На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Когда первые тюрки пришли в Закавказье?

Стойкость религиозных представлений зороастрийцев о противостоянии между ариями (иранцами) и хионитами (хьяона, хунну - тюркоязычными гуннами) свидетельствует об очень раннем проникновении тюрок (не позже середины I тыс. до н.э.) на территорию Большого Ирана. И в частности в Закавказье, где находилась благая страна ариев авестийских гимнов - Арьянам вейджа (пехлеви - Эранвеж). Именно здесь на реках Даити (скорее всего это Аракс) и Раздан (приток Аракса, на нем сейчас стоит город Ереван) арийский князь (кави) Виштаспа молил богов даровать ему победу над его врагами - хьяона, хуннами/хионитами.

Факт раннего появления тюрок в Западной Азии естественно не мог пройти мимо специалистов востоковедов. Выдающийся российский ученый И. В. Пьянков, к сожалению, совсем недавно ушедший из жизни, ссылаясь на давнишний тезис Е.Е. Кузьминой о тюркской принадлежности дандыбаевской археологической культуры Казахстана IX-VIII вв. до н.э., писал, что элита этой культуры вполне могла быть уже тюркоязычной.

Мавзолей бегазы-дандыбаевской археологической культуры Казахстана. Фото википедия.



“Е.Е. Кузьмина считает, что дандыбаевская культура не была связана своим происхождением с андроновским куьтурогенезом и приписывает ее появление приходу с востока племен тюркского происхождения".

"Сказанное выше позволяет предполагать, что тюркский элемент, хотя и не в чистом виде, присутствовал среди кочевников восточной части Евразийских степей уже в древности: пратюрки гуннской ветви – с IX-VIII вв. до н.э., пратюрки огузской ветви – с VIII-VII вв. до н.э.

Можно предполагать, что на запад, вплоть до Центрального Казахстана включительно, тюркоязычные племена продвинулись уже к эпохе раннего железа".

И. В. Пьянков. Иранцы и тюрки в Евразийских степях Скифского и предскифского времени.


В зороастрийских апокалипсических текстах на пехлеви хионы постоянно смешиваются с тюрками. В сущности, именно тюрки ассоциировались у иранцев с народами "Судного дня", теми чей приход приближает конец света. Интересно, что арабы, полностью захватившие Иран в ранее средневековье, в зороастрийской апокалиптике упоминаются лишь вскользь. Это свидетельство того, что эти пророческие тексты базировались на очень древней еще доисламской традиции. И эта традиция из всех врагов Ирана помнила только тюрок. Можно предположить, что такое представление вытекает из самой авестийской традиции, где некие племена хьяона были главными врагами ариев. В отличии от более известных туров (туранцев) между ариями и хйаона (хьяона) по иранским текстам нет никакого родства. К тому же совпадение этнических названий хуннов, хионов и хьяона слишком разительное, чтоб его не учитывать.

Можно предположить, что именно тюркоязычие авестийского народа хьяона стало базисом представлений о том, что Ирану всегда противостоял именно тюркский мир. А не простое совпадение слов тур и турок.

Некрополь Бегазы (бегазы-дандыбаевская археологическая культура) в Казахстане. Фото https://silkadv.com/ru/node/1776



Бахман Яшт
"Те люди, отпрыски Ярости, будут убивать сто, тысячу, десять тысяч раз. Знамена и знаки бесчисленной армии тех демонов с распущенными волосами вернутся. В эранские земли, созданные мною, Ормуздом, широкими рядами придут полчища тюрков и красных хионов с поднятыми знаменами"

Джамасп - наме
Должно знать, что наиболее ужасные времена наступят тогда, когда волколицые (воины) Туркестана устремятся в Ираншахр, чтобы творить зло, а (Праведная) вера чрезвычайно ослабнет и опечалится. А так как они совестливы и больше дорожат доблестью, считая для себя позором убивать (мирных) людей, они (туркестанцы) не будут грабить людей и то, что у них есть («то, что есть в мире»), чтобы не стыдиться своих действий. Владычество тюркских правителей продлится столько-то лет, месяцев и дней с помощью насилия, угнетения и дерзости.

Бронзовая статуэтка мужчины, Ордос, III—I века до н. э. Британский музей.



Интересно, что и исламская традиция "последних дней" также основное внимание уделяла пришельцам с северо-востока. Это говорит о том, что основный пласт подобных представлений пришел в исламскую культуру из зороастризма. Исламский лжемессия Даджжаль должен придти с востока (из Хорасана). О его связи со скандинавским Одином я писал ранее. В хадисах присутствуют фразеологизмы почти идентичные зороастрийским эсхатологическим текстам. Перевод пехлевийского "Бахман Яшта" допускает, что широкими могут быть не только ряды, но и лица "тюрок и красных хионов". В исламских хадисах также речь идет о "красных" людях с широкими лицами (как щиты).

