На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Почему мелкий бизнес проигрывает



Крупный бизнес чудовищно неэффективен. Там, где обычный предприниматель решает проблему двухминутным звонком по телефону, в корпорации грузят на неделю работой целую команду. Составить бумагу, собрать совещание, подготовить документы, утвердить график… целое приключение, по итогам которого проблема с большой вероятности будет даже не решена, а просто заболтана и забыта.

Причины неэффективности корпораций давно изучены со всех сторон. Весёлые законы Паркинсона объясняют бестолковое поведение «менеджеров среднего звена», а принцип Питера раскрывает тайну их поголовной некомпетентности. Любители копать глубже могут также вспомнить теорию принципала-агента, в полном соответствии с которой плановая экономика СССР проиграла борьбу менее централизованным экономикам Запада. Также в открытом доступе есть методички ЦРУ для вредителей: в них прямо указывается, что в целях саботажа надо работать именно так, как работают обычно в крупных организациях:

https://olegmakarenko.ru/1447137.html

Вместе с тем сплошь и рядом мы видим, что мелкий бизнес, — при всей его кажущейся эффективности и заточенности на результат, — всё же проигрывает конкуренцию более крупной рыбе. Сами мелкие бизнесмены предпочитают кивать на коррупцию, монополизм и тому подобные нерыночные механизмы, однако это не более, чем половина правды.

Вчера я был в мастерской, в которой красят мой автомобиль. Морской климат Петербурга полезен для человеческой кожи, однако вреден для металла, так что за последние 12 лет краску на моём автомобиле обновляют уже в пятый раз. Мастеров я каждый раз выбирал по рекомендациям, и мне везло: качество работ колебалось от удовлетворительного до великолепного. Тем не менее сдачу работ мастерские каждый раз задерживали: иногда на пару дней, иногда на два месяца.

Прямо сейчас дедлайн просрочен уже на три недели, и я буду, пожалуй, приятно удивлён, если оставшиеся работы закончат за полмесяца. На этот раз задержка объясняется тем, что один из мастеров предпочёл работе алкоголь, а раньше у владельцев мастерских находились другие правдоподобные объяснения срыву сроков.

Тут, собственно, и кроется главный секрет, позволяющий крупным организациям выигрывать у мелких. В то время как мелкий бизнес хаотично мечется от заказа к заказу, безнадёжно нарушая свои же собственные графики, у крупного бизнеса есть налаженный конвейер, позволяющий ему работать получать прибыль без остановок. Я не заплачу мастерской больше за то, что она будет делать мой заказ вдвое дольше обещанного: мастерская просто будет работать один месяц бесплатно. Несобранность, неспособность укладываться в сроки бьют в первую очередь по самим мелким бизнесменам. Выполнив за год 15 заказов вместо возможных 30, они всё равно вынуждены будут оплатить аренду помещения и понести прочие постоянные расходы.

Нагляднее всего проблему можно проиллюстрировать на примере фриланса. Последние 20-30 лет из-за искажения рынка программистам платят значительно больше, чем представителям других профессий умственного труда. Одна из причин такого дисбаланса — наличие удалённой работы, которая позволяет программисту сидеть где-нибудь в Весьегонске и работать на заказчика из США, получая от него полновесные 30 долларов в час.

Казалось бы, архивыгодная сделка: любому разумному программисту из России надо срочно бежать регистрироваться на каком-нибудь «Апворке» или «Топтале», чтобы зарабатывать там те 300 тысяч рублей в месяц, которые ему никогда не заплатят в обычном российском офисе. Очевидно, что если на фрилансе работают программисты из Франции, США и Австралии, доходы там вполне достаточные и для российского (не самого высокого в мире) уровня жизни. Тем не менее программист из Весьегонска обычно предпочитает работать в офисе за втрое-впятеро меньшую зарплату, физически сидя на стуле в окружении своих коллег. Разгадка столь странного выбора кроется как раз в неспособности подавляющего большинства людей укладываться в сроки и, вообще, планировать даже собственное время. В офисе программист работает месяц, и ему платят за месяц. Если программист перейдёт на фриланс, у него тут же возникнет куча накладок, он начнёт срывать сроки и невольно обманывать клиентов. Вскоре выяснится, что репутация у него безнадёжно испорчена, а оплаченной работы за тот же потраченный месяц набирается в лучшем случае на несколько дней.

Когда речь идёт не о фрилансере-одиночке, который зависит исключительно от самого себя, а о владельце автомастерской, который зависит и от своих мастеров, и от продавцов запчастей, и от многих других внешних факторов, проблема усугубляется. Выстроить бизнес-процессы так, чтобы недельная работа выполнялась ровно за одну неделю, могут очень немногие: большая часть бизнесменов страдает от собственной неспособности организовать дело, даже не понимая, сколько денег они на этом теряют.

Впрочем, есть в этой ситуации и хорошая сторона. Для тех, кто дружит со временем и укладывается в дедлайны, Россия является настоящей страной возможностей: обычным разгильдяям, коих в российском бизнесе большинство, конкурировать с ними крайне тяжело.

PS. Это пятьдесят седьмая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://olegmakarenko.ru/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх