На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Мусульманское масонство. Часть 3


Аллея молодежи и панарамный вид на город Бишкек

Глеб Простаков

Часть 3.5

Борьба за умы и души

Находясь на пересечении великого шелкового и великого тюркского пути, Кыргызстан – место встречи геополитических интересов четырех великих держав: США, России, Китая и Турции. Каждая из них владеет Кыргызстаном по-своему. Россия – с помощью единого экономического пространства и доминанты русского языка. Китай – как крупнейший инвестор и главный поставщик потребительских товаров. Турция – как патрон тюркского мира и еще один крупный инвестор, США – как важнейший источник грантов и институциональной поддержки.

Удивительным образом четыре крупнейших университета страны дублируют эту структуру: Кыргызско-турецкий университет «Манас», турецкий университет «Ататюрк-Алатоо», Кыргызско-российский Славянский университет, Американский университет в Центральной Азии (АУЦА) и Институт Конфуция. Что это как не борьба за умы и души?


«Гюлен не ставит задачу захвата власти, так же как Гаспринский не ставил задачу захвата власти в XIX веке», - уверяла меня Ишенкуль Болджурова. Исмаил Гаспринский — известный крымскотатарский политик и интеллектуал, приверженец идеи российско-турецкого стратегического партнерства. Так называемые новометодные школы Гаспринского, противопоставившие себя традиционному исламскому обучению (которое состояло преимущественно в чтении Корана) преследовали важную цель создания класса профессиональных управленцев в таких регионах, как Татарстан, Башкирия, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. Эти управленцы должны были стать главными проводниками идей и целей царского дома Романовых.

Эта история легко перекладывается на современность.Трансформация США из страны возможностей для мигрантов в мирового гегемона, чьи интересы не сдерживаются границами других государств, предполагает создание лояльного класса управленцев в государствах-клиентах. Потребность в новых мигрантах постепенно сходит на нет. США нужна не столько рабочая сила (стоит задача легализации уже прибывших мигрантов), лишь очень избирательный импорт талантов.


США формирует лояльную себе элиту в странах-клиентах по всему миру, а школы "Себат" и турецкие университеты - идеальный инструмент для выполнения этой задачи

Массовая миграция усугубляет цивилизационные конфликты. Но теперь не нужно охотиться за грин-картой и копить деньги на обучение в престижном американском вузе - Америка сама идет к вам. США формирует лояльную своим национальным интересам элиту на местах.

В этом смысле сверхвлиятельный турок ФетхуллахГюлен – идеальный проводник этих идей в странах тюркского пояса и шире – во всем исламском мире.

Он формирует там класс местной интеллигенции, которая способна самореализоваться у себя на родине, может быть преимущественно мусульманской, но при этом оставаться верной западным ценностям.

«Я мог бы легко получить вид на жительство и даже гражданство любой другой страны, учитывая то, где я работаю. Но я чувствую себя конкурентоспособным именно в Кыргызстане и хочу остаться здесь», - говорил мне Актилек Тунгатаров из Kumtor Gold Company.

Новая, ненавязчивая колониальная политика, от которой странам-реципиентам не только не больно, но даже приятно, может выглядеть именно так.

Два сценария для Кыргызстана

Турция первой признала независимость Кыргызстана и первой же пришла в сферу образования в Кыргызстане с момента обретения независимости. Во многом это была заслуга турецкого премьер-министра Тургута Озала. «Я помню, как мы встречали его в аэропорту Бишкека. Тогда он припал к земле, сказал, что Кыргызстан для него — это «Ата долу», земля отцов.

Ведь именно отсюда, из Средней Азии, пришли современные турки. Этим он хотел показать, что Турция протягивает руку помощи в сложное для кыргызов время», — рассказывает Ишенкуль Болджурова.

«Покупай, когда дешево», - скажут другие, а руку помощи назовут попыткой втянуть неокрепший Кыргызстан в орбиту влияния Турции.В 2009 году был создан Совет тюркских государств. Турция, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан даже утвердили единый для членов Совета флаг.

Организация так и не стала точкой сборки тюркского мира, сейчас о ней почти ничего не слышно. Кыргызстан начал движение в сторону сближения с Россией, и в 2015 году стал членом Таможенного союза.

Пантюркистский проект Анкары сменил паносманистский, акценты во внешней политике Турции тоже изменились, а Кыргызстан более не входит в сферу ее стратегических интересов.

Зато Кыргызстан важен для Вашингтона, который видит в нем ключ к контролю над всей Средней Азией. И созданная «сеть двойного назначения» – школы, университеты, языковые курсы – оказались как нельзя кстати.


Панттюркистский проект Анкары потерпел неудачу. Турция так и не стала центром интеграционного объединения Союз тюркских государств, и вынуждена делить влияние на Среднюю Азию с Россией, Китаем и США

«Сеть Гюлена, прикрываясь идеями османзима, следует курсу на американизацию. В турецких лицеях турецкий язык является предметом по выбору, тогда как английский – обязательным. США выдают за проект в поддержку османизма «награду за вклад в развитие английского языка», а представители высшего звена ЦРУ – ГрэмФуллер и Генри Барки оказывали Гюлену протекцию, когда решался вопрос о предоставлении ему убежища в США», - утверждает Агил Алескер.

Всего несколько лет назад американская военная база в бишкекском аэропорту «Манас» представляла собой важнейший стратегический объект. По состоянию на 2012 год на базе располагался контингент в 1200 человек военных и персонала из США. По инициативе Кыргызстана в 2009 году был запущен процесс перепрофилирования военной базы в транзитный центр перевозки грузов.

Формально это объяснялось окончанием военной операции коалиции государств во главе с США в Афганистане. Но процесс затянулся, военную базу никто не спешил ликвидировать. Процесс пошел только после смены власти в Кыргызстане в результате революции и событий Арабской весны, которая угрожала докатиться и до Средней Азии.


При определенных услових бишкекский аэропорт "Манас" вновь может стать площадкой для размещения американской военной базы. Политическая нестабильность в Кыргызстане может способствовать неожиданной смене внешнеполитических ориентиров

Война в Сирии и критическое обострение американо-российских отношений вполне могут потребовать обратную конверсию американской базы.

Лоббировать такое решение можно лишь на самом высоком уровне и, заручившись поддержкой влиятельных людей во власти. Так называемые «корпорации выпускников» вполне могут послужить той самой элитой, через которую можно протолкнуть нужное решение.

За этим решением может последовать и вероятный геополитический разворот Кыргызстана, в котором сменяемость власти может привести к изменению и внешней политики. Единые правила Таможенного союза ударили по одному из излюбленных в Кыргызстане видов бизнеса – дешевой растаможке китайских товаров с последующей их переправкой в сопредельные страны, в том числе – в Казахстан и Россию.

При этом преимущества пребывания в Таможенном союзе Кыргызстан еще не успел прочувствовать, поскольку процесс перехода на единые стандарты в республике до сих пор не завершен. Да и сам ЕАЭС сейчас не в лучшей форме, учитывая экономические проблемы ведущей страны объединения России, спровоцированные международными санкциями и падением цен на нефть.


Новая мечеть в центре Бишкека - символ ползучей исламизации пока еще светского Кыргызстана

Экономическую несостоятельность Кыргызстана «органично» дополняет ползучая исламизация. «Бородатые парни активно ведут пропаганду в сельских районах, особенно на юге страны. Об этом мало кто говорит вслух, но религия занимает все большее место в жизни современного Кыргызстана», - рассказывает местный журналист. Огромная строящаяся мечеть в самом центре Бишкека – символ новой реальности, в которую погружается страна.

В начале октября известная кыргызская модель и актриса Айколь Аликжанова объявила о том, что надела хиджаб.

Поступок обладательницы титула Мисс Кыргызстан-2014 вызывал бурную реакцию в обществе. «Когда я выставила свой пост в социальных сетях, я получила большой отклик подписчиков. Я не ожидала, что получу такую поддержку – за сутки 400 комментариев и более 10 тысяч лайков. Люди пишут, что поддерживают мой выбор, желают мне здоровья и счастья».

Нарастающее недовольство вполне может быть использовано в определенный момент для смены курса неустойчивой кыргызской демократии.

Будут ли это радикальные исламисты, ставящие на низы общества, или умеренные гюленисты – новая кыргызская элита, определит, соответственно, и направление разворота. Кыргызстан активно готовится к обоим сценариям развития событий.

Часть 3. 6

Между Баку и Анкарой: исламские протестанты

В Азербайджане иначе отреагировали на попытку переворота в Турции. Один из лучших университетов страны – бакинский «Кавказ» был закрыт сразу после событий 15 июля. Но затем, сменив учредителей с турецких на азербайджанских, вновь открыт.

По сути, вуз национализировали. Университет распрощался почти с полусотней преподавателей-турков. С ними были расторгнуты контракты и выплачены компенсации.

После того, как крупнейший частный телеканал страны ANS анонсировал интервью с Фетхуллахом Гюленом (уже после июльских событий) азербайджанские власти решили его закрыть. Телеканал был популярен, и это решение далось нелегко.

Та же участь постигла газету и сайт многотиражной газеты ZamanAzerbaijan. Гюленисты почувствовали себя в опасности.

Чужой среди своих

На Азербайджан свое влияние гюленисты начали распространять в 90-е годы. В нулевые выяснилось, что у них в Азербайджане есть серьезный бизнес. Кроме образовательной сферы - промышленность, в основном строительство, пищепром, текстиль. Сфера услуг, прежде всего – юриспруденция, из которой – прямая дорога в адвокатуру и к судейским должностям. И, наконец, медиа.

О том, как глубоко пророс гюленизм в Азербайджане, можно судить по ряду не слишком публичных скандалов. Например, в прошлом году выяснилось, что руководителем гюленовской общины был видный чиновник в администрации президента Азербайджана Ильхама Алиева. Заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения АП Эльнур Асланов по-тихому, но все же был уволен. Большого скандала не случилось, никто не хотел выносить сор из избы, но прецедент был создан. Началась охота на ведьм – в высших эшелонах власти стали искать гюленистов.

Среди вероятных кандидатов на увольнение назывался даже влиятельный Ровнаг Абдуллаев, президент государственной нефтяной компании SOCAR. Такие случаи – хорошее объяснение тому, почему борьба с гюленизмом в Азербайджане часто похожа на войну с ветряными мельницами. В свое время отец нынешнего президента Азербайджана Гейдар Алиев провозгласил лозунг «Один народ, два государства».

Турбулентность, в которую попали российско-турецкие отношения после скандала со сбитым турецкими ВВС российским истребителем в конце 2015 года, красочно продемонстрировали воплощенное в действии право азербайджанских властей на собственное, отличное от Анкары, мнение. Тогда отношения Москвы и Баку не только не ухудшились, но наоборот улучшились.

«Впервые в риторике двух стран появилось несвойственное ей ранее выражение «дружественное государство, - отметил политолог Ильгар Велизаде. - Даже когда Давутоглу (бывший премьер-министр Турции – ред.) во время своих визитов в Азербайджан прямо обвинял Россию в развязывании Карабахского конфликта и поддержке Армении – болезненная для нас тема – официальный Баку не спешил вторить этим заявлениям».

Если это не дань влиянию Эрдогана, тогда, возможно у Ильхама Алиева были и собственные мотивы прижать гюленистов? Речь не идет о массовых арестах, как в Турции, и все же открыто назвать себя апологетом идей Фетхуллаха Гюлена в Азербайджане сейчас решится не каждый.

Если источник угрозы для Эрдогана – армия, с помощью которой гюленисты пытались взломать власть в Турции, то в Азербайджане – это оппозиция, которая, несмотря на слабость, могла воспользоваться общественным недовольством для организации азербайджанского майдана.

Не случайно главному оппозиционному политику Азербайджана Али Керимли приписывали связь с гюленистами, хотя сам он это категорически отрицал. События в Турции позволили азербайджанским властям «прикрутить гайки».

На то у них были свои причины. Момент для организации майдана был вполне подходящим: вслед за ценами на нефть подешевел манат, упала реальная заработная плата, урезались бюджетные расходы – крышка кипящего котла могла бы взлететь, найдись правильный повод.

Однако в период активной борьбы с гюленизмом в Азербайджане оппозиция не была в состоянии организовать майдан.

Тот, кто дергает за ниточки

Гюлена называют миллиардером, но никто не знает, откуда у него эти миллиарды. По данным Семена Багдасарова, образовательная империя Фетхуллаха Гюлена оценивается в $26 млрд. «Эти школы и университеты работают официально, платят налоги, поэтому можно приблизительно подсчитать их доход и прибыль, — говорит эксперт. Плюс спонсорские средства от корпораций и частных лиц, которые уже сложнее учесть».

Каково же число последователей Гюлена? «Сами гюленисты говорят о численности в 5 млн человек по всему миру.

Но никто точно не подтвердит справедливость этой оценки, — говорит Агил Алескер. В разных странах проживает несколько десятков тысяч основных членов структуры, а число тех, кто им симпатизирует и кого они используют, несравненно выше».

Объявленная властями война гюленистам не могла не расколоть общество. Так и произошло, — полагает политолог, руководитель центра «Атлас»Эльхан Шахиноглу.

«Атаки властей на гюленистов сказались и на межличностных отношениях. Друзья ругались на этой почве, я лично рассорился с некоторыми людьми, с которыми до того дружил много лет. Споры, которые с улиц переместились в основном в социальные сети, не утихают по сей день», - рассказывает он.



История величайшего турецкого футболиста Хакана Шукюра, популярного в Азербайджане не менее чем в самой Турции, служит ярким примером когнитивного диссонанса, в который были ввергнуты турецкое и азербайджанское общества после событий15-16 июля.

В 2002 году «Босфорский бык», как прозвали Шукюра его фанаты, вместе со своей командой стал бронзовым призером чемпионата мира по футболу.

«Все свои призовые деньги, а это 200 или 250 тысяч долларов, Шукюр отдал организации Гюлена. Можно только представить, какой властью обладал последний, если под его влиянием оказались даже такие звезды, как Шукюр», - говорит Эльхан Шахиноглу.

В 2008 году американский журнал Foreign Policyи, британский Prospect Magazine назвали Фетхуллаха Гюлена ведущим интеллектуалом мира. В том же 2008-м,Хакан Шукюр идет в политику, становится депутатом турецкого парламента от правящей партии ПСР, но в 2013 году выходит из нее в знак протеста против преследования сторонников Гюлена.

В середине августа этого года турецкие власти арестовали отца Хакана Шукюра и выдали ордер на арест самой футбольной звезды. Власть не постеснялась выступить против человека, который был настолько популярен, что его свадьбу в свое время транслировало общенациональное телевидение.

— Все имели дело с фетхуллаховцами. Тотальный террор против таких людей невозможен, иначе посадить можно почти любого, - считает Джавид Мовсумли - Мне кажется, было бы правильно взять выстроенную Гюленом систему под свою опеку, присвоить ее. В гюленистских школах и университетах действительно дают хорошее образование, с этим никто не поспорит. Если государство продолжит репрессии, оно лишь докажет, что ему не нужны башковитые люди. Думаю, что в Азербайджане стоит полностью перевести систему образования на турецкую модель.

— Другими словами, не бить, но приласкать?

— Да, именно так.

Проблема в том, что сил на это у турецкого правительства не хватает. В Турции нет столько учителей, чтобы заменить их в 164-х странах. «В качестве противовеса школам Гюлена Эрдоган открыл фонд «Маариф». Но насколько эта инициатива будет успешной, покажет время», - говорит Агил Алескер.

Идеологически Эрдогану тоже нечего предъявить. Он никогда не цитирует Ататюрка. Но он, будучи исламистом, также не может говорить о своей идеологии открыто в пока еще светском государстве.


Часть 4источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх