На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Почему «формула Штайнмайера» не устраивает киевских «математиков»




В последние дни украинским патриотам было плохо. Им, в принципе, всегда нехорошо, но в данном случае страдания стали еще более невыносимыми, ведь в воздухе запахло капитуляцией. Происходит она, конечно же, в Донбассе. Зеленскому уже направлено открытое письмо. Под ним стоят подписи весьма разношерстной публики: писателя-детективщика Кокотюхи, людей, гордо именующих себя руководителями «самообороны Майдана Запорожья», министров, отставных депутатов и многих других. Среди авторов письма, в частности, значатся эксперт по экологической безопасности, независимый эксперт по урбанистике и руководитель движения «Переходи на украинский», носящий «щирую» фамилию Иванов.

С пестрой компанией подписантов солидаризуется Ульяна Супрун, накатавшая длинный пост в «Фейсбуке» и прилепившая к нему картинку со словами: «Капитуляция перед Кремлем не принесет Украине мир». Кроме того, мужчина, грозившийся взорвать мост Метро в Киеве, вроде бы требовал остановить капитуляцию. Правда или нет, пока неясно, но информация в СМИ на сей счет имелась.

В общем, как видим, патриоты всполошились. А встревожили их ранимые души определенные подвижки в процессе урегулирования конфликта на востоке Украине. В начале лета Зеленский попытался оживить практически замерший процесс, и у него получилось. Получилось в том смысле, что вокруг заседаний трехсторонней группы в Минске стало много шума и трескотни. Даже возвращение Леонида Кучмы на роль главы украинской делегации обставили с долей театральщины: экс-президент спросил президента действующего, увидит ли он в его глазах намерение добиться мира, получил утвердительный ответ и согласился.

Вскоре Зеленский поднял тему «нормандского формата», о котором говорили постоянно, однако лидеры четырех стран последнюю встречу провели в октябре 2016-го. И вот в первые дни нынешней осени в Берлине собрались представители Франции, Германии, России и Украины. От РФ был советник президента Владислав Сурков, от «незалежной» — министр иностранных дел Вадим Пристайко и помощник Зеленского Андрей Ермак.

Итог встречи можно описать следующим образом: договорились дальше договариваться. Камнем преткновения оказалась «формула Штайнмайера». Она предполагает проведение выборов в Донбассе по стандартам ОБСЕ, затем предоставление особого статуса, закрепление его в конституции и только потом передача Киеву контроля за российско-украинской границей. Предложения тогдашнего министра иностранных дел Германии (сегодня он занимает пост президента ФРГ) были сделаны почти три года назад, и все это время, пока на Банковой сидел Порошенко, Украина топила «формулу Штайнмайера» в болтовне. Берлинская встреча показала, что и у новой команды по данной части имеются проблемы.

Через несколько дней после консультаций Суркова и Пристайко состоялся обмен пленными. Зеленский назвал его первым шагом на пути к миру и тут же пообещал следующий: развести войска (сначала у Золотого и Петровского, а за ними — по всей линии соприкосновения) и прекратить огонь. 8 сентября по телефону общались президенты России и Франции. Обсуждали урегулирование на востоке Украины, при этом глава РФ предложил письменно закрепить «формулу Штайнмайера».

В целом в начале осени европейские политики смотрели на ситуацию достаточно оптимистично. По результатам беседы Путина и Макрона пресс-служба Елисейского дворца обещала саммит «нормандской четверки» в течение нескольких следующих недель. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас, отчитывавшийся перед бундестагом, отзывался о мирном процессе весьма одобрительно. А руководитель МИД Словакии Мирослав Лайчак, прибывший в Киев на форум «Ялтинская европейская стратегия», назвал «формулу Штайнмайера» хорошей основой для выполнения Минских соглашений. И даже Кучма намекал, что во время встречи в «нормандском формате» может быть подписан «Минск-3».

Впрочем, благодаря стараниям Украины оптимизм быстро улетучился. Владимир Зеленский, выступая в рамках «ялтинской стратегии», вспомнил о миротворцах и заявил: их он хочет видеть исключительно на границе, ибо в противном случае Донбасс превратится в новое Приднестровье или Абхазию. В свою очередь Леонид Кучма поделился убеждением, что президент на особый статус и всеобщую амнистию не пойдет.

В следующие дни главным источником новостей по теме урегулирования в Донбассе стал Вадим Пристайко. Из его слов следовало: никакого особого статуса и изменений в конституции (об этом же говорил и спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков), выборы только вместе со всей Украиной, миротворцы — крайний вариант. Также министр придумал некую «формулу Зеленского» и пообещал дотянуться до жителей Донбасса ментально, дабы поспособствовать их возвращению в состав «незалежной». В качестве же альтернативы особому статусу неподконтрольным территориям предложили включиться в процесс децентрализации.

Таким образом, Киев свою позицию обозначил, хотя могло сложиться впечатление, будто бы категорические заявления предназначены для внутреннего пользования. И сама Украина давала для этого поводы. Перед встречей трехсторонней контактной группы в Минске, состоявшейся 18 сентября, Пристайко дал интервью немецкому изданию Die Welt, где сообщил, что видит со стороны РФ первые признаки готовности к деэскалации конфликта. Российское агентство «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник писало о готовящемся подписании в столице Белоруссии нескольких важных документов, по сути, «дорожной карты» мирного процесса.

Более того, днем 18 сентября глава украинского МИД участвовал в заседании парламентских комитетов по евроинтеграции и иностранным делам и поставил депутатов в известность, что согласился на применение «формулы Штайнмайера». К тому же утром штаб Операции объединенных сил публично заявил о подготовке к разведению войск вдоль всей линии разграничения. В общем, сигналы с украинской стороны шли позитивные и обнадеживающие.

Наступил вечер, и стало ясно: не договорились. Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик фактически ушел от ответа, почему провалился саммит в Минске. А вот делегат от ЛНР Владислав Дейнего прямо обвинил Украину в срыве переговоров. В том же духе высказался и представляющий Россию Борис Грызлов. «Незалежная» ответила комментарием Кучмы: Киев не против «формулы Штайнмайера», но настаивает на выводе иностранных войск и передаче контроля над границей. Это, конечно, полностью выхолащивает упомянутую формулу и сильно отдает дипломатией в стиле Порошенко. Следующее заседание в Минске назначено на 1 октября, дата встречи в «нормандском формате» неизвестна.

«Незалежная» очень похожа на героиню фильма «Покровские ворота», прославившуюся фразой: «Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…». Причем речь не только о переговорах. Взять хотя бы закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Его приняли в 2014-м и затем несколько раз переписывали. В результате Донбассу обещаны свободные выборы, русский язык, трансграничное сотрудничество с РФ и собственная народная милиция, но «незаконные вооруженные формирования» должны быть распущены, а «наемники» выведены. Понятно, если это случится, то закон можно уже не выполнять. Еще забавнее, что сейчас он находится в Конституционном суде, поскольку в предыдущей Верховной Раде обнаружили нарушение 26 статей Основного закона.

И вот представим себе: Берлин и Париж все-таки заставляют Киев...

Полностью читать ЗДЕСЬ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх