
Как уже говорилось ранее, в числе транспортных терминов хеттский наряду с другими индоевропейскими языками унаследовал из праиндоевропейского названия ига или упряжи (yukan < ПИЕ *yugom) и оглобли (ḫissa- < ПИЕ *h2/h3éyHos). К ним можно добавить ещё одно означающее упряжь слово – tūriye- (< ПИЕ *dʰwerhx-), засвидетельствованное также вед. dhūr «упряжь», dhuriya- «упряжное животное», тох. В trusk- «упряжь» и гр. theraps «слуга, соратник» (< *dʰwerhx-h2ep- букв. «пристёгнутый к упряжи»). В отличие от слова *yugom, произведённого от глагольного корня *yewg- «соединять, запрягать», слово tūriye- является непроизводным корневым именем и, соответственно, может быть более древним. Однако эти три термина, по всей видимости, первоначально применялись к плугам и саням и лишь позднее были перенесены на колёсный транспорт.
В хеттском не обнаружено рефлексов общеиндоевропейских названий колеса *kʷekʷlos и *Hrotos, из чего следует, что языковые предки хеттов отделились от праиндоевропейской общности ранее изобретения колёсных повозок, которое произошло ок. 3500 г. до н.э. Хеттское название колеса ḫurki- произведено от ПИЕ глагольного корня *h2werg- «вертеться», как и его тохарские названия (тох. А wärkänt, тох. В косв.п. yerkwantai), однако у этих трёх слов разные суффиксы, что предполагает их независимое друг от друга образование. Исследование анатолийской транспортной терминологии существенно затруднено тем, что до сих пор остаются неизвестными хеттские чтения обозначавщих тяжёлую повозку и лёгкую колесницу слов, которые в текстах Хеттского царства всегда передаются шумерограммами ĜIŠMAR. GÍD.DA и ĜIŠGIGIR.
Первые упоминания собственно хеттского слова, обозначающего колёсную повозку, обнаружены в текстах ассирийского карума (торговой колонии) в городе Канеше (хет. Неса) XX-XVIII вв. до н.э. Эти тексты содержат вообще самые ранние письменно зафиксированные слова на индоевропейском языке. В их число, помимо хеттских и лувийских имён собственных, входят такие лексические заимствования из хеттского в ассирийский диалект аккадского, как išḫiullum – от хет. išḫiul- «договор» (< ПИЕ *seh2- «связывать») и išpattallum – от. хет. išpantalla- «ночной дозор», от išpant «ночь» (< ПИЕ *kʷsp-ent- > вед. kṣap-, авест. xšapan-/xšafn-). Сюда же относится название хеттской повозки ḫulukanni-, которое в ассирийских текстах из Канеша передаётся как ḫulukannum или ḫilukannum. Наиболее правдоподобно собственно хеттское образование этого термина от слова ḫaluka- «сообщение» (чередование ḫa-/ḫu- нередко в хеттском языке) с первоначальным значением «лёгкая повозка, используемая для доставки сообщений». Однако ḫulukanni- не было хеттским чтением шумерограммы ĜIŠGIGIR, поскольку во многих текстах эти термины противопоставляются, напр.: LUGAL-us uizzi nassu ĜIŠGIGIR-it nasma ĜIŠhulugannit INA É-TIM GAL paizzi («царь выходит и отправляется во дворец на ĜIŠGIGIR или на ḫulukanni-») (KUB XIX 128 I 2-5).
Ещё одним хеттским термином для повозки, который пишется в текстах силлабически, является tiyarit-. Этим словом называется средство передвижения Бога грозы в хеттском переложении хурритского мифа об Улликумми. Обычно предполагают, что это хурритское заимствование в хеттский, однако в хурритских текстах такое слово не засвидетельствовано, а его второй элемент -rit может быть производным от ПИЕ глагольного корня *Hret- «бежать».
Хеттские тексты донесли до нас самые ранние достоверные упоминания о военном использовании колесниц. В «Тексте Анитты» (1-я пол. XVIII в. до н.э.), являющемся самым ранним сохранившимся текстом на хеттском (и вообще индоевропейском) языке, повествуется о многочисленных войнах этого царя, который сначала правил в городе Куссаре, а потом перенёс свою столицу в город Канеш (Несу), завоёванный ещё его отцом Питханой. В числе прочего, Анитта разрушил столицу страны Хатти Хаттусу и захватил город Салативару. При описании взятия Салативары его надпись упоминает при неясных обстоятельствах 40 колесниц (ĜIŠGIGIR.MEŠ). Однако «Текст Анитты» сохранился в трёх разных копиях – одной от XVI в. до н.э. и двух от XIII в. до н.э. Колесницы упоминаются только в одной из копий XIII в. до н.э., а самый ранний вариант текста о них умалчивает, из чего можно заключить, что данный отрывок представляет собой позднюю вставку.
Первые надёжные сообщения о колесницах на войне относятся ко времени правления Хаттусили I (1650-1620 гг. до н.э.), который перенёс столицу своего царства из Куссары в Хаттусу и стал основателем хеттского великодержавия. Один из многочисленных походов был им совершён на город Уршу, находившийся в Юго-восточной Анатолии или Северной Сирии. Этому событию посвящён текст из 70 строк «Осада Уршу» (СТН 7), представляющий собой перевод с хеттского языка на аккадский (некоторые отрывки в тексте сохранились по-хеттски). Войска Хаттусили безуспешно осаждают город Уршу, на стороне которого сражаются войска других городов, в т.ч. города Хуруххиш (букв. «Хурритский»). Вначале сообщается о междоусобице в рядах хурритов: «30 колесниц города Хуруххиш, которые вошли в город Ашихи, они взяли и [доставили] в город Хуруххиш» (30 ĜIŠGIGIR.ḪI.A ša URUḪu-ru-uḫ-[ḫi-i]š / ša a-na URUA-ši-ḫi i-ru-bu iṣ-ba-tu-ma a-na URUḪu-ru-uḫ-ḫi-[iš ub-lu]) (KBo 1.11 rev.! 5-6).
Далее хеттский царь бранит одного из своих военачальников за неуспех: «Почему ты не дал сражение? Ты стоишь на колесницах из воды или сам превратился в воду?» (a-na mi-nim ta-ḫa-za la te-pu-uš / [ki-m]a i-na ĜIŠGIGIR.ḪI.A ša me-e ta-az-za-az a-na me-ma-an ta-tu-ur-ma) (KBo 1.11 rev.! 10-11). В ответ на гнев царя его военачальники заверяют: «Мы будем настороже. 80 колесниц и 8 отрядов окружают город» (um-ma šu-nu-ma na-aṣ-ra-nu 80 ĜIŠGIGIR.ḪI.A 8 ÉRIN.MEŠ URUKI-lam la-a-mi) (KBo 1.11 rev.! 26). Из этих сообщений следует, что во второй половине XVII в. до н.э. десятки боевых колесниц уже были в распоряжении как хеттского царя, так и его сирийских противников.
Помимо «Осады Уршу», о военном использовании колесниц упоминают также Анналы Хаттусили. В 4-й год его правления они сообщают, что этот хеттский царь отразил колесницы «страны Аббая» (находившейся где-то в Анатолии), а в 6-й год разграбил город Хассу(ва) в Сирии, вассала царства Ямхад со столицей в Халебе, разбив по пути туда войско царя Ямхада Ярим-лима III. Другой древнейший хеттский письменный памятник («Текст Зукраси») упоминает, что на эту битву военачальники Ярим-лима прибыли с пехотинцами и колесничими. Хаттусили I осуществил и другие успешные кампании в Анатолии и Сирии, а его преемник Мурсили I в 1595 г. до н.э. взял Вавилон, положив там конец власти аморейской династии Хаммурапи. Важную роль в этих далёких походах должны были играть хеттские колесничные части.
Вероятно, в эпоху Древнего царства экипаж колесницы у хеттов, как и у других народов, состоял из двух человек. Однако в эпоху Нового царства (ок. 1350-1200 гг. до н.э.), как о том свидетельствуют многочисленные египетские изображения, в него уже входили три человека – возница, воин со щитом и воин с наступательным оружием. Зачастую высказывается мнение, что главным оружием хеттских колесничных бойцов, в отличие от египетских, было копьё, а не лук, однако оно основывается исключительно на египетских изображениях битвы при Кадеше. На них действительно можно видеть, что все египетские колесничные бойцы вооружены луками, в то время как никто из хеттов луков не имеет, и лишь на колеснице хеттского царя имеется колчан. Каждая хеттская колесница несёт трёх человек, из которых один держит вожжи, другой – щит, а третий – копьё или не держит вообще ничего.

Египетское изображение битвы между египтянами и хеттами при Кадеше
Такого рода изображения, несомненно, порождены запретом представлять противников фараона с наступательным оружием (луками), действовавшим в официальном египетском искусстве в эпоху Рамзеса II. Из сходных соображений египтяне на рельефах этого фараона никогда не представляются убитыми или бегущими. О том, что в битве при Кадеше хетты, как и египтяне, были вооружены луками, можно заключить из надписей, сопровождающих сцены этого сражения. В одной из них деморализованный хетт жалуется, что «не может поднять лук», глядя на «славного Рамзеса», в другой сам египетский фараон хвалится, что «кто бы ни стрелял в моём направлении, их стрелы рассеивались, когда они достигали меня». Сопровождающая сцену с группой пленников надпись гласит: «Список стран, которые поразило Его Величество, действуя в одиночку: трупы, кони и колесницы, луки, мечи, всё оружие войны». Дополнительным подтверждением этого служит рельеф отца Рамзеса II Сети I (при котором, вероятно, указанный запрет ещё не действовал) из храма Амона в Карнаке, на котором во время битвы с египтянами все хеттские колесничные бойцы вооружены луками.

Рельеф Сети I из храма Амона в Карнаке
Из сказанного можно заключить, что, как и все прочие колесницы позднего бронзового века, хеттские колесницы служили прежде всего в качестве мобильных платформ для стрельбы из лука. В случае же прямого соприкосновения с противником колесничные воины хеттов пускали в ход оружие ближнего боя – копья, а также мечи, топоры или палицы. По причине того, что она несла трёх, а не двух человек, хеттская колесница была тяжелее египетской (в связи с чем зачастую имела ось в средней, а не в задней части кузова), а следовательно и медленнее неё, однако при этом она была крепче и не выходила из строя в случае потери одного из бойцов.
Свежие комментарии