На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Информационная война: техника “Соцопрос”.

 


В силу человеческой природы, мнение большинства значимо для нас. Для кого-то оно – важная информация к размышлению, для кого-то – основа формирования собственной позиции. Но любой человек интересуется тем, что думают другие.

Пример упрощенного использования техники – фраза Петра Порошенко: “Сто процентов украинцев сейчас - за единое государство”. Когда информационное поле полностью зачищено от альтернативных точек зрения, на многих действует даже столь примитивное вранье.
Для России используются более сложные варианты этой техники.
На прошлой неделе сайт rbc.ru опубликовал совершенно замечательный социологический опус от Левада-Центра под громким заголовком: “Россияне отказались жертвовать здравоохранением ради Крыма”. Все желающие легко найдут его с помощью Яндекса, приведу три цитаты:
“Только 16% россиян поддерживают сокращение расходов на образование и здравоохранение ради развития Крыма и Севастополя”
“По мнению россиян, в первую очередь правительство должно тратить деньги на повышение уровня жизни основной массы населения — так считают 67% опрошенных.”
”Россияне считают, что существующий уровень жизни, уровень медицинского обслуживания и так далее — недостаточны. Люди живут несоразмерно плохо по сравнению с теми возможностями, которые имеет страна.”

Разберем структуру манипуляции:
1. В опросе участвовало всего 800 человек.  Если выборка репрезентативна т.е. если Левада-Центр сделал свою работу профессионально – этого может быть достаточно. Однако формулировки вопросов навевают большие сомнения в их профессионализме.
2. Если спросить “Хотите ли Вы, что бы Ваш брат жил хорошо за счет того, что Вы будете жить плохо?” – как думаете, каков будет ответ?
3. Использование близких по смыслу вариантов ответов. Например, ответы “повышение уровня жизни основной массы населения” и “поддержка социально незащищенных слоев населения” для значительной части граждан идентичны. В результате, один ответ занимает в итоговой таблице результатов целых два места, занижая позиции других вариантов.
4. Результаты опроса поданы вперемежку с комментариями. И при быстром просмотре отделить одно от другого невозможно. Именно в комментариях содержатся утверждения, которые авторы сего опуса пытаются внушить гражданам. А из имеющегося материала можно сделать совершенно иные выводы. Например: ”Россияне считают развитие Крыма и Севастополя одним из пяти наиболее приоритетных направлений госрасходов”.  Чувствуете разницу?
5. Для закрепления полученного эффекта в конце статьи имеются 14 фотографий Крыма – 13 из них негативные и 1 нейтральная. Все фото снабжены соответствующими депрессивными комментариями.

К сожалению rbc.ru не указал заказчика данного соцопроса. Но, судя по тому, что его тизер  провисел на главной странице сайта целых три (!) дня – владелец РБК Михаил Прохоров в нем очень заинтересован.

Резюмируя: публикация результатов соцопросов влияет на мнение граждан. Для влияния в нужном направлении используются манипулирование формулировками вопросов и ответов, фальсификации результатов опроса и выводы “экспертов”.

Продолжение следует.

Оригинал взят у goodmaster в Информационная война: техника “Соцопрос”.

Еще темы по тегу ИНФОВОЙНЫ

http://origin-life.ru/blog?t=Инфовойны

 

Картина дня

наверх