Сахих аль-Бухари
«Судный день не наступит до тех пор, пока вы не сразитесь с народом, который обувается в шерсть. Это – тюрки, у которых узкие глаза, красные лица, широкие носы и лица, подобные окольцованным кожей щитам»

В Византии знали, что персы называли турок "кермихионами" (Karmīr Xyōn - красными хионами, хионитами). Для византийской исторической традиции было также характерно совмещать хионитов, гуннов и турок.

Феофан Византиец "История"
"На восток от Танаида живут турки, в древности называвшиеся массагетами. Персы называют их на своем языке кермихионами. Они отправили в то время к царю Юстину (VI в.) дары и посольство и просили его не принимать к себе аваров".

Феофан Исповедник приводит имя царя красных хионов (хермихионов) созвучное известному тюркскому этническому названию - аскел (эскел, ишкил,эсегел и т.д.). В латинском тексте Анастасия имя Аскела записано как Ascelti regis, т.е допустим и вариант Аскелт. В связи с этим интересна близость имени знаменитого Аскольда (др.-рус. Асколдъ) из ПВЛ и тюркского царя Аскелта.

Феофан Исповедник "Хронография"
"В этом же месяце (июль 563 г.) в Константинополь пришли послы Аскела, царя хермихионов (лат. Ermechionorum), племени, обитающее среди варваров, поблизости от океана.

Иешу Стилит (Иисус Столпник)
«… царь персов Пероз много раз получал от ромеев золото по причине войн, бывших у него с хионитами, которые суть гунны.
«...опустошения и увод в рабство, произведенные гуннами в ромейских землях в 395/6 г. в дни Гонория и Аркадия, сыновей Феодосия великого, когда вся Сирия находилась в их руках.


Изображение хионитского всадника (460-479 гг.) Фото википедия.



В пехлевийском тексте "Города Ирана" (Шахрестаниха-и Эраншахр) авестийский царь хионитов Арджаспа перечислен в одном ряду с тюркскими каганами.

Города Ирана
Он (Спандийад) также основал там чудодейственный «Огонь Вахрам» и вонзил там свое копье, и отправил послание к Йаббу-хагану, Синджебиг-хагану, Чол-хагану, Великому хагану, Гохраму, Туджабу и Арджаспу, царю хионитов, где говорится: «Посмотрите на мое копье. Всякий, кто будет смотреть за движением этого копья, как только двинется на Эраншахр!»

Датировки текстов Авесты всегда представляли существенную проблему, ибо ее части создавались в разное время и на различных территориях Большого Ирана. Но в целом считается, что Младшая Авеста и большинство Яштов были известны уже в ахеменидское время (VI век до н.э.). Соответственно, свидетельства о народе хьяона, хьяонском царе Арджатаспе и хьяонских странах из этих текстов тоже восходят к этому времени.

Дрвасп Яшт (Гош Яшт)(Дрваспа - "Здравие коней", покровительница лошадей)
Для нее совершал почитание высокий разумом Кави Виштаспа на берегу реки Даити: "Даруй мне, благая, могущественная Дрваспа, такое обретение, чтобы я вступил в бой с Ашта-Урвантом, сыном Виспа-Таурва-Ашти, всепокорителем, шлемоносцем, латоносцем, с крепким ошейником (толстошеего), у которого семьсот верблюдов.
Чтобы я вступил в бой с негодяем хьяоной Арджатаспой. Чтобы я вступил в бой с Даршиникой, почитателем дэвов.
И чтобы я вернул Хумаю и Варедкану от хьяонских стран, и чтобы я поразил хьяонские страны пятьюдесятью сотнями ударов, ста тысячами ударов...


Можно предположить, что тюркские племена хьяона нападали на ариев Закавказья из Средней Азии - районов Прикаспия и Приаралья. И. В. Пьянков связывал с тюркоязычными культурами известный некрополь Тагискен Х—VIII вв. до н. э., находившийся в низовьях Сырдарьи.

Руины мавзолея некрополя Тагискен.



В авестийском гимне Анахите (Абан Яшт) царь хьяонов Арджатаспа молил эту богиню о даровании победы над арийскими странами и князем (кави) Виштаспой находясь у моря Воурукаша. Видимо, под морем Ворукаша следует понимать море Каспийское. Сам же Кави Виштаспа молил Анахиту о победе над Арджатаспой у реки Фраздан (река Раздан в Армении). В итоге, богиня Анахита даровала победу арийскому князю, а не хьяонскому.

Абан-яшт (Аредви Сура Анахита - покровительница вод)
Для нее совершал почитание высокий разумом Кави Виштаспа на берегу реки Фраздан (Раздан): И просил у нее:
"Даруй мне такое обретение, о благая могущественная Аредви Сура Анахита, чтобы я стал победителем
зловерного Тантрьяванта, Пешаны, почитателя дэвов, лживого Арджатаспы в борьбе за этот земной мир".

Для нее совершал почитание Вандаремаини Арджатаспа у моря Воурукаша:
И просил у нее: "Даруй мне такое обретение, о благая могущественная Аредви Сура Анахита, чтобы стал я победителем отважного Кави Виштаспы, всадника Заириваири, чтобы я сразил арийские страны пятьюдесятью сотнями ударов...



из блога maximus101


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх