На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

О цене популизма

Глеб Кузнецов

А порекламирую ка я вторую часть доклада про популизм, которая перед ЕДГ вышла и осталась незамеченной. А там важные и интересные вещи написаны. Полезные и для власти (привет мэру Владикавказа и губернатору Битарову, которые взялись уничтожать рабочие места и налогоплательщиков под "давлением общественности"), и для оппозиции, и для избирателей.

У всего на белом свете есть цена. У голосования за популистов и популистские решения она тоже есть. И выясняется, что ни победители популисты ни их избиратели к цене "новой искренности" не готовы. Как охарактеризовала одна разгневанная избирательница это дело: "Лучше коррумпированное, чем несостоятельное".

Ниже - раздел "выводы". В первом комменте - ссылка на доклад.

"Особенности современного популизма, делающие его привлекательным для избирателей, порождают негативные побочные эффекты. В результате большинство популистских лидеров и партий в первые же месяцы после прихода к власти теряют значительную долю поддержки, подвергаясь еще более жесткой критике со стороны «разгневанного избирателя», чем их предшественники. Популисты переходят для избирателя в «политический класс» и становятся источником разочарований.

Несмотря на то, что в ходе кампании избиратели демонстрируют явный запрос на изменения, когда выборы заканчиваются и приходит время осуществлять те самые изменения, оказывается, что люди предпочитают держаться за статус-кво, а любые попытки проведения насущных и обещанных реформ называют «слишком быстрыми» или «недостаточно справедливыми».


«Разгневанный избиратель», голосующий за популистов, крайне редко готов выступить в пользу чего-то, зато легко поднимается «против». И часто – против всего нового. Протест – эта гражданская «война» против всего и вся – подогревается общим настроением и нередко становится сдерживающим фактором развития. В Европе популисты останавливают многие крупные проекты, прежде всего, в области инфраструктуры и промышленности. Это оказывается и строительство мостов, аналогичных по значимости Крымскому, и проведение Олимпийских игр, и создание новых скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей.

Прямая демократия, в том числе электронная, часто приводит к «плохим решениям». Популистские лидеры легко манипулируют итогами референдумов. «Разгневанный избиратель» чаще склонен сказать «нет». Причем нередко это делается именно вопреки всем рациональным доводам системных политиков и экспертов, вопреки собственной выгоде гражданина. Так, в Европе на референдумах «прокатывали» и отмену обязательного призыва в армию, и увеличение отпусков, и сокращение числа депутатов и расходов на них.

В случаях стратегических решений общественное мнение будет скорее склонно сохранить имеющееся статус кво, привычное положение дел. Даже если на деле это фиксирует худшее из возможных состояний и мешает двигаться вперед. Любой закрытый вопрос референдума, на самом деле, остается открытым. Ведь человек на референдуме отвечает не только на вопрос о принятии предлагаемой меры, но и в дальнейшем обо всех следствиях ее реализации. Ответ «нет» оказывается проще, но он не дает никаких вариантов решения вопроса как такового.

Дилетантизм в политике, воспринимаемый избирателем как ценность, а не недостаток, как знак непринадлежности к «политическому классу», на практике оборачивается банальной некомпетентностью. Опыт популистов у власти показывает, что даже отлаженный предшественниками механизм может быстро прийти в негодность в результате некомпетентных решений людей без опыта. Сложная же экономическая ситуация, которая создает условия для прихода популистов к власти, ставит перед ними почти невыполнимые управленческие задачи.

В результате яркие популисты начинают проигрывать в глазах своих избирателей на следующем шаге скучным, но четким технократам. Недаром французский политолог Ж.Шабо выделял четыре современных типа легитимности: демократическую, основанную на воле большинства и коллегиальном принципе принятия решений, и дополняющие ее идеологическую, технократическую или онтологическую. И если популизм ставит либо на правую идею, либо на онтологическую правоту, то современный избиратель в итоге приходит к требованию технократической легитимности как степени профессионализма и компетентности тех, кто принимает повседневные управленческие решения.

Простые решения, когда речь идет о реальных проблемах на местах. Они лишь делают работу региональных и муниципальных управленцев-популистов похожей на конструирование «потемкинских деревень».

Популисты, обвиняющие истеблишмент в коррумпированности, непотизме, закрытости и авторитаризме, после избрания сами оказываются подвержены этим «болезням».

Низкая договороспособность, фиксация на лидерстве порождают неспособность компенсировать дилетантизм за счет создания сильной команды.

Особый тип лидерства современного популизма, в котором лидер – единственный пророк, создает, как правило, ограничения на использование коалиционных стратегий, делая популистов ограниченными в союзах и недоговороспособными. При этом, поскольку популисты отвоевывают большинство у традиционного политического класса, эти стратегии для них жизненно необходимы.

При этом есть и примеры сложных и довольно успешных коалиций. Но их решения,нередко выглядят манипулятивными и половинчатыми. Так, озвученная итальянским правительством «5 Звезд» и «Лиги Севера» плоская шкала налогообложения в итоге заставляет примерно 40 % семей платить более высокие налоги, а пенсионная реформа с так называемой «отметкой 100» (общая сумма трудового стажа и возраста гражданина), по сути, ничего не меняет в возрасте выхода на пенсию.

Ориентируясь на настроения разгневанного избирателя, работая в конфликтной повестке и объявив войну истеблишменту, популисты нередко не только не могут договориться друг с другом, но и не способны выстроить эффективное взаимодействие с бизнесом, журналистами, коллегами по системе управления. Это становится особенно большой проблемой в муниципальном и региональном управлении, особенно зависимом от работы бизнес-структур (прежде всего, в ЖКХ, энергетике, транспорте, торговле) и межбюджетных отношений".
Глеб Кузнецов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх