На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Опубликован рейтинг мэров за январь-март



Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2020 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).


Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел САЛИН
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Повестка первых двух месяцев наступившего года, в которую были вовлечены главы региональных столиц и крупнейших городов регионов, не отличалась от прошлогодней. В ней просматривались три основные линии.

Во-первых, это парирование градоначальниками и их командами вызовов, связанных с коммунальными, экологическими и инфраструктурными проблемами. Там, где это не удавалось сделать, инциденты попадали в федеральную повестку. В частности, в контексте проблем с ЖКХ прозвучали в СМИ Сыктывкар и Тольятти, причём в последнем ещё и имело место обострение экологической ситуации. Проблемы окружающей среды в Абакане также попали в федеральную повестку.

Отдельной серьёзной проблемой, которую условно также можно назвать экологической, является приближение мусорного коллапса в некоторых регионах. Правда, во многом это завязано не столько на управленческую некомпетентность муниципальных чиновников, сколько на жёсткий клинч между различными группами интересов, которые не желают отдавать контроль над «мусорными» финансовыми потоками. Начало года, когда в некоторых регионах и городах сменились мусорные операторы, лишь обострило ситуацию. В частности, на грани «мусорного» социального взрыва оказалась Тыва, серьёзно осложнилась ситуация в Архангельске, где и так мусорная проблематика со времен протеста в Шиесе вызывает повышенный резонанс.

Вторая линия касалась давно известного противостояния по линии «глава региона – мэр региональной столицы» и имела несколько модификаций. Где-то, как в Екатеринбурге, эта конфликтная линия продолжалась в чистом виде с переменным успехом.

Однако в большинстве случаев в регионах, где наблюдалась эскалация напряженности именно по этой линии, верх одерживали их главы. Как правило, они относятся к «варягам» и успешно продвигали на посты глав региональных столиц таких же «варягов». В частности, в Калмыкии главе региона Бату Хасикову удалось пролоббировать избрание сити-менеджером Дмитрия Трапезникова, что поначалу вызвало массовые акции протеста. Свою линию продолжает гнуть и глава Астраханской области Андрей Бабушкин, который с высокой степенью вероятности уже в ближайшие месяцы получит нового, лояльного ему мэра. Глава Липецкой области Игорь Артамонов сумел развить успех, вынудив уйти в отставку главу горсовета, который являлся последней «точкой сборки» областных элит и составлял конкуренцию протеже губернатора, мэру Евгении Уваркиной. Новые главы в начале года также появились у Барнаула, Кирова и Оренбурга.

Третья линия касалась подготовки к плебисциту по Конституции и оказалась «заморожена в зародыше» после решения перенести голосование на неопределенный срок.

Однако в марте, особенно во второй половине месяца, вслед за федеральным уровнем в региональной и местной повестке стала доминировать эпидемиологическая тема, помноженная на экономические проблемы вследствие падения курса рубля. Причем, судя по «ползучему» введению режима ЧС в столичных регионах, это вскоре ожидает и другие субъекты Федерации. В первую очередь речь идет о наиболее урбанизированных территориях – областных столицах. В этом случае от мэров, как и в других связанных с массовыми настроениями случаях, ожидается умение «держать население», разъясняя ему безальтернативность предпринимаемых мер. Это требует постоянного присутствия в медиа-поле, причём желательно не только и не столько в официальных СМИ, к которым у населения доверия всё меньше, а в соцсетях. Если мэр «выпадает» из коммуникации, то возникает опасный вакуум, который может попытаться заполнить губернатор.

Похожая ситуация произошла на Ставрополье, где мэр краевой столицы Андрей Джатдоев в середине марта на неделю исчез из своего инстаграма, чем породил слухи об инфицировании коронавирусом. Между тем ситуация в регионе вообще и в областном центре в частности достаточно нервозная, закрытие курортов и сопутствующей инфраструктуры серьёзно бьёт по местной экономике, порождая «эффект домино», и на информационной передовой в условиях образовавшегося вакуума оказался губернатор Владимир Владимиров, через соцсети попытавшийся оперативно снять возрастающую напряжённость.

Такая ситуация в условиях ожидающегося апрельского пика коронавируса может стать модельной для крупных городов вообще и областных столиц в частности, но не везде губернатор сможет вовремя заменить «выпавшего» из информповестки мэра. Таким образом, ключевой критерий эффективности, по которому будут оценивать деятельность мэров в ближайшие 2-3 месяца, – способность держать вверенную территорию под контролем в условиях эпидемиологических ограничений и ухудшающейся экономической ситуации.


Михаил БОЧАРОВ
Социолог, заместитель генерального директора Института региональных проблем


На текущий рейтинг мэров городов РФ накладывает свой отпечаток распространение в России коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Наиболее системные меры первым начал применять мэр Москвы Сергей Собянин. Первым среди градоначальников он подписал указ о введении режима повышенной готовности из-за угрозы распространения в столице новой коронавирусной инфекции. В документе говорится, что граждане, прибывшие из КНР, Республики Корея, Италии, Ирана, Франции, ФРГ и Испании, а также других государств с неблагополучной ситуацией с распространением коронавирусной инфекции, обязаны обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в РФ. Другие его указы запретили проводить в столице спортивные, зрелищные, публичные и другие массовые мероприятия в случае, если число их участников превышало 5 тыс. человек, а потом – 50 человек; последовательно отменяли крупные юбилеи, праздники, ограничивали деятельность кинотеатров, закрывали театры, музеи, зрелищные заведения; предложили 65-летним гражданам не выходить из квартир. На сайте мэра Москвы уточняется, что власти столицы за основу для запрета взяли опыт Франции, где изначально отменили мероприятия в закрытых помещениях, а потом распространили эти меры на открытые площадки.

Ещё в тот период более 1500 СМС-сообщений о необходимости самоизоляции было отправлено пассажирам рейсов, которыми летели больные коронавирусом – об этом сообщила журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Около 2 тысяч человек, контактировавших с заболевшими коронавирусом, находятся под медицинским наблюдением в Москве. Это не только ближний круг – друзья и родственники, но также пассажиры рейсов, водители такси, курьеры. После подтверждения диагноза заболевшего пассажирам рейса, на котором прибыл пациент, оперативно осуществляется адресная СМС-рассылка. Адресатов просят перейти в режим самоизоляции и немедленно вызвать скорую помощь.

Быстро устанавливать личности всех прибывших удаётся благодаря анкетированию пассажиров на борту самолета. Эти меры позволяют успешно дистанцировать людей от посещения работы или учёбы и сдерживать распространение инфекции.

Мероприятия по профилактике коронавируса вовремя запустили и активно проводят городские администрации Санкт-Петербурга, Тюмени, Благовещенска, Салехарда, Владивостока, Грозного, Рязани.

Вместе с тем, на фоне этих драматических событий наблюдались настоящие казусы. Мэр города Томска Иван Кляйн на закрытом совещании наградил жену Галину званием «Меценат года». Решение об отказе от торжественного мероприятия по случаю награждения Галины Кляйн было принято в связи с ростом заболеваемости ОРВИ и гриппом. Награду она получила за многолетний вклад бизнеса в развитие Томска. Галина Кляйн стала генеральным директором местного пивоваренного завода в 2013-м. В том же году Иван Кляйн занял пост мэра Томска. Контрольный пакет акций компании Галине Кляйн предложил муж.

Ранее сообщалось, что учащийся в седьмом классе сын главы Серовского городского округа Свердловской области Василия Сизикова в прошлом году заработал более 400 тысяч рублей, получая алименты. В документе также сказано, что школьник пользуется жилым домом площадью 552,8 квадратного метра и 212-метровой квартирой, а его отец — двумя домами площадью 121,3 и 296 квадратных метров. В собственности у мэра и его сына нет ни недвижимости, ни транспортных средств, значится в декларации.

Подобного рода компромат, опубликованный в СМИ, приходится ко времени, когда в этом году в целом по России выборы пройдут в 20 российских городах.

По оценкам специалистов по качеству городского управления, его уровень снизился в Архангельске, Владивостоке, Ярославле, Биробиджане, Барнауле, Астрахани, Нижнем Новгороде, Ижевске, Тамбове и Волгограде. Архангельск занял последнее место в очередном рейтинге эффективности управления городов, подготовленном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) под руководством политологов Дмитрия Орлова и Ростислава Туровского. Столица Архангельской области по сравнению с прошлым годом опустилась на десять пунктов. Второй снизу — Владивосток (он остался по сравнению с прошлым годом на прежнем месте), третий — Ярославль (съехал на 19 пунктов).

Причиной низкой эффективности городской власти может быть отсутствие связки главы муниципалитета с губернатором региона. Возможна и ситуация, при которой связка главы города с губернатором есть, но и губернатор, и глава города не демонстрируют успехов. Лучший пример подобной ситуации — Архангельск. Глава области Игорь Орлов должен в ближайшее время покинуть свой пост, а градоначальник Игорь Годзиш не пользуется высоким авторитетом и не демонстрирует необходимой публичности.

Другая причина низкой эффективности муниципальных властей — чехарда со сменой градоначальников. Вопиющий пример тут – это Владивосток, где с 2016 года сменились пять глав. В Ярославле главы тоже менялись очень часто. Негативно может сказаться и назначение градоначальников-варягов, как в том же Ярославле. Хотя там активный, энергичный мэр Владимир Волков, занявший эту позицию в 2018 году, пока не попадал в заметные скандалы, связанные с управленческими решениями, и достоин находиться в группе середняков.

В тех городах, где сложилась эффективная система муниципального управления, даже в случае смены главы администрации резких изменений не происходит, бюрократическая машина продолжает работать. В качестве примера можно привести Тюмень, чей бывший глава Александр Моор в 2018 году стал губернатором Тюменской области, и Салехард, где новый градоначальник появился осенью 2019 года.

Еще один фактор, который позволяет эффективно руководить городом, — наличие больших финансовых ресурсов. Это актуально для Салехарда и Тюмени, которые являются столицами нефтегазовых регионов, и для исторически богатой Казани. В то же время власти этих городов должны уметь распоряжаться этими ресурсами, так что дело не только в их количестве. Эффективность управления городом зависит и от налаженных связей в работе градоначальников с губернаторами. В случае с Салехардом тоже очевидна командная работа муниципальных и региональных властей; в случае Казани — группы элит разные, но они находятся в устойчивом и давно сложившемся альянсе.

В целом за квартал эффективность управления в городских округах снизилась. Это объясняется многочисленными заменами муниципальных глав и коррупционными скандалами в городских властях. Кадровые ротации в российских городах нужны, но явно требуется время, чтобы новые муниципальные руководители смогли изменить ситуацию к лучшему. Не удивительно в этих условиях и развёртывание дискуссии о целесообразности возвращения к модели прямых выборов главы города.

Замены глав городов и уголовные разбирательства в отношении муниципальных властей — это следствие не только снижения уровня управления, но и интенсивной ротации губернаторов в последние 2-3 года. Новый губернатор-технократ, ещё будучи в статусе врио, начинает активно менять глав или сити-менеджеров областных центров, чтобы к выборам удовлетворить запрос избирателей на широкое обновление власти. Кроме того, в преддверии отставки губернатора в отношении бывших мэров и вице-мэров, как правило, чаще возбуждаются уголовные дела, которые и обосновывают необходимость губернаторских замен.


Сергей МАРКОВ
Политолог, генеральный директор Института политических исследований


В сложившихся непростых условиях эпидемии мэры многое могут сделать. Первое и самое главное – они должны отменять все массовые мероприятия. Во многих местах градоначальниками были предприняты оперативные меры в отношении большого скопления людей, но отменены были не все мероприятия и не везде, или сделано это было несвоевременно.

Мэры должны говорить – общаться, разъяснять, выходить на бизнес и чётко распределять усилия по борьбе с распространением коронавируса через свои департаменты. Например, даже в Москве вовремя не были взяты под контроль фитнесс-центры, владельцам которых не разъясняли важность принятия мер по обеззараживанию помещений и ограничению численности посетителей, не говоря уже о том, чтобы закрыть на какой-то период. Спортивным чиновникам в Москве следовало бы заняться этим ещё несколько недель назад. Тренажёрные залы посещают миллионы людей, самая активная часть населения! И сделать их жизнь безопасной – прямая обязанность мэра и органов власти, которые ему подчинены.

Определенной сдерживающей тактики надо придерживаться в отношении общественного транспорта: перевести его на круглосуточный режим, «размазав» тем самым пассажиропотоки, и обязать брать в салоны людей не больше определенного количества. В разных странах места –провокаторы эпидемии различаются. В Испании и Италии – это преимущественно кафе, в Южной Корее – церкви, в Китае – рынки и супермаркеты. В России одно из таких мест – метро, активность пользования которым в Москве уже снижена. Но закрывать подземку полностью нельзя, иначе люди массово пересядут на наземный транспорт.

Нужна массированная кампания по переводу людей всевозможных профессий на дистанционные рабочие места – журналисты, бухгалтеры, менеджеры продаж могут работать вне офиса. В Москве и Питере – самые лучшие возможности для перевода людей на «удалёнку», это во многом останется и после эпидемии – снизится нагрузка на общественные транспорт, будут укрепляться семьи тех же бухгалтеров (это, в основном, женщины), произойдёт удешевление себестоимости труда. Перевод на «дистанционку» – важная и полезная сама по себе мера, которая постепенно станет самой обычной формой трудовой деятельности.

В руках городских властей и работа с многоквартирными домами. Надо проводить информационный ликбез: предписать жильцам ездить в лифте по одному или семьями, все ручки в подъездах должны протираться дезинфицирующим раствором или просто водкой. Массовой работы в этом направлении я не заметил.

В руках градоначальников и развитие онлайн-сервисов. Уже сняты ограничения на доставку товаров. Но не все вопросы решены. Надо элементарно связываться с бизнесом и брать на карандаш возникающие проблемы. Нужен прямой диалог, участие в нескольких сотнях конкретных случаев, в частности, просто помогать.

Учитывая экономические проблемы, спровоцированные эпидемиологическим кризисом, лучшее, что могут сделать мэры на местах – быть на связи с руководством предприятий, бизнесом – всеми теми субъектами экономических отношений, от которых зависит благополучие людей на конкретной территории. И оперативно проблемы разрешать: подвижки в мелких нюансах в том или ином узком сегменте могут существенно повлиять на развитие ситуации к лучшему.

Также необходимо обеспечить доступность развлекательных онлайн-ресурсов – тех же кинотеатров. Использовать время эпидемии для рывка цифровых услуг. Поддержать переход школ и университетов на дистанционный формат обучения.

Москва и Питер – это 90 % потенциальных больных коронавирусом. Поэтому спрос, в первую очередь, с мэров этих городов, они сейчас задают тон и предстают образцами новых управленческих алгоритмов и решений, связанных с возникшей эпидемиологической ситуацией. Но ещё неделю назад надо было ограничить авиасообщение со столицами. В этом направлении действия всех наших властей, скорее, надо расценивать как безалаберные. Хотя понятно, что здесь явно прослеживалось давление авиакомпаний.

Ведь очевидно: если в столицах удастся сдержать разгул вируса, то до маленьких городов он может не дойти. Поэтому, учитывая медленную раскачку мэров (на ограничение тех же собраний – не более 50 человек, когда вокруг в мире уже бушевала эпидемия), считаю, что принимавшиеся градоначальниками меры в обсуждаемый период в целом были недостаточны.

Роман СМИРНОВ
Политолог, электоральный юрист. Президент Ассоциации политических юристов, учредитель Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), член Комитета по политическим технологиям РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью)


Сегодня мы наблюдаем ряд фундаментальных изменений, происходящих в стране. В первую очередь, это изменения правового поля и политической системы в целом. Это фиксация в Конституции уже фактически складывающегося уклада, оговаривающая общность всей власти в стране, где подчеркивается, что власть в России – единая.

В системе властной вертикали планируются радикальные перемены в структуре муниципального управления. По сути дела должно произойти упорядочивание уже сложившейся системы взаимоотношений органов местного самоуправления, включая исполнительную и представительную власть, с региональной и федеральной властью.

Самые главные изменения, которые должны укрепить и повысить статус муниципальной власти, – увеличение объёмов полномочий в плане возможностей по составлению бюджета, пополнению доходной части бюджета органами местного самоуправления. Эти изменения, с точки зрения большей финансовой свободы, де-юре фактически меняют систему публичной власти, закрепляют за муниципалитетами реальный статус нижних этажей власти.

При этом муниципальному этажу важно помнить о необходимости говорить с людьми. Также важно создавать условия для политического диалога – муниципальная ступень уже доказала, что может быть хорошей школой для выращивания кадров более высокого уровня. Уже достаточно примеров, когда мэры доказали свою состоятельность, адекватность и вышли на новые уровни с багажом управления пусть и небольшими, но территориями, с умением договариваться с элитами, развиваясь с низового уровня. Сейчас таких возможностей станет больше.

Надо активизировать работу Ассоциаций муниципальных образований, чья деятельность сегодня сильно бы пригодилась в свете прогнозируемых негативных для экономики последствий эпидемии коронавируса, которая ударит по принятым решениям. Таких площадок для диалога и реализации идей почти не осталось, а есть чисто формальные собрания с декларативным итогом. Между тем, обсуждение поправок в Конституцию, с точки зрения организации местного самоуправления, очень важно. С точки зрения участия мэров: важна максимальная вовлечённость в дискуссию в качестве коммуникаторов – информирование граждан, разъяснение им сути принимаемых поправок и дискуссия в более широком формате – как с людьми, так и с верхними этажами власти.

Николай СОРОКИН
Директор Института национальных кризисов


При выборе кандидатуры на должность мэра обязательно нужно опираться на серьёзные личности, известные и крупные. Мэр должен быть не ставленником каких бы то ни было группировок, а совершенно независимым чиновником общефедерального значения.

Однако, выдвигая такие требования, надо понимать, что города в России часто имеют возможности полярные. Совсем грубо я разделил бы их на две группы. Это крупные города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и большие областные столицы-миллионники (Новосибирск, Челябинск, Омск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Сочи и др.) – где должность мэров ко многому обязывает, там действительно многое ставится федеральным руководством на градоначальников, и проводятся определенные программы. Зачастую эти города сегодня контрастируют с самими собой лет 5-10-20 назад. А есть города крупные, но совершенно иной категории – которые не нашли пока признания у федерации, по крайней мере, в части коммуникации с мэрами. Собственных доходов, которые есть у таких городов, ни на что не хватает. Это большинство региональных столиц РФ, некоторые города на слуху у всех, но сделать там ничего невозможно.

Есть, конечно, шанс на программы нескольких нацпроектов, запущенных благодаря экономисту Андрею Белоусову – нынешнему первому заместителю председателя правительства РФ, а ранее – помощнику президента РФ. Есть надежда, что эти программы коснутся вот этой категории «обделённых» и помогут навести определенный порядок в не самых крупных городах, но столицах наших территорий, где нет нефтяных или иных бизнес-баз.

Конечно, называть Сергея Собянина просто мэром, а он глава крупнейшей агломерации, не совсем корректно, как и ранжировать его рейтинг в линейке с мэром почти любого регионального города. В Москве гораздо легче привлечь финансы. Возьмем, например, Хабаровск – крупный город- полумиллионник, жители которого не имеют хороших бонусов в виде плодородных земель (как на юге или в Поволжье) или больших возможностей для заработка (как в федеральных центрах), нефти, как в той же Казани, и где судьба жителей напрямую зависит от мэра и умения правильно привлекать ресурсы, и не какие-нибудь мифические, а федеральные.

Мэр должен быть на своём месте, должен обращаться к федеральным властям с прямыми запросами. Здесь же вспоминается Волгоград (Сталинград), где расположен большой и святой для всех нас памятный монумент, к которому, к сожалению, ведут разбитые вдрызг дороги. Там построили большой стадион, а на асфальт денег не хватает. Думаю, в ближайшие полгода мы увидим кардинально изменившуюся картину, когда мэры смогут изменить ситуацию в ту или иную сторону.

Последние события на федеральном уровне – инициирование поправок в Конституцию, смена бесполезного Медведева на модератора процессов Мишустина – всё это призвано служить одной цели: максимальному укреплению вертикали. И мэры городов будут настолько успешны в ней, насколько они сумеют до этой вертикали достучаться и сотрудничать с ней, включаться в истории создания федеральных программ. Одним из условий успешного мэрства всегда была близость к федералам. Сейчас эта закономерность стала ещё явственнее.

Дмитрий ГУСЕВ
Политтехнолог, председатель Наблюдательного совета консалтингового агентства «Bakster Group»


Ситуация с эпидемией в стране — это испытание для всей власти, независимо от её уровня, она коснётся даже мэра самого маленького посёлка, не говоря уже о градоначальниках областных столиц или городов федерального значения.

Любое ухудшение политической, биологической ситуации в стране осложняет работу власти. Мэров в ближайшее время ждёт больше работы, будет больше и спрос, и ответственность. Больше сил уже уходит, чтобы сохранить спокойствие – такова данность весны 2020 года.

Естественно, в этой непростой ситуации мэры будут полезны и смогут проявить себя. Опыт показывает: если власть сумеет сохранить спокойствие людей, то всё будет хорошо.

Хороший пример подаёт мэр Москвы, который сразу занял открытую позицию и своевременно информирует людей о каждом своём шаге, о каждом событии, связанном с эпидемией. Такая политика открытости играет на общее благо, эта политика правильная. Когда власть сообщает обо всех своих действиях, обо всём, что происходит, информирует людей – это не даёт возможности проникнуть в медиаповестку слухам и фейкам, не дает возможности зародиться панике.

Первая группа рейтинга





В рассматриваемый период Максим Ряшин (Ханты-Мансийск) сохранил прежнее высокое положение в «Национальном рейтинге».

Позитивный резонанс получило сообщение мэра о том, что, по данным института географии РАН, окружной центр вошёл в пятёрку самых быстро растущих городов России.

Эксперты отмечали, что в городской экономике ситуация также благоприятна (во всяком случае, была таковой до последнего «пандемического» времени). Ханты-Мансийск – в тройке самых инвестиционно-привлекательных территорий автономного округа. В городе за счёт инвесторов возводится 16 объектов (кроме жилья) на сумму около 5 млрд рублей. В прошлом году зафиксирован рекорд: самый низкий за последнюю пятилетку уровень безработицы (0,29%). Увеличилась, в отличие от большинства других территорий РФ, численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

В плюс руководителю муниципалитета наблюдатели ставят активное развитие инициативного бюджетирования – первые проекты реализованы в сфере благоустройства. Большая работа проводится по ремонту муниципальных дорог, переселению жителей из аварийных деревянных домов. Параллельно разрабатывается новая программа капремонта «деревяшек». Динамично развиваются новые территории города (жилые микрорайоны «Иртыш», «Западный», «Учхоз», «Восточный»).

При этом некоторые эксперты указывают на то, что Ханты-Мансийск не свободен от коррупции. Её признаки, в частности, обнаружились при определении подрядчика для очистки от снега внутриквартальных проездов. ООО «Экосервис», которое мэрия выбрала для исполнения контракта почти на 40 млн руб., оказалось не в состоянии выполнить свои обязательства. Компания, которая даже не имеет техники для соответствующих работ, по утверждению ряда наблюдателей, связана с другом мэра города. Этим якобы объясняется и получение контракта, и отсутствие претензий к компании со стороны муниципалитета.

В марте стало известно, что глава города Ханты-Мансийска Максим Ряшин вошёл в обновленный состав Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (в неё входят 143 человека – члены Совета Федерации, федерального кабмина, губернаторы, представители ведомств и муниципалитетов). Это событие поддержало имидж мэра, но его позиция в «Национальном рейтинге» осталась прежней.

Александр Беглов (город федерального значения Санкт-Петербург) за три месяца 2020-го прибавил 1 пункт в «Национальном рейтинге».

В начале марта прошло кадровое укрепление городской администрации: в качестве кандидатуры на должность вице-губернатора по социальной политике Александр Беглов выдвинул профессора-медика Олега Эргашева – главного хирурга Комитета по здравоохранению Ленинградской области. В свою очередь Анна Митянина, занимавшая упомянутый пост, стала детским омбудсменом, одержав победу с перевесом всего в один голос над кандидатурой, которую, как считается, опекал председатель Заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров. В этой связи наблюдатели опять вспомнили о противостоянии губернатора и спикера.

Александр Беглов и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко недавно вновь высказались за интеграцию регионов, и в этом свете назначение Олега Эргашева выглядит логичным и подтверждает тенденцию активизации обмена кадрами между Санкт-Петербургом и областью.

Предложенную Александром Бегловым кандидатуру Олега Эргашева Заксобрание утвердило. Эксперты говорят, что его медицинские познания необходимо начать применять на практике буквально с колёс, учитывая опасность коронавируса. К слову, Александр Беглов призвал жителей других регионов России воздержаться от поездок в северную столицу из-за распространения инфекции (что ударит по авиакомпаниям и сфере услуг города), а петербуржцам запретил собираться в количестве более 50 человек. Отменён Петербургский экономический форум (в прошлом году на нём подписали 745 контрактов и соглашений на общую сумму 3,3 трлн рублей, а местный бюджет получал от ПМЭФ порядка 2,5 млрд рублей в виде налогов и других платежей). Хотя ситуация по коронавирусу в городе на Неве не такая острая, как в Москве, Александр Беглов призвал поддержать малый и средний бизнес, что вызвало одобрение в среде предпринимателей. Он также обвинил спекулянтов в создании ажиотажа в магазинах.

Как полагают наблюдатели, Александр Беглов теряет очки из-за очередной ситуации, когда вновь построенный жилой массив не имеет развитой социальной инфраструктуры – такой подход давно ставится жителями Санкт-Петербурга в упрёк муниципальной власти, хотя Александр Беглов ранее уже требовал от чиновников не допускать дисбаланса между социальной инфраструктурой и жилой застройкой. В данном случае скандал вышел на федеральный уровень после письма жителей нового микрорайона Владимиру Путину с просьбой построить школу.

Тем не менее, указывают эксперты, Александр Беглов считает, что в Петербурге уровень социальной защищенности — один из самых высоких в России. Эксперты согласны с этим: пенсионеры и горожане-льготники имеют право на бесплатный проезд в электричках, мамы с детьми получают дополнительные выплаты, создана служба социальных участковых, организована услуга социальной няни. В рамках программы «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге» в 110 поликлиниках внедрены бережливые технологии, 102 тысячи петербуржцев получили высокотехнологичную медицинскую помощь, были открыты 8 центров амбулаторной онкологической помощи, а в 2020 году их планируют открыть ещё 5.

Александр Беглов отметил, что все эти меры потребовали немалых затрат, однако в прошлом году город заработал около 630 миллиардов рублей. Собственные доходы бюджета увеличились на 55 миллиардов. Поэтому определенные резервы город накопил.

После того, как Ибрагим Закриев возглавил Администрацию Главы и Правительства Чеченской республики, мэром Грозного стал Иса Хаджимурадов. В отличие от достаточно распространенной в других российских городах практики затягивать конкурс, в Грозном его провели оперативно. Конкуренцию нынешнему мэру составлял местный предприниматель, за которым в подобных процедурах твердо закрепилась репутация «технического кандидата», поэтому сомнений в итоговой победе Исы Хаджимурадова у экспертов не было.

Кроме того, среди информации из Грозного эксперты выделили два сюжета. Первый из них связан с беспрецедентно жесткими действиями властей, направленными против распространения коронавируса. Исключительно сильный резонанс получило намерение городской администрации (санкционированное, разумеется, Рамзаном Кадыровым) изымать заброшенные и запущенные участки и сооружения, в том числе у частных граждан, если они не приведут своё имущество в надлежащий вид.

Иса Хаджимурадов до последнего назначения недолгое время занимал должность первого вице-мэра Грозного, до этого являясь руководителем департамента внешних сношений правительства Чечни. Его опыт работы с муниципальным хозяйством вызывает сомнения у многих экспертов «Национального рейтинга». При этом очередная ротация в чеченском руководстве подтвердила исключительный кадровый потенциал, который связан с постом мэра Грозного.


Окончание здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх