На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 138 подписчиков

Свежие комментарии

О ПАТРИОТАХ НЫНЕШНИХ ВРЕМЕН…

О ПАТРИОТАХ НЫНЕШНИХ ВРЕМЕН…

     В преддверии прошедшего государственного праздника – Дня Народного Единства, слыша бравурные призывы руководства страны о необходимости совершенствования системы  патриотического воспитания молодежи,   все чаще задумываешься о том,  что же такое ПАТРИОТИЗМ?

Перебрав множество источников, я нашел следующие определения:

  • Брокгауз и Ефрон: любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации.
  • Большая Советская Энциклопедия: любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
  • Русский Энциклопедический Словарь: патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства
  • Николай Александрович. Добролюбов (литературный критик, публицист,1836-1861). В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше.  

      Из вышеприведенного следует, что в основе патриотизма –    любовь к Родине, т. к.  во всех    определениях ключевым словом является любовь. Но патриотизм – это не только любовь к отечеству, он подразумевает и любовь к государству, к нации, к правящей партии, а у некоторых – любовь к Президенту как гаранту Конституции, к Вооруженным Силам как защитникам.

       И тогда поневоле обращаешься еще к одному достойному уважения классику – Л.Н. Толстому, который дал следующее определение патриотизму: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм».

     Это определение Л.Н. Толстого  подтверждает   тот факт, что во все времена истории до настоящего момента патриотизм употреблялся как орудие в руках “элит”.

     Не так давно нынешний глава православной церкви, (которая, как известно, согласно статьи 14 Конституции отделена от государства) патриарх Алексий II в одном из своих выступлений  сказал:

     «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

     По глубокому моему убеждению, патриотизм совершенно не противоречит демократии. Наоборот, человек, думающий о своей стране, о будущем своего народа, о том, как лучше построить жизнь соотечественников, такой человек, как правило, активно участвует в общественной жизни, и, прежде всего, через демократические процессы. Только настоящему патриоту важно, насколько хорошо будут жить не только он сам, но его страна, народ. Ему важны результаты демократических процессов в стране. А человеку, лишенному чувства патриотизма, все равно — он решает исключительно свои проблемы, и может решать их здесь, может — там.

Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».

     Как видите, его мысли созвучны со словами руководителей нашей страны. Но, вот что хотелось бы вспомнить в связи с этими высказываниями.

     Л.Н. Толстой, понимая  роль и место православного  патриотизма, писал

«Знаю, что то, что я имею высказать теперь, именно то, что та церковная вера, которую веками исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное как очень грубая еврейская секта, не имеющая ничего общего с истинным христианством, — покажется людям, исповедующим на словах учение этой секты, не только невероятным, но верхом ужаснейшего кощунства.

Но я не могу не сказать этого. Не могу не сказать этого потому, что для того, чтобы люди могли воспользоваться великим благом, которое даёт нам истинное христианское учение, нам необходимо прежде всего освободиться от того бессвязного, ложного и, главное, глубокобезнравственного учения, которое скрыло от нас истинное христианское учение. Учение это, скрывшее от нас учение Христа, есть то учение Павла, изложенное в его посланиях и ставшее в основу церковного учения. Учение это не только не есть учение Христа, но есть учение прямо противоположное ему» (Л.Н.Толстой. «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении», 1907 г.).

     Именно за эти признания Л.Н. Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. А ведь он был прав.

     И ведь во многом патриарх прав, если бы его речи, в первую очередь попадали в уши наших руководителей. Но, увы, для них сие пустой звук – ведь церковь отделена от государства…  Но в то же время на рождественскую ночь патриарх Кирилл назвал президента Медведева «ваше превосходительство»… Медведев удовлетворённо растрогался.  Заметьте, «ваше превосходительство», а не «Ваше величество» и … уже растрогался. В то же время сам патриарх – «Ваше святейшество»!  Да и на недавнем соборе церковь приняла решение участвовать в «сатанинских играх» - выборах по партийным спискам, т.е. вплотную заняться управлением страны. А что? Ведь  и такое может случиться при нынешней псевдооппозиции. И вновь вернемся к крепостному праву…

      Но вернемся к нашим дням. В  нашей стране слову "патриотизм" обязательно сопутствует слово "военный". Иногда возникает такое ощущение, что, во-первых, мы собираемся постоянно воевать или находиться в перманентном состоянии повышенной боевой готовности, а, во-вторых, что не военный человек не может быть патриотом (или является патриотом второго сорта). Что сказать по поводу первого? Конечно, народ должен быть готов ко всякому, в том числе и к войне. Что ж, патриотизм предполагает определенного рода готовность к жертвенности. Это – патриотизм подвига. Но ведь и он должен воспитываться с детства – в семье, школе, в обществе. И в этом случае руководители государства обязаны помнить: «Бытие – определяет сознание».

  Не могут родители, влачащие нищенское существование из-за полного развала существовавшей (пусть даже не отвечающей требованиям сегодняшнего дня) экономики (промышленности, сельского хозяйства, образования, медицинского обеспечения, военных технологий и т.д.), учителя, имеющие мизерные зарплаты (при постоянном декларировании властями о многократном повышении ее), пенсионеры, особенно военные, о повышении пенсий которых правительство давно забыло), воспитывать подрастающее поколение в любви к Родине, не к Родине-матери, а к Родине – мачехе!

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм.

     Всем известно, что, патриотизм проявляется в стремлении общественного сознания, народной энергии, воли и разума граждан сделать все для осуществления общенациональных задач, или, как писал Лев Толстой, “для достижения достойной народа цели”.

     К сожалению, в нашем обществе превалируют другие идеалы. Недавно на глаза мне попался громадный транспарант с лозунгом: “Власть — деньги! Деньги — власть!” Вдумайтесь только в смысл этого высказывания! Да когда это было на Руси? Почитайте Пушкина, Некрасова — нет у них таких мыслей. Сегодня нам надо не просто дать народу рубли, а мозги повернуть на созидание во благо Родине, на уважение друг к другу, и тогда может быть, у нас всё пойдет.

Все реформаторы последних 20 лет, за что бы они ни ратовали, за приватизацию, за ваучеры, за вступление в ВТО или отмену льгот, объясняют это заботой о населении России, говорят, что в результате этих мер людям “будет хорошо”.

Как можно назвать реформы Гайдара патриотическими, если после этого Россия ослабла экономически и политически, а ее население обнищало и вымирает? Хорошо должно быть сегодня и каждый день. Правительству нужно постоянно проявлять заботу о повышении материального благосостояния всего населения. Нельзя осуществлять преобразования типа замены льгот денежными компенсациями, когда у нас столько, по сути дела, нищих граждан. К тому же нельзя решать перечисленные вопросы,   игнорируя мнение простых людей. Это идет вразрез с патриотизмом.

      В последнее время слово «патриотизм» и все, с ним связанное, вызывает у большинства в лучшем случае легкую усмешку, если не сарказм. Ну, какой патриотизм, какая любовь к родине, когда в стране беспредел, коррупция, когда отношение к гражданину далеко от конституционно заверенных принципов?!!

Конечно, говорить сегодня о высоком долге перед Родиной, о подвигах в ее славу и честь… можно. Но гораздо важнее и актуальнее, на мой взгляд, не возвышенная и большая любовь к Великой Родине, а деятельная и продуктивная работа на благо свое и своей малой Родины – семьи, места, где ты работаешь или учишься, города, в котором живешь… Это понятно и рационально объяснимо.

 Государственной власти и управляющим структурам бывает выгодно рассматривать критическое отношение к государственно-политической системе, нелюбовь к ней и ее непринятие как отсутствие патриотизма.

 Но, вряд ли следует отождествлять любовь к отечеству с любовью к власти и государственной системе, особенно таким, которые ставят своих граждан в совершенно неподобающие понятиям гуманизма и свободы условия, забывающим свое главное предназначение – верой и правдой, прежде всего, самим служить своему отечеству и следовать главным патриотическим целям – процветанию собственного государства и благополучию его граждан.

И если человек "предает" – действительно или мнимо – свое  отечество (спортсмены выступают за чужие страны, призывники не все хотят служить в армии, научные секреты продаются за границу, бизнес туда же вывозит свои капиталы и они работают на чужую экономику, чиновники волокитят дела и миллионами крадут общественные средства – к сожалению, все это явления нашей российской повседневности), то нужно искать причины не только в изъянах воспитания и моральности конкретных людей, но, прежде всего, в тех условиях, которые сложились в обществе: в экономических, политических, социальных просчетах тех, кто определяет задачи и перспективы развития и, может быть, как раз в том числе, в  некомпетентности и непатриотичности власть предержащих.
     В позапрошлом году, во время проведения «Уроков памяти» в старших классах одной из школ Санкт-Петербурга непроизвольно возник вопрос о патриотизме нынешнего поколения. В результате  школьниками были названы основные, по их мнению, причины "плачевного" состояния патриотизма в России:

а) экономическая и политическая слабость России в настоящее время;

б) отсутствие патриотизма самой власти, сами политики не демонстрируют его, не подают примера и к тому же постоянно врут;

в) неразумное преклонение перед Западом: слабая дипломатия, затушевывание собственных достижений, слабая их пропаганда – люди часто их не знают;

г) отсутствие образовательных и воспитательных примеров и программ развития чувства патриотизма (продажа лучшей техники потенциальному противнику, уничтожение своих заводов и покупка «Мистраля», засилье импортными компьютерными играми и фильмами).

     Президенту, нынешней  правящей Партии – «Единой России», ее лидерам   надо понять, что в стране, где нет гражданского общества, где государство "тянет одеяло на себя", человек вправе спросить, что сделала для него родина. Другое дело, свободный, самостоятельный и честный человек способен и должен действовать, если он патриот,  во благо Родины, и делать это не только на поле брани.
     Но и Родина, как мать, также должна, и в этом ее материнский долг, заботится о своих сыновьях и дочерях. В противном случае лишают родительских прав.
Любовь не может быть, не должна быть односторонней. Подлинная любовь должна быть паритетной. Есть что-то унизительное, не совсем полноценное в безответной любви.  

     Основой подлинного патриотизма является не только то, что человек относится к Родине как к ценности, но и то, что Родина относится к человеку как к ценности. А потому хотелось бы чтобы наша правящая «элита» свято помнила слова Д.И. Фонвизина:  "Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек"

     Сегодня становится все более ясным, что проблема утверждения патриотизма, укрепления отношений согласия и дружбы людей является главным в развитии моральных и физических сил общества. Но эти живые источники развития зажаты бюрократизмом, жадностью богатых, низким уровнем социально-политической активности граждан.

    Я призываю всех, кому дорога своя страна, стать патриотами России в истинном смысле этого слова, патриотами созидания, патриотами соревнования с нашими великими предками и стремления оставить потомкам страну, которая была бы   лучше и краше, чем та, которую наши предки оставили нам. Стать Патриотами, патриотизм которых основан не на неприязни к тем, кто не такие, как мы, а на доброжелательности, патриотизм которых привлекает, а не отталкивает. Не разрушает, а созидает, укрепляет и защищает

    На словах наша страна самая патриотичная, после Америки, конечно.

    В то же время, каждый здравомыслящий россиянин скажет: какой это патриотизм, когда имущественное расслоение с каждым годом увеличивается, национальные богатства отправляются за рубеж, а средства перетекают в иностранные банки, промышленность разрушается так, что Россия уже давно не является самодостаточной страной, а значит такой патриотизм — вовсе не патриотизм, а вывеска, которая употребляется  властью чтобы из России создать прибежище негодяев.

     Эти негодяи беззастенчиво и бессовестно грабят народ и страну в угоду Западу и глобальному сценарию, а патриотизм православных патриархов им только в помощь. Спрашивается, ну а народ-то чего молчит?

     А “народ”, в своём большинстве, приучен реагировать на благие декларации, связанные с патриотизмом, не желая деятельно соучаствовать в наведении порядка в стране ради воцарения настоящего патриотизма (если таковой вообще существует). Ну а раз народ не реагирует на “патриотический” беспредел властей, значит он сильно болен…

     В недалеком прошлом, Путин жаловался Караулову на отсутствие анекдотов о нем в Интернете. Он был не прав, просто плохо искал, или не хотел искать. Вот один из них, который показывает почему нельзя указывать на любовь к государству как признак патриотизма:

     Приезжает президент в школу, рассказывает ученикам о своей работе, о развитии страны и в конце речи говорит: "Ребята, если вы любите нашу Родину, то надо обязательно платить налоги".    "Можете мне задавать вопросы", - говорит президент. С последних мест тянется рука Вовочки, "задавай вопрос" - говорит президент. Вовочка встает: "Я хотел уточнить - если родина за любовь просит денег, то она проститутка? А вы тогда -  сутенер, правильно?"

     Патриотизм определяется отношением человека к Родине. Если в отдельных источниках и СМИ утверждается, что определенная группа людей "живет в своем отечестве как иностранцы" и что "родиной для них является церковь" - это характеризует именно отношение данной группы к патриотизму.    Кто же они – этакие патриоты?

     И завершить хочу стихами Анатолия Галкина:

О  ПАТРИОТИЗМЕ

Патриотизм! А что это такое?
В эпоху зла искусственный отбор?
Или когда враг лезет, атакуя -
Сомкнуть ряды и дать ему отпор?

Я подлость, ложь и пафос не приемлю.
Себя благоустраиваю сам.
Люблю слезами политую землю,
И не скрываю злости к подлецам.

Патриотизм, где Родина хулима,
Когда в помойках роются, ворча?
Какой же патриот из подхалима!
Тем паче, из мошенника, рвача!

Патриотизм, где гибнут в перепалке?
Где для юнцов страшилка - военком?
Патриотизм не выбьешь из-под палки.
Его с грудным вбирают молоком!

Бузит шпана, разламывая урны.
Похабным словом поминают мать...
Патриотизм, когда мы все культурны
И утверждаем: "Строить - не ломать..."

Туманят мозг развалы и расколы.
Цветут поля, не зная бороны...
Патриотизм, когда доступны школы,
Когда в беде и в радости - равны,

Когда не "ствол", а "здравствуйте" - при встрече,
И разносол, и в мисках караси,
И чистота родной, с рожденья, речи,
И лучшие традиции Руси!

Анатолий Галкин.

     Думаю, что это и будет ответом и комментарием к перепосту Юлии "Особенности русского патриотизма"

.

Картина дня

наверх