На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Коулрофобия в большой политике

Пару лет назад уважаемый немецкий журнал неожиданно заказал мне статью о «феномене клоунов». В Европе тогда началась эпидемия нападений на прохожих непонятных существ в клоунских масках, которые пугали своих жертв ножами, битами, а то и бензопилами. Я опубликовал тогда небольшой этюд «Эпоха клоунов».

Суть его заключалась в том, что в переломные моменты в западном мире клоун становится ключевой фигурой. Он несет судьбоносную миссию: высмеять, опошлить, опохабить, десакрализировать уходящий мир, чтобы таким своим способом и инструментом расчистить место новой реальности. Так поступали герои Рабле, которые в карнавальных вакханалиях запердели (в прямом смысле) пуританские модели европейского общежития и рыцарского гламура. Так поступали герои Гашека во главе с неподражаемым бравым солдатом Швейком, которые анекдотизировали социальные устои Австро-Венгерского колосса.

И вот появились уличные клоуны-хулиганы, глумящиеся над опасениями, страхами и кошмарами простых людей. Я уже вспоминал, что люблю бывать в европейских столицах в апреле, когда в специальный день можно вываливать мусор из своих квартир прямо на улицы. У меня накопилась целая коллекция черно-белых фото из этих мусорных куч. Девочки в белых кружевных платьях на тенистых аллеях, мальчики с трогательными бабочками, выпускные классы в выглаженной школьной форме на безупречных лужайках гимназий, холеные бабушки в стерильных кафе...

Уличные клоуны-хулиганы сигнализировали об уходе, гибели этого пасторального и безопасного рая. Своими пугающими масками, ножами и битами они провозглашали приход нового мира. Мира, где девочек и мальчиков иногда насилуют прямо на улице, гимназии огораживают стальными заборами и видеокамерами от маньяков и террористов, у бабушек темнокожие пареньки отнимают кошельки прямо в кафе...

Я тогда предположил, что вслед за уличными брутальными клоунами появятся и клоуны-политики, порожденные уже политическими и даже геополитическими кошмарами и ожиданиями новой реальности. И они таки появились. Последний год я с профессиональным интересом наблюдал за целой толпой профессиональных клоунов, которые кувыркаются на политических аренах. Пытаюсь расшифровать их тайные сигналы, понять, какой мир они разрушают и какой ожидают.

Вот, например, миляга Марьян Шарец из сказочной Словении. Он же по сценическому псевдо Иван Серпентиншик, якобы из глухого села, которое глумливо переводится как Залупово. Он мне нравится именно своей клоунской классикой. «Клоун» первоначально означало «жлоб», т.е. неотесанный грубый мужлан, который настолько неделикатен, что иногда говорит правду-матку в глаза. И наш Иван косил под провинциального правдоруба, говоря о том, что никакой Евросоюз не в состоянии спасти страну от коррупции, несправедливости, тупости политиков. Он высмеивал страхи перед международными террористами типа бен Ладена, полагая, что местные политики опаснее для простых людей, чем заезжие бандиты. В результате – второе место на недавних президентских выборах и своя влиятельная партия в парламенте.

Или вот сербский клоун Белый (Лука Максимович). Он действительно «белый клоун» – всегда в ослепительно белых костюмах, на белом коне. Старый мир, который он высмеивает-разрушает, – обитель унылых врущих политиков. А Белый хочет заменить скучное и тоскливое вранье ослепительными фантазиями. Пожалуй, главная позиция в его президентской компании – превратить Сербию из маленькой сельской страны в великую космическую державу (Остапу Бендеру это бы понравилось!). В результате – тоже второе место на прошедшей президентской гонке.

А еще есть великий клоун Беппе (Джузеппе Пьеро Грилло). Основатель итальянского движения «Пять звезд», которое сенсационно вторглось в парламент. И здесь понятно, что хочет разрушить и построить этот клоун. Разрушить мир тотальной демократической фальши, порожденный «кровосмешением» бизнеса и политики. И хочет построить просвещенную диктатуру, которая защитит маленького итальянца и от бизнеса, и от политики, и от демократии. Беппе немолод, но могуч. Он стал кошмаром лощеных итальянских породистых политиков и еще будет гонять их по манежу...

Можно долго перечислять влиятельных клоунов мировой политики, но меня больше других сегодня интригует Пьеро – Петр Порошенко. Он неожиданно и успешно ворвался в западную клоунскую семью. Сначала только внешним видом: клоунскими мятыми одеждами, дырявыми носками, имитацией пьяных жестов (многие клоуны выступали под личиной алкоголиков, включая великого Никулина). Но потом пошла и смысловая клоунада: заявления, программы, угрозы, спичи. Смешно. Но еще есть над чем работать.

Я настолько уже погрузился в атмосферу европейского глумливого карнавала (по Бахтину) и политического смехачества, что позволил бы себе дать новому клоуну несколько советов.

1. Как я уже отмечал, клоун, как правило, интеллигентный человек, который притворяется жлобом. А наш Пьеро – жлоб, который притворяется интеллигентным человеком. Это не совсем органично. Надо бы все поставить на свои места.

2. Он много экспериментирует с коньячной фляжкой. Но здесь надо быть очень осторожным. Даже знаменитый болонский клоун…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх