
Недавно вышла книга, которую я могу всячески рекомендовать – Жан Боден, «О демономании колдунов». Чем она интересна? Во-первых, это окно в мир XVI века, показывающее, как тогда думали и видели мир, и книга эта, несмотря на свой жанр, не впадает ни в казуистику, ни в перечисление триллероподобных сюжетов (как тоже недавно вышедшие у нас «Ведьмы из Варбойс»), она гармонично сочетает напряженные философские рассуждения о природе зла, личные истории об отношениях с духами, историко-этнографические экскурсы… Книга хорошо, как мне кажется, переведена (сужу по стилю и логике русского текста) , с любовно написанным огромным предисловием – о биографии, идеях Бодена, Варфоломеевской ночи, Реформации и других важных для понимания текста сюжетах.
Во-вторых, это не готовое знание, видно, как автор думает в процессе письма (это всегда ценно!), он ужасается злу и не может с ним смириться, и постоянно разными способами сам себе доказывает, что всё-таки ничего не случается без воли Бога, и действии колдунов и бесов в конечном счете только по Его умыслу – а потом опять леденящий душу случай про отрубленную голову ребенка, и сомнение, и снова утверждение.
В-третьих – и это самое важное – книга Бодена ярко показывает, что современная рациональность прекрасно сочетается с охотой на ведьм и убежденной верой в повсеместность злых чар. И не только потому, как написано в предисловии, Реформация и Ренессанс эмансипировали человека и из заблуждающейся жертвы злых сил превратили его в автономного субъекта, свободно заключающего договор со злом и поэтому несущего полную уголовную ответственность. Боден – очень образованный и умный человек, он хорошо знает историю, античную классику, иудейское и христианское богословие, подкован в антропологии (полевые материалы бразильских экспедиций, полученные из первых рук), понимает про критическое мышление (нет, этого ведьмы не могут потому-то и потому-то), казуальность, bounded rationality и байесовскую вероятность (см. коммент к посту), но это совершенно не мешает ему видеть, что в мире действует сотни тысяч вредоносных ведьм и колдунов, от бедняков до королей, заключивших пакт с сатаной, которых, несмотря на все их уловки, следует разоблачать и казнить. Моя гипотеза такова: кажется, что, когда человек по каким-то причинам уходит от Христа, или перестает Его видеть – а Боден, хотя формально оставался католиком, дефакто был иудействующим деистом, в книге Христос для него – лишь один из персонажей священной истории (вспоминает Боден Его в рассуждении о способности сатаны переносить людей на любые расстояния) – то он начинает видеть только дьявола, то есть постоянное лезущее из всех щелей необоримое зло. То есть, вероятно, расколдовывает мир не рациональность, а Христос.
Артём Кошмарский
Свежие комментарии