На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Автономия коренных мексиканцев, или Когда проблемы индейцев волнуют сеньоров

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

ef745e7b5df7567c2674056a5cce390e2c1eb02c

После завоевания Мексики перед испанцами встал злободневный вопрос: как управлять столь огромной территорий? Поначалу пытались решать все дела насилием. Мексиканские индейцы бунтуют — подавим их, а выживших продадим в рабство. Однако испанцев было мало, а индейцев — много. К тому же завоеватели были вынуждены опираться на тысячи воинов-индейцев даже при покорении Мексики. Благо, что она не была единой страной и между десятками племён и городов-государств бесконечно велись войны.

К испанцам, которые после завоевания Империи ацтеков оказались самой грозной военной силой, выстроилась очередь из местных вождей. Одним было нужно непременно завоевать конкурента, другие сами опасались завоевания и готовы были подписать мир на любых условиях. Завоевателям же надо было как-то умудриться не дать местным индейцам умереть с голода. Кто-то же должен был кормить и одевать конкистадоров. С кого-то же Испанская империя должна собирать налоги. Иначе зачем пёрлись в такую даль, через океан, покорять язычников?!

Иными словами, индейцы должны были стать частью колониальной империи — или ей пришёл бы конец.

Проблемы индейцев очень волнуют сеньора вице-короля

Мексиканскому городу Уакечула повезло. Когда Эрнан Кортес завоёвывал Империю ацтеков, Уакечула не только снабжала его войска провизией, индейские вожди Уакечулы решили, что бог Кецалькоатль явно на стороне пришельцев, и бросились помогать испанцам изо всех сил. Испанцы оценили порыв коренных жителей и отдали город вместе с принадлежащими ему деревнями известному конкистадору Хорхе де Альварадо, у которого были хорошие отношения с местной верхушкой.

Местные касики, верные Альварадо, с большим воодушевлением приняли участие в его походах 1527–1529 годов в Гватемалу. Однако весёлой прогулки не вышло. Гватемальские майя оказали ожесточённое сопротивление пришельцам. Потери у Альварадо были столь огромными, что экспедицию пришлось прекратить. Из нескольких тысяч воинов-индейцев из похода вернулась в лучшем случае пара сотен.

(Фото: Lienzo de Quauhquechollan)

Столь мощное кровопускание нанесло сокрушительный удар по благополучию не только Уакечулы, но и сеньора Альварадо. Из-за исчерпания рабочих рук поступление товаров и золота с подчинённых ему земель непозволительно резко уменьшилось. Так и не решив эту проблему, конкистадор отдал богу душу в 1544 году.

А ещё в 1542 году император Карл V, в Испании правивший как Карлос I, выпустил известный закон, который ограничивал произвол испанцев в колониях по отношению к индейцам. Через своих касиков аборигены получали право ходатайствовать в имперских органах, покупать и продавать земли, а их общины могли нанимать юристов для судебных разбирательств и даже гонять со своих земель испанских поселенцев. Чем индейцы немедленно и воспользовались.

Печальные будни испанского фермера посреди мексиканского плоскогорья

Индеец — лихой человек, который всегда держит макуауитль наточенным, а порох — сухим. Ибо мало ли, вдруг какой омбре лапки загребущие потянет к собственности сеньора индейца?

Габсбургскую Испанию благосостояние американских туземцев волновало даже больше самих туземцев. Налоги ведь собирают с живых, а не с мёртвых! И получался странный казус: империя была вроде бы испанская, но в колониях иногда получалось немного по‑другому.

В 1571 году один кастильский бедолага по имени Педро Камачо решил продать имевшийся у него кусок земли некоему Филипе Ареллано. К несчастью для уважаемых сеньоров, касики и городские власти Уакечулы встали на дыбы.

«Это наша земля! Чемодан, вокзал, Кастилия», — заревели индейцы и засыпали письмами и жалобами канцелярию губернатора Исукара, который рассматривал дело.

Губернатор был умным человеком. Ему не улыбалось видеть толпы нанятых индейцами юристов, постоянно осаждавших его кабинет и трясущих перед его физиономией бумажками с испанскими законами. Поэтому вместо того чтобы спустить дело на тормозах, испанская бюрократия заработала как хорошо отлаженный механизм.

5ff7be169725d4b769053308c90b00937bf7e23e

Уакечула, штат Пуэбла, Мексика

Раз — и выяснилось, что сеньор Камачо врал и земля, которую он собирался продать, находится на территории индейских общин. Два — и сеньор Камачо по мановению губернаторского пера лишается земли, платит индейцам компенсацию за тяжбу и валит вон на все четыре стороны.

В 1575 году Уакечула вместе с городом Уэхоцинго оспорила решение вице-короля о пожаловании трёх довольно крупных земельных наделов испанцу Хуану да Эредия. Испанец мог только активно симулировать нервный тик и чертыхаться.

«Мы свободные люди, нечего тут наши земли раздаривать»,

— заявили в суде индейцы. Суд посмотрел на индейских юристов, на испанца с низкой юридической грамотностью и решил дело в пользу индейцев.

Такой либерализм колониальных судов отчасти объяснялся прямой заинтересованностью испанской короны в сильных и независимых общинах. Во-первых, потому что корона постоянно использовала индейцев на общественных работах. Во-вторых, довольно быстро выяснилось: местные касики лучше всех знали подход к аборигенам. Система привлечения индейцев к общественным работам была отработана в общинах ещё в доколумбовое время. Получалось, что проще использовать местные власти как часть колониального управления, чем строить всё с нуля.

В столь радужную картину сосуществования резко вмешались европейские инфекции. Эпидемии тифа в 1576-1581 годах и в последующие годы выкашивали мексиканских индейцев сотнями тысяч. Согласно колониальным архивам, в Уакечуле в 1568 году проживало 10329 человек, в 1595 — 5625, а в 1622 — 2922. Получалось, что людей в индейских общинах становилось в разы меньше, а площадь принадлежащей им земли не менялась. И тогда местные власти запустили процесс массовой продажи и пожалования индейских территорий испанским фермерам и потомкам конкистадоров, ставшим к тому времени помещиками. К 1622 году, когда в Испании воцарился Филипп IV, внук самого известного испанского монарха Филиппа II, часть восточных и южных земель, принадлежавших Уакечуле, оказалась в руках колонистов.

Но никакие распоряжения властей не могли заставить индейцев делиться даже рваной тряпкой с чужаками.

За каждое из 15 пожалований, сделанных властями испанцам с 1575 до 1622 год, приходилось вести отчаянную битву в судах. И суды во многих случаях принимали сторону индейцев.

В 1591 году Хуан Перес дель Рио сумел добиться выделения себе 90 гектаров плодородной земли в Уакечуле. Его козы стали настойчиво уничтожать посевы индейцев деревни Сан-Эстефан. Дерзкая конкиста кастильских парнокопытных разозлила касиков и власти Уакечулы. Индейцы по старой доброй традиции утопили канцелярию вице-короля в жалобах и требованиях разобраться по всей строгости испанских законов.

00ee5eb294811c98a75251e5a266d53deda31691

Проблему коз и огородов тогдашний вице-король Луис де Веласко воспринял очень серьёзно. Времена стояли буйные, индейцы повсеместно бунтовали. Не хватало ещё получить восстание неподалёку от Мехико. Намылив шею всем чиновникам, обретавшимся поблизости, вице-король потребовал быстро наставить на путь истинный сеньора дель Рио. Пусть заплатит индейцам компенсацию за уничтоженные в козьих рейдах овощи. А заодно пусть чиновники проверят, на каких основаниях у него появились все эти гектары. И поживее, пока у вице-короля настроение не испортилось и он не захотел подключить к расследованию инквизицию.

Богобоязненный кастилец сеньор дель Рио обладал живым воображением. Отряд местной милиции, устрашающе шевелящей усами, произвёл на него и испанских фермеров столь глубокое впечатление, что вплоть до 1770 года жалобы индейцев Уакечулы на испанских козлов и баранов полностью исчезли из судебных архивов. Справедливость восторжествовала, разгильдяйство и недовольство ликвидированы на корню!

Впрочем, начиная с 1620-х — 1630-х годов, поводов для территориальных жалоб у индейцев становилось всё меньше. Власти Испании во времена Филиппа IV провели в колониальной Мексике серию реформ. Ликвидировали систему принудительного труда (в Уакечуле им было занято поначалу 2% населения, а потом каждый десятый индеец). Отменили крепостное право по отношению к индейцам. Колониальные власти тщательно фиксировали собственность индейских общин на землю. Общины получили внутреннюю автономию и общались с вице-губернатором через разветвлённый аппарат касиков и юристов.

Балансирующая между индейской автономией и безусловным подчинением колониальным властям система управления успешно работала полтора века, пережив смену Габсбургов на Бурбонов в 1700 году. Идиллия закончилась после централизаторских реформ 1740-1770-х годов. Бурбонский абсолютизм похоронил испанскую колониальную империю, а вместе с ней и систему косвенного управления индейскими общинами.

Источник Фарид Мамедов

Рекомендуем прочесть

Let's block ads! (Why?)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх