На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 141 подписчик

Свежие комментарии

Фотографии из СССР. Новокузнецк, группа ТРИВА

Михаил Онуфриенко


Владимир Воробьев. Электрослесарь на коксовой батарее. Новокузнецк. 1980.

Основой для создания группы послужил Кино-корреспондентский пункт Кузнецкого металлургического комбината, громко именующийся киностудией «КМК-фильм». В. Соколаев вспоминает: "Много лет киностудия занималась выпуском документальных кинофильмов о людях комбината... Студия, общей площадью около 300 кв. метров, занимала половину крыла большого здания в центре города. Помещение было насыщено отечественной кино- и фотоаппаратурой, осветительными приборами, звуковой аппаратурой, десятками килограммов фотохимии, сотнями квадратных метров фотобумаги, километрами кинопленки. И всем этим богатством могли пользоваться всего несколько человек, в число которых попал и я. Сначала стал электриком, а потом и фотографом".

Группа выдвинула свой творческий манифест, который декларировал особенности и метод репортажной фотографии - отсутствие спецофотобработки, отсутствие спецкадрирования и так далее. Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.



Владимир Соколаев. Цыганочка-пастушка на коне. Окраина села Онгудай. Сибирь. 1980.

Творческая концепция авторов ТРИВА кратко выражалась так:Смысл – "паспортизация" времени и местаЦель – правда ради правдыЗадача – создание фотодокумента событияЖанр – рабочая и социальная фотографияМетод – репортажныйОграничения при съемке – строгое невмешательство в событиеОграничения при печати – стандартная обработка, печать полного кадраАппаратура – Leica M2, M3, M4 с Summicron 1,4/50, Summilux 2/50


Владимир Воробьев. Молодой отец с приятелем у роддома. Новокузнецк, 1980.

В. Соколаев писал об этом: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50мм. объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в событие стал основным способом съемки.


Владимир Воробьев. Письмо до востребования. Новокузнецк, 1980

Кроме основной задачи - снимать настоящую жизнь во всех ее проявлениях, у группы была и другая цель – посылать работы на зарубежные фотовыставки в обход официальных каналов.


Владимир Воробьев. Люковой со скребком и метлой. Новокузнецк, 1980

В. Соколаев вспоминает: «В 1982 году мы с моими коллегами по фотогруппе „ТРИВА“ набрались храбрости и решили поучаствовать в World Press Photo (самый престижный конкурс фотожурналистики, — прим. Тайга.инфо). А заявки советских фотографов на WPP принимались через „Советское фото“. Отправили через „Советскую почту“. Они дошли до Москвы, их там посмотрели и отправили в Кемеровский обком партии. В Новокузнецке власти были знакомы с нашими фотографиями — они висели на городском стенде, а в обкоме их не знали. Там их разложили на столе и как увидели… Сразу звонок первому секретарю Новокузнецкого горкома партии, он — в машину и в Кемерово. После этого нас начали прессовать, вытеснять».


Владимир Соколаев. Купание в запани на реке Мрас-Су. Кузбасс. 1981

В начале 1982 г. начались проверки группы партийными органами и КГБ, против ТРИВА выступили местные фотографы, реальной была угроза обысков. Большую часть архивов группы пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы ТРИВА была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината заменила весь творческий состав кинофотолаборатории.


Владимир Воробьев. Ощущение материнства. Новокузнецк. 1981

После увольнения Александр Трофимов стал работать самостоятельно. Оба Владимира создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили трудиться вместе. Оставшись без завода, они вышли с "Лейками" на улицы родного города. Вскоре к ним присоединился художник Александр Бобкин.


Владимир Воробьев. Педикюрный кабинет. Новокузнецк. 1981

Полная творческая изоляция, отсутствие выставок и публикаций позволили сконцентрироваться на главном – на фотосъемке. Ежедневно, последовательно и настойчиво на протяжении десяти лет своими бесшумными "Лейками" фотографы ТРИВА создавали местные документы эпохи и философию "решающего и нерешающего мгновения". Первые годы работали в стол, позднее занялись фотографическим самиздатом – склеиванием самодельных фотоальбомов.


Владимир Соколаев. Наблюдение солнечного затмения на машинном дворе. Село Мохово, Кемеровская обл. 1981


Владимир Соколаев. День Донора в рельсобалочном цехе КМК. Новокузнецк. 1981


Владимир Соколаев. Один в ванной. Новокузнецк. 1981


Владимир Соколаев. Елочный базар. Новокузнецк. 1982


Владимир Воробьев. Люди в очереди. Новокузнецк, 1982


Александр Трофимов. На крыше электросталеполавильного цеха в Комсомольске на Амурe. 1982


Владимир Воробьев. Солдат в увольнении. Новокузнецк, 1982


Владимир Соколаев. Культрабтники на сцене. Новокузнецк, 1982.


Владимир Соколаев. Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике. Новокузнецк. 1983


Владимир Соколаев. Торжественная регистрация новорожденного. Новокузнецк, 1983


Владимир Воробьев. Обеденный перерыв в механических мастерских. Новокузнецк, 1983


Владимир Воробьев. Рукоделье на продажу. Новокузнецк.1983


Владимир Воробьев. Джоконда на конкурсе буровиков. Новокузнецк, 1983


Владимир Воробьев. Пассажирка последнего вагона. Новокузнецк. 1983


Владимир Воробьев. Владелец автомобиля с ручным управлением. Новокузнецк. 1983


Владимир Соколаев. Женщина с плакатом спешит на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк. 1983


Владимир Соколаев. Центральный рынок. Новокузнецк. 1983


Владимир Воробьев. Портрет с бюстом основателя СССР. Новокузнецк, 1983.


Владимир Соколаев. Вывоз строительного мусора. Новокузнецк. 1984


Владимир Воробьев. Праздник Масленицы у шахтеров. Новокузнецк. 1984


Владимир Соколаев. Утренняя очередь в Сандуновские бани. Москва. 1984


Владимир Воробьев. Чиновник в детском саду. Тисуль. 1984.


Владимир Воробьев. Обед в детском доме. Новокузнецк, 1984


Владимир Соколаев. Жаркий день в глиняном карьере. Окраина Новокузнецка


Владимир Воробьев. Женщина с суповым набором. Новокузнецк, 1984.


Владимир Воробьев. Тень и стулья. Новокузнецк, 1984


Владимир Соколаев. Новая шляпка. Новокузнецк. 1985


Владимир Соколаев. Рейсовый автобус на проселочной дороге. Алтайский край. 1985


Владимир Соколаев. Братья. Новокузнецк. 1985


Владимир Соколаев. Новогодний вечер в Новокузнецком музыкальном училище. 1986


Владимир Соколаев. Мытье мавзолея Ленина к празднику. Москва. 1988


Владимир Соколаев. Полуслепой и носильщик двери. Новокузнецк, 1988.


Владимир Соколаев. Старушка в городском автобусе. Новокузнецк.1989.


Владимир Соколаев. Завуч и ученик. Новокузнецк.1989.


Владимир Соколаев
(1952-2016)


Владимир Воробьев
(1941 – 2011)


Александр Трофимов
(1948 -)

Новокузне́цк — первый по площади в Кузбассе и второй по населению, а также старейший город Кемеровской области. Расположен на юге Западной Сибири, на обоих берегах реки Томи, в южной части Кемеровской области. Население — 551 253 человек.

Группа ТРИВА (рубеж 1970–1980-х) - первая в СССР официально зарегистрированная творческая группа фотографов, существовавшая при Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк) в конце 70-х – начале 80-х гг. Полное название группы - «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТРИВА». Название означало имена ее участников – два Владимира и Александр: Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов...

Отсюда


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх