсолютная истина. Сейчас такие высказывания являются просто глупыми. Истина, конечно, лежит посередине.

Я не собираюсь отказываться от своей научной методики, ни от своих установок в области классической археологии. Меня, как археолога, приучили классифицировать, систематизировать, но я знаю, что истина лежит посередине. Нужны самые различные исследования в самых различных направлениях, в том числе и духовные, чтобы понять, кто же мы есть.


Раскопки Синташтинского кургана

Исследования Синташты начались в конце пятидесятых годов и проводились в трех направлениях. Территориально - это Челябинская область, водохранилище на реке Синташта (река Синташта - это приток Тобола, она тоже входит в то, что мы сегодня называем «страной городов»). Необходимость срочного исследования ряда памятников в этом районе возникла в 1973 году при строительстве водохранилища. Среди них на берегу водохранилища, находился так называемый Большой Синташтинский курган.

Там было древнее поселение, (сейчас это известное Синташтинское поселение), но оно очень сильно разрушено. И вот, когда мы проводили раскопки Большого Синташтинского кургана, мы вышли как раз на те самые аркаимские слои, на слои третьего-второго тысячелетия до нашей эры, и на сильно разрушенное оборонительное укрепление, мы очень сомневались в датировке, т. к. Аркаим ещё не был открыт.

Зато открытие Аркаим а, а далее и «страны городов», поставило все на свои места.

На Синташте был получен прекрасный погребальный материал. Сейчас материалы исследования по Синташте опубликованы, в т. ч. и на английском языке, и у специалистов, не только в нашей стране, эти работы достаточно известны. Синташтинский могильник исследовал мой учитель, профессор Уральского университета Владимир Федорович Геннинг.

Синташтинский комплекс был открыт археологами Уральского университета (г. Свердловск) в начале 70-х в Брединском районе Челябинской области. Он находился между современными поселками Мирный и Рымнинский, в зоне затопления водохранилища на речке Синташта (по нашим сведениям, старотюркское слово "синташ" имеет значение "каменная баба", в то время как на санскрите можно сказать Синдхустхана - "река с поселками"). В настоящее время часть бывшего раскопа ("городище") заболочена, другая часть ("могильники") разрушена, поскольку простояла без рекультивации почти 30 лет. Раскопки начались в 1972 году и продолжались с перерывом 9 полевых сезонов.

Закончены в 1986 г. В следующем, 1987 г., был обнаружен Аркаим. От Синташты до Аркаима напрямую 44 км к северо-западу.






Большой Синташтинский курган сейчас.


На снимке видны две бровки, которые сохранились, в средине погребальная камера, вокруг ров (на снимке темная плоска – это ров), и в основании кургана виден большой могильник. Могильник с северной стороны и большой могильник с южной стороны. На снимке можно различить остатки поселения, это синташтинское поселение, сильно размытое и наполовину уничтоженное.

Большой Синташтинский курган стоял на берегу будущего водохранилища, и его нужно было исследовать, потому что он мог подмываться водами водохранилища. Его начали копать как курган раннежелезного века. В наших степях такие большие курганы насыпали только сарматы. И этот курган первоначально относили к VII-VI вв. до н. э. - это примерно Афины, ранняя Греция. (Самая нижняя, сегодняшняя дата для Синташты и,Аркаима - это XVIII век до н. э., то есть это на тысячу лет позднее, чем считалось во время начала раскопок.)

Раскопки мы вынуждены были проводить в сжатые сроки, т. к. рядом было водохранилище, велись хозяйственные работы, было много техники, и от нас ждали быстрых результатов.

Этот курган стали копать бульдозерами, поскольку считалось, что насыпь обычная, грунтовая, что это просто сложность грунта и здесь вполне можно применить технику. Но в процессе раскопок было обнаружено, что здесь есть масса деревянных конструкций, сырец. К сожалению, мы на это в должной степени не обратили внимания. В настоящее время это современное состояние проб, т. е. до сих пробы стоят, мы их не трогаем.

Дело в том, что половина кургана не исследована даже сейчас! Исследована только одна половина кургана и центральная часть. Конечно, курган надо исследовать, потом надо исследовать полностью, а также исследовать ров вокруг кургана. Ров только зачистили и сделали два разреза. Мы сейчас знаем, что много погребений может быть расположено именно во рвах.

В полах этого кургана не было обнаружено ничего, кроме кусочков битой керамики, это не бытовая, а ритуальная керамика. Но за пределами этого рва, за пределами кургана был обнаружен могильник. Он внешне никак не укреплялся, это был грунтовой могильник. На сегодняшний день это самый богатый могильник евразийских степей. Подобные могильники в XX веке на территории бывшего СССР мы знаем только на Кавказе, но это сравнение только в плане богатства.

Синташтинский могильник - это колоссальное сооружение, и все материалы оттуда сейчас выставлены музее Уфы. В Уфе есть музей археологии и картографии, и Геннинг сдал все материалы туда, поскольку другого археологического музея в округе в то время не было.

Мы знаем конструкции, которые расположены рядом с этим курганом, это таинственное место, так называемый, «китайский домик» такое название этой конструкции дал Владимир Федорович Геннинг. Это место все наполнено культовым содержанием. Там были найдены богатейшие жертвенные комплексы. Причем эти жертвенные комплексы имеют прямое соответствие в Ригведе и Авесте.



К времени Аркаима относится самая древняя в мире колесница, что известна у человечества. Она обнаружена недалеко от Аркаима при раскопках Синташтинского могильника в 70 г.г. прошлого века. Колесница была поставлена в могильную яму, предназначалась умершему воину. Сверху на перекрытии гробницы захоронены лошади с предметами упряжи. Можно сколько угодно спорить, но факт остается фактом. Даже китайские ученые признали, что Китай заимствовал колесницу у народов степей Евразии.


Карта расселения индоевропейцев, ариев по находкам колесниц.

Впервые именно в Синташтинском могильнике были обнаружены колесницы и лошади.


Отпечаток колеса

Самое удивительное было - это колесница. Сегодня аркаимские и синташтинские колесницы считаются самыми древнейшими в мире. Это признаёт вся научная мировая общественность. Это не колесо в Египте, а это колесницы, боевые колесницы с конской тягой.

В Синташтинском могильнике были обнаружены тысячи вещей. Обратите внимание, какие делались прекрасные наконечники. Каменные наконечники - это искусство. Они, безусловно, где-то используются и в практике, но это особый мир вещей.





Это эфедра, у нас все сопочки в «стране городов» обросли эфедрой, это эфедрин. Это то, из чего, считается, приготовлялась хаома.

В каждом могильнике лежали листы, Владимир Федорович Геннинг считал, что это листы для выжимки сомы, хаомы. В Ригведе и Авесте есть миф о боге Сома, с ним связано приготовление опьяняющего наркотического напитка и т. д. Хотя есть разные гипотезы, например, мухомор, но главная, основная гипотеза - это, конечно, эфедрин. Поскольку он и сейчас используется, это галлюциногенный напиток как наркотик. И бог Индра, и вообще все боги пьют хаому, вы, наверное, помните, это сказано и в Авесте, и в Ригведе.

ГЕНИНГ Владимир Федорович (10 мая 1924 с. Подсосново Алтайского кр. – 30 окт. 1993, Киев), археолог, д-р ист. наук (1974), проф. (1985).

Организатор науки, основатель свердловской археол. школы. В 1952 окончил Пермский гос. ун-т. В 1952–54 – преподаватель ср. школы, в 1954 – зам. дир. по науке Удмуртского респ. музея, в 1955–58 – аспирант Ин-та истории языка и литературы Казанского филиала АН СССР, в 1960–74 – преподаватель Уральского гос. ун-та, в 1974–86 – зам. дир. Ин-та археологии АН Украины, в 1978–93 – зав. отд. теории и методики археологии этого же института.

Разработал концепцию ист.-культ. развития Удмуртского Прикамья от эпохи бронзы до позднего средневековья, разработал теорию формирования удмурт. этноса. В 1970-е гг. разработал культур.-хронол. периодизацию Ишимско-Иртышской лесостепи от эпохи неолита до позднего средневековья, универс. программно-стат. метод обработки керамики. Авт. теор. исслед-й в области периодизации археологии, выделения археол. культур, этнич. реконструкций, эмпир. методов исслед-я. Как полевой исследователь провел масштаб. работы в Удмуртии, Зап. Сибири, на Юж. Урале.

Основатель серийного издания «Вопросы археологии Урала», Уральской археологической экспозиции (1961), рук. и организатор археол. исслед-й в зоне новостроек Урала и Сибири.


-------------------------------------------------------------


Очень много на керамике свастики. Вообще, на аркаимской посуде свастика - один из основных видов орнамента. На рисунке видны разные свастические узоры на донышках и стенках сосудов.



Керамика. Когда держишь эту керамику в руках, то сразу видно, что это произведение искусства. Произведение искусства очень легко отличается своим внутренним духом. Когда видишь и понимаешь, что это настоящее творение, а не халтура, с замиранием сердца ощущаешь, что перед тобой действительно шедевр.

Конечно, все это наполнено глубоким смыслом. Есть сосуды с металлом, емкости и сосуды с рудой. С сосудами обращались с большой любовью, можно определить, что их ремонтировали, за ними ухаживали.

Это не наше время, когда мы делаем красивую вещь, но эта вещь очень быстро изнашивается и мы ее выбрасываем. В наше время человечество себя ведет вне пределов экологического мышления. Здесь вещи добротные...

Аркаим - это, безусловно, пал гастрономический центр. Внутренний круг Аркаима - это по размеру внутренний круг Стоунхенджа. И когда вы становитесь в центре Аркаима, то в пяти километрах перед вами вся долина, а обрамляют эту долину холмы. Так вот, все холмы с той стороны, где Солнце, Луна, низкая Луна, высокая Луна и т.д., все испещрены различными сооружениями. Это круги каменные, квадраты, это выложенная свастика. И эта свастика, безусловно, относится к аркаимскому времени.

Могила Заратуштры

В середине кургана, когда его раскапывали, оказалась погребальная камера, сложенная из глины, внутри сохранился очень хорошо деревянный слой. Внутри этой погребальной камеры было зафиксировано сооружение в виде толоса. Погребальная камера сохранилась полностью (её просто сначала не узнали, бульдозером срезали верх, и трехметровая рейка упала прямо на это место).

После того, как деревянную камеру расчистили, там были обнаружены кости человека, но не полный скелет, а частично, и никаких вещей там не оказалось. Загадка состояла в том, что при раскопках стало ясно видно отсутствие каких-либо вещей. Когда археологи копают, даже если очень сильно ограблена камера, всегда что-то остается, какие-то отпечатки и следы. Например, следы золота или бронзы, а здесь не было ничего.


Погребальная камера, сложенная из сырца, деревянные конструкции и вход – реконструкция входа в погребальную камеру была сделана' еще Владимиром Федоровичем Геннингом.

-------------------------------------------------------------

К сожалению, кости из этого кургана были отправлены в Московский институт антропологии. В недрах этого Института антропологии отправленные туда кости и потерялись. Произошло это печальное событие совсем недавно. Из-за сокращения финансирования Академия наук не могла оплачивать подвалы, в которых хранились коллекции, и поступил приказ вывезти все на свалку.



Единственный предмет, который находился в погребальной камере - это остаток очень яркого сосуда. Потом это стало ясно, что это аркаимский сосуд. Этот сосуд и сейчас существует.

Впоследствии, все наши попытки найти эти ящики с останками, к сожалению, ни к чему не привели, и коллекция погибла, погибли уникальные материалы. Оценить эту потерю мы смогли только со временем. Даже после раскопок кургана, уральские, свердловские археологи были убеждены, что это могила раннего железного века.

Все стало ясно спустя только десяток лет, когда мы заново появились в этих местах. Это был 1983 год, когда мы вышли на поселение Аркаим, тогда стало ясно, что перед нами феномен. Сырец, который использовался для этой погребальной камеры, являлся указанием на очень сложное сооружение. Участки этого сооружения сохранились* на снимке можно увидеть ров, колонны и большой вход.


Наверху этого сооружения был расположен сырцовый храм. Высота его в древности была 9-11 м, и это очень сложное, погребально-храмовое сооружение. Многое указывает на то, что это могила великого учителя.

Это захоронение и все памятники Страны городов говорят о колоссальной вспышке культуры. За очень короткий срок происходит и рождение архитектуры, и рождение уникального погребального обряда. Богаче и сложнее погребального обряда, степь не знала и не знает с тех времен и вплоть до наших дней! Это и металлургия, производство. Там все как вспышка. Когда работаешь непосредственно там, то ощущаешь горячий огонь той культуры. Это эпоха Возрождения! Это как греки - они радовались жизни, они радовались каждому мгновению. И эта радость жизни заложена в этих памятниках, в архитектуре, в этом колоссальном труде, в этом искусстве. Такое невозможно без Великого Учителя. Наверное, у него были и последователи.

Давайте вспомним жизнь Зороастра, которая очень хорошо описана. Информация о жизни Зороастра кусочками разбросана по самой разной ведической литературе. Зороастр был хорошо известен в древнем мире. Его хорошо знали древние греки: Заратуштра, Зороастр. Апостолы Христа, Мухаммед и т. д. считали его великим пророком. Мы знаем, что все сегодняшние мировые религии базируются на зороастризме, это общепризнанно, но когда мы говорим о зороастризме, мы говорим о классическом зороастризме, каноническом зороастризме, мы говорим о зороастризме VI века н. э., эпохи Сасанидов.

Теперь немного о Зороастре. Вы знаете, никто никогда не узнает по-настоящему, когда и где жил Зороастр. В отношении Иисуса Христа масса темных мест. Зато по Зороастру известно все: сестра, брат, родственники, куда он пошел, к какому царю, куда он повернулся, куда светило Солнце.

По легенде о Зороастре, принятой сегодняшней исторической наукой, известно, что он жил в поселке на территории Ирана в VI веке до н. э. Это время его рождения, время его жизни.

Однако, есть и другие точки зрения. Например, что он жил в Средней Азии, в Азербайджане. Но мы не сомневаемся, что нашли могилу Зороастра.
Мери Бойс - это крупнейший специалист по зороастризму, английская кембриджская бабушка, у нее вышло три больших тома по зороастризму. У нас издана только выборка из этих томов, популярная книжка, переведенная И.М. Стеблин-Каменским. Так вот, в предисловии своей книги Мери Бойс пишет, что, по анализу текстов, Зороастр родился к востоку от Волги в 1700 г. до н. э.! Это мнение учёного, который совершенно ничего не знал об Аркаиме, тогда еще ничего не было известно о наших раскопках.

Есть великие имена, которые дошли до нашего времени. Это символы, великие учителя человечества. Учителей, вероятно, было много. Бог один, но учителей и сподвижников много. И имя Зороастра стало как бы всеобщим именем, и каждому хочется как-то прикоснуться к этому великому имени. Это великий реформатор, который стал одним из первых отстаивать единобожие. Он создал первую религию откровения.

Помните, в мифе о Зороастре говорится, когда он выходит на берег реки, вероятно, с кожаным ведром, потому что он помогает отцу, а отец - жрец, и ему надо зачерпнуть воду, ему приказывают зачерпнуть чистой воды, и он выходит на середину реки. Эта река не может быть Сырдарья или Амударья. Он выходит на середину реки, значит это какая-то небольшая речка. Он черпает кожаным ведром чистую воду, и перед ним появляется старец светящийся и говорит: «Я тебя отведу к Ахура-Мазде, я тебя отведу к Богу».

И вот это откровение, это первое в мире откровение. Оно легло в основу всех современных мировых религий. И это величие Зороастра, и то, что люди хотят прикоснуться к этому величию и найти корни, я думаю, это совершенно естественно.

Мне очень хотелось бы восстановить эту могилу, насыпать этот курган, восстановить этот курган, пусть не полностью, но восстановить склеп.
У нас есть аэрофотоснимок до процесса раскопок, и там даже виден вход, видна дорога к этому кургану. Совершенно очевидно, что эта погребальная камера посещалась, и посещалась многократно.

Конечно, следует поставить там обелиск. Ведь там была могила Зороастра. Это могила великого учителя человечества.

Я работаю в этой «Стране городов» уже пятнадцать лет, и у меня нет никаких сомнений в своей правоте. Исторически я полностью прав.

Конечно, потребуется время, я думаю, два или четыре года, или пять лет, но это необходимо сделать. И я приглашаю вас, я не исключаю, что появятся какие-то группы, и мы примем участие в воссоздании великого места, святого места на территории России.

И, конечно, я хотел воздать должное своему учителю Владимиру Федоровичу Геннингу. К сожалению, он ошибся, на самом деле он разрушил этот курган, но мы все не застрахованы от ошибок.

О национальной идее

Совершенно очевидно, что Аркаим и другие памятники «страны городов» - это протоиндоевропейская среда, это индоираноарии.

Слово арии имеют разные переводы, например - «дети с неба», но основной перевод - это «свой», то есть «свой, а не чужой». Считается, что термин «арии» возник, когда арийские племена вторглись на чужие территории. Когда они осваивали Индостан и Среднюю Азию, этот термин они несли с собой, говоря, что «мы — свои, а вы-то — чужие». Я уверен, что этот термин возник там, в этой «стране городов».

Вы попробуйте попасть в этот город, если вы не родились в нём, это невозможно, вы никогда туда не пройдете! Лабиринты Синташты: это постоянные изгибы, проходы, как замочные скважины, ниши, тайные проходы из домов в коридоры, когда вас в спину могут убить совершенно спокойно. Т. е. попасть в этот поселок мог только свой, а не чужой. И термин «арии», конечно, возник в этой среде.

Аркаим, Синташта - эта культура существовала до разделения востока и запада, до разделения протоиндоариев и протоираноариев. Круги, квадраты - это только прототип разделения, но это еще и единство противоположностей.

Это культовые сооружения, и термин этот, конечно, возник здесь. Я хочу еще раз подчеркнуть, что это существовало еще до разделения востока и запада. Это греки позже разделили на восток и запад. После греков пошло понятие варвары. Это разделение произошло после великих греко-персидских войн.

А здесь единство в мифологическом мышлении, единство востока и запада. И ранний зороастризм, а мы работаем с протозороастризмом, он наверняка отражает это единство.

Я считаю, что такие памятники должны лечь в основу национальной идеи России. Каждый человек генетически предопределен, он возник не тогда, когда открыл каменное орудие, как это написано в учебниках: вот, мол, обезьяна соорудила каменное орудие - и возник из обезьяны человек. Нет, человек стал человеком, когда у него сформировалась определённая картина мира. И только с этой картиной мира он мог изобрести то уникальное каменное орудие. Это же великое орудие, оно универсально - это и топор, это и пила, и все, что угодно. Каменное орудие - это не примитив.
Так вот, эта картина мира нужна человеку, потому что человек стал человеком, я еще раз повторяю, что это генетически предопределено. И мы сегодня не можем существовать, не имея в себе картины мира, картины своей семьи, картины своего рода, картины своей страны, картины своей земли, а она включает ландшафты и прочее. Это должны понимать мы, а не власти, которые говорят, что мы и так просуществуем без национальной идеи.
В национальной идее - чем она глубже корнями врастает в землю, как говорил Хайдеггер - происходит укоренение народов, только через это укоренение Россия сможет выстоять. И то лучшее будущее, о котором наш народ мечтает и надеется, возможно только в том случае, если мы действительно будем иметь свою картину мира и свою национальную идею.

-------------------------------------------------------------

Сайт "Гиперборея. Города и страны. Глава Аркаим.


**********************************************************

отсюда


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх