ЖеЖ

50 131 подписчик

Свежие комментарии

2 типа красавиц пушкинского времени: Алябьева и Гончарова

Можно спорить из XXI века: была ли Наталья Гончарова красавицей? Для современников – да. И бесспорной.

Одно из развлечений светской жизни: сравнивать красавиц. Их даже классифицировали.

"Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой"
.

Москвички Александра Васильевна Алябьева и Наталья Николаевна Гончарова были ровесницами.

Поэтому их одновременно стали вывозить в свет. Алябьеву сразу же прозвали «богиней».

Князь Петр Вяземский называл красоту Алябьевой «классической» (письмо Пушкину от 26 апреля 1830 г.). Почему? Черты ее лица и фигура похожи на античные статуи. Классическая = античная красота. А древние скульпторы ваяли именно богинь. Кроме того, красота скульптур – это некоторая холодность, умение «подать» себя как красавицу.

Как еще называли Александру Васильевну современники? Николай Языков: чудо красоты, украшение Москвы, соперница Геры и Венеры.

Ей посвящали стихи поэты того времени.



Стихи Н. Языкова А. В. Алябьевой.

Обитатели XXI могут удивиться, глядя на ее черты лица: что в ней красивого? Обратимся к мнению тех, кто видел ее «вживую».

В 1832 году Алябьева вышла замуж за помещика А.Н. Киреева. У супругов родились дети.

Крестным отцом детей был император Николай I. Это информация к сведению тех, кто любит искать грязь там, где ее нет. Император был крестным многих детей.

Красавица немного располнела. Жили в Москве, а в 1836 году приехали в столицу (= Петербург) на Масленицу.


П. З. Захаров Портрет Алябьевой 1844 г.

Александр Тургенев жил за границей и интересовался происходящим в России. Значимое событие – появление на балу красавицы Киреевой – описал ему в письме тот же ценитель прекрасного, князь Вяземский:


Отрывок из письма Вяземского о появлении Александры Киреевой на балу.

Сравнивали трех красавиц: Кирееву (Алябьеву), Завадовскую (Влодек), Пушкину (Гончарову).

Красота обычно с годами блекнет. Возраст и расстроенное здоровье дают о себе знать. Наталью Пушкину, прожившую всего 51 год, не узнать на фотографиях 1860 года (ей 48 лет).

А как выглядела ее соперница Алябьева в том же возрасте? Остались воспоминания Анны Тютчевой (9 июня 1855):

«У меня была с визитом г-жа Киреева, московская дама, очень известная несколько лет назад своей большой красотой... Она сохранила еще остатки былой красоты и, несмотря на некоторую полноту, ее черты не утратили еще античную правильность. … Когда она с вами говорит о политике или метафизике, хочется сказать ей: «Ах, сударыня, какой у вас красивый нос...»

Что же насчет романтической красоты Натали Гончаровой?

1820-1830-е годы – это время романтизма. Женщина этой эпохи должна быть мечтательной, бледной (здоровье и полнота остались во времена Екатерины II), грустной.

Внучка М. Кутузова, жена австрийского посланника Дарья Федоровна Фикельмон, несколько раз описывала внешность Натали.

Ее красоту называли поэтической, подчеркивая гений Пушкина и «образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца» (запись в дневнике от 21 ноября 1832 года).

В том же дневнике, который посольша вела для себя, не для публикации:


Отрывок из дневника Д. Фикельмон.

2 типа красоты видны и на примере дочерей Николая I. Современники в конце 1830-х – начале 1840-х спорили: какая из великих княжон самая-самая?

Две старшие – Мария и Ольга – были похожи на отца. Это классическая красота. Бесстрастные черты лица античных богинь:


Великие княжны Мария (в гoлyбoм платье) и Ольга Николаевны (сидит).

А младшая – Александра – это красота романтическая.


Портрет Великой княжны Александры Николаевны.

Что и подтвердила ее жизнь, закончившаяся очень рано.

отсюда


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх