На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Частушки, матрешки, балалайки... Когда появилась эта "древняя Русь"?



Знаете ли вы, что если бы русского крестьянина хотя бы времен отмены крепостного права запустить в магазин "Русские сувениры", он бы удивленно вытаращил глаза и поинтересовался: "А чаво это у вас тут такое?! Турки, что ли, товаров понавезли?".

Почти все наши "символы старой России" очень позднего происхождения, и в большинстве своем были придуманы ушлыми коммерсантами не раньше конца XIX века.


Балалайка. Тот музыкальный инструмент, который мы знаем под этим названием, появился на свет в конце девятнадцатого века, после того, как в 1883 году музыкант-просветитель Василий Андреев занялся усовершенствованием народного инструмента.



Под его руководством мастера В. Иванов, Ф. Пасербский и другие укоротили корпус, сделали его треугольным, полностью изменили гриф, по сути - создали новый инструмент. Позднее Ф. Пасербский даже оформил в Германии патент на изобретение балалайки. В общем, даже историки музыки признаются, что "можно говорить о существовании двух инструментов: народной и "андреевской" балалаек".

Как выглядела настоящая традиционная русская балалайка, можно увидеть на картине П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835 г.), но этот инструмент уже больше столетия не производится.



Гжель. Белая глина, пригодная для изготовления фарфора, в Бронницком уезде была найдена только в начале XIX века.



Несколько десятилетий здесь выпускали разноцветный расписной фарфор, используя синюю, желтую, лиловую и коричневую краску. Во второй половине XIX века для росписи стали использовать только синий кобальт, и ближе в концу века сложился неповторимый стиль, получивший название "гжель".

Жостовские подносы. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов.



В 1924 г. в деревне Жостово организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос». Отсюда и ведет свое начало жостовская роспись.

Матрешка. Впервые разъемная деревянная кукла, изображавшая нескольких круглолицых крестьянских девушек в цветастых платочках, сарафанах и передниках, была сделана в 1898 году.



Ее изготовил токарь-игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин, работавший в мастерской при магазине "Детское воспитание" в Леонтьевском переулке, владелицей которого была Мария Александровна Мамонтова, жена известного издателя Анатолия Ивановича Мамонтова. А в 1900 году он, по его словам, изобрел трех- и шестиместную матрешку. В этом же 1900 году М. А. Мамонтова представила 8-местную игрушку Матрены на Всемирной выставке в Париже, получив за нее бронзовую медаль и сразу же - заказ на партию таких игрушек. Вот как выглядела эта парижская триумфаторша:



Палехская миниатюра. После Октябрьской революции знаменитые мастера-иконописцы Палеха по понятным причинам практически остались без работы.



Надо было искать новые способы заработка, и в 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Впервые палехские миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Частушки. Частушки появились и быстро набрали популярность в крестьянской среде и среди городских фабричных рабочих в конце XIX века.



Отношение к ним было весьма неоднозначным. Так, Шаляпин буквально ненавидел частушки, он говорил: "Что случилось с ним [народом - ВН], что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…».

отсюда


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх