Такие новокузнецкие музеи, как краеведческий, художественный, научно-технический, Кузнецкая крепость, музей Достоевского горожане знают очень хорошо и нередко бывают в них, чтобы познакомится с историей города, увидеть новые выставки и экспозиции.
Однако музейная жизнь Новокузнецка не ограничивается лишь этими крупными музеями, включая в себя десятки других, которые есть у многих предприятий и организаций.
Начнём свой разговор с небольшого музея Ново-ТВ – телекомпании, которая стояла у истоков новокузнецкого телевидения и которая в сентябре отметила свой 30-летний юбилей.
Начнём свой разговор с небольшого музея Ново-ТВ – телекомпании, которая стояла у истоков новокузнецкого телевидения и которая в сентябре отметила свой 30-летний юбилей.
«Музей наш появился спонтанно, – рассказывает директор Ново-ТВ, известный в городе журналист Ростислав Бардокин. – Сначала мы сделали своего рода мемориальную стену со старыми фотографиями наших сотрудников. И мы не планировали изначально, что у нас там будет большое количество техники».
Архивные фото 1970–80-х годов погружают в атмосферу того времени, когда в Новокузнецке работал корреспондентский пункт Кемеровского телевидения, коллектив которого практически полностью перешёл на Ново-ТВ: передвижная телевизионная станция, громоздкие камеры и люди, заложившие основы тележурналистики на юге Кузбасса.
Рядом со старыми фотографиями можно увидеть два обыкновенных пожелтевших от времени листа, значение которых для новокузнецкого телевидения переоценить очень сложно. Первый – протокол собрания представителей учредителей Студии Городского телевидения от 16 марта 1991 года, который подписали первый заместитель председателя Исполкома городского Совета народных депутатов А.Н. Ткаченко, генеральный директор концерна «Кузнецкуголь» А.И. Нифонтов и представитель творческого коллектива, будущий первый главный редактор С.Г. Чугурян. Второй документ – это подписанный первым директором студии Романом Ильичом Атласовым приказ №43 от 16 сентября 1991 года о первом плановом выходе в эфир.
Но посетителей телекомпании, конечно же, в первую очередь притягивает к себе старая, можно смело говорить – раритетная, техника.
Начиналось всё со старенького телевизора «Рубин-202» выпуска конца 1950-х годов. «Году в 2007-м я шёл по улице Хитарова и на одном из домов на балконе увидел старый большой телевизор, – вспоминает Ростислав Бардокин. – Нашёл хозяина, договорился и забрал его себе. Наши ветераны-технари Валерий Глушенко и Анатолий Ледовских поколдовали над ним и смогли оживить – если его включить, он будет долго нагреваться, но заработает. Он стал первым нашим экспонатом».
Затем появились и другие телевизоры, некоторые из них люди уже сами приносили. Сейчас в коллекции музея девять аппаратов. Больше не принимают – некуда ставить. В основном это телевизоры 1970-х начала 1990-х годов, но есть и настоящие раритеты. Помимо первого «Рубина» можно назвать ещё и «Рекорд-12» (выпускался с 1959 года), а также переносной транзисторный телевизор «Юность-2», пользовавшийся спросом не только у нас в стране, но и за границей.
Кроме телевизоров коллекция постепенно пополнялась и другой аппаратурой: радиоприёмниками, проигрывателями, фотоаппаратами, пишущими машинками, среди которых тоже немало раритетов. Большинство из экспонатов, кстати, и сегодня находятся в рабочем состоянии. Приходящие на экскурсии дети очень любят печатать на пишущих машинках – для них это настоящее чудо. А ведь отказались мы от них за ненадобностью относительно недавно.
«С этой аппаратурой был любопытный момент, – рассказывает Ростислав Бардокин. – Побывал у нас как-то гость из Англии и, увидев нашу выставку, был очень удивлен, что в СССР в те годы делали столько разной и интересной техники, причём не уступающей той, которая была у них в Англии в то время. Было интересно увидеть такую его реакцию».
Параллельно сбору бытовой техники в качестве экспонатов стали оставлять оборудование, которое отработало свой срок либо морально устарело.
О существовании в Новокузнецке проводного радио напоминает чешский студийный магнитофон 1970-х годов. Он находится в рабочем состоянии, однако для его работы нужна плёнка особого формата, которую сегодня уже не найти. Также на витрине можно увидеть журналистский диктофон, который был довольно внушительных размеров и носился на плече с помощью ремня. Запись в нём велась ещё даже не на кассетах, а на бобинах. На память о проводном радио осталось и несколько громкоговорителей для радиоточек, которые мы ещё довольно хорошо помним в своих квартирах.
Большая часть экспонатов напоминает об истории первой в Новокузнецке телекомпании. Это старое оборудование для монтажа, мини-атс, микрофоны, диктофоны, видеокамеры, первые сотовые телефоны, которыми пользовались съёмочные группы на выездах. Среди видеокамер особо выделяется одна, фирмы JVC, которая верой и правдой служила Ново-ТВ около 20-ти лет – с конца 1990-х до 2017–2018 годов!
«Там есть несколько VHS-ных камер, глядя на которые можно увидеть, как далеко сегодня техника шагнула вперёд, – рассказывает Ростислав Бардокин. – Одну из этих камер нам для музея просто подарили, а было время, когда такую камеру можно было спокойно поменять на автомобиль. Или сколотить с её помощью небольшое состояние, потому что тогда, в 1990-е, съёмка свадеб или иных мероприятий на видео – это был удел избранных. Сейчас же эта камера – просто раритет и не более того. Хотя в принципе на таких камерах не только наше новокузнецкое телевидение выросло, но и всё российское».
Историю Ново-ТВ хранит не только аппаратура. Есть здесь и нетехнические экспонаты. Например, флаг телекомпании, который 22 мая 2001 года был поднят на вершину Эвереста кузбасскими альпинистами, среди которых были новокузнечане Александр Фойгт и Николай Кожемяко. Это было первое покорение высочайшей вершины мира альпинистами Кузбасса, которые водрузили на высоте 8 848,86 метров над уровнем моря флаг России, вымпел с гербом Кузбасса, титановую капсулу с углём и флаг первой телекомпании Новокузнецка.
Одним из любопытных экспонатов музея стал бронежилет с надписью «TV». «Когда началась война в Южной Осетии, Кузбасс отправил туда гуманитарную помощь тем, кто пострадал от грузинской агрессии, – вспоминает Ростислав Бардокин. – Туда должна была поехать наша съёмочная группа. Мы озадачились тем, как их обезопасить на съёмках. Друзья из СОБРа подарили нам один бронежилет, мы нашили на него надпись ТV, чтобы было видно, что это мирный человек. В итоге груз вместо самолёта поехал туда наземным транспортом и телевидение туда с собой не взяли. А бронежилет остался у нас. Понадобился он один раз, когда несколько лет назад мужчина захватил офисное помещение на Павловского. Ехать было некому, пришлось ехать мне. Я вспомнил, что у нас есть этот бронежилет и от греха подальше надел его на съёмку. Больше он, к счастью, не понадобился, но дети очень любят в нём фотографироваться, когда приходят на экскурсию».
К слову об экскурсиях. Изначально не ставилась цель открывать этот музей внешнему миру, экспонаты собирались для себя, потому что это было интересно. В какой-то момент пришло понимание, что это интересно всем тем, кто оказывается в здании на Курако, 51. И сейчас экскурсии на Ново-ТВ – это уже привычное дело. Приходят школьники, студенты, ветераны. Проводятся экскурсии и для участников съёмок в студии.
Что дальше? Планируется ли как-то развивать этот интересный музей? «Что-то, конечно, будет ещё добавляться в число экспонатов – жизнь на месте не стоит. У меня есть мечта – сделать на здании Ново-ТВ табличку с перечнем тех известных людей, которые здесь побывали – политиков, артистов, музыкантов, – поделился планами директор Ново-ТВ. – Это был бы очень интересный и внушительный список. Как и список тех, кто здесь работал. Хочется, чтобы люди заходили и понимали, что это историческое и даже легендарное здание».
источник
Свежие комментарии