На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Орхан Джемаль – «жертва режима»?

Когда в Киеве «был убит» оппозиционный российский журналист Аркадий Бабченко, другой оппозиционный российский журналист – Орхан Джемаль отреагировал одним из первых: «Корни убийства Бабченко нужно искать не в Киеве, а в Москве. Заказчик находится здесь!». Уже на следующий день стало известно, что никакого убийства Бабченко не было – был позорный постановочный цирк СБУ, к коему Джемаль отнесся без всякого осуждения. Подумаешь, эка невидаль, немного поклеветали на «путинский режим».



Егор Холмогоров

Теперь пришла весть о гибели в Центральноафриканской Республике (ЦАР) самого Джемаля. На этот раз нет никаких шансов на то, что это окажется веселым балаганом. Его тело и тела двух других российских журналистов Александра Расторгуева и Кирилла Радченко лежат где-то на чужой земле между Банги и Вакагой, а вокруг валяются просроченные журналистские удостоверения — покойные отправились в одну из самых опасных точек планеты под видом туристов.

На деле Джемаль поехал в ЦАР, чтобы нанести Кремлю, как он рассчитывал, еще один удар — снять фильм о ЧВК Вагнера, якобы обеспечивающей интересы России в этой стратегически важной африканской стране и охраняющей тамошнюю власть от террористов-исламистов, к которым Орхан, сын знаменитого исламского идеолога Гейдара Джемаля, вряд ли испытывал идиосинкразию. Впрочем, война была для Джемаля настоящим наркотиком, в чем он не раз охотно признавался. Поэтому любые съемки могли быть лишь хорошим предлогом, чтобы еще раз оказаться в очень опасном месте, где, как он считал, только и ощущаешь настоящую свободу.


«Свобода» эта имела свою страшную цену. И не сказать, что непредсказуемую. ЦАР, где еще не так давно по историческим меркам правил император-людоед Бокасса, — место опасное, жестокое и куда более невменяемое, чем, к примеру, Ливия, где Джемалю тоже удалось поработать во время гражданской войны. Там журналистов захватывали, но все же отпускали. Тут, в глубине самого несчастного из континентов, не стали даже торговаться. Было ли это банальное ограбление, или же местные террористы приняли ненавидевшего Кремль потомственного исламиста с азербайджанскими корнями за «шпиона русских» — откроет ли Аллах когда-нибудь нам эту тайну, не знаю.

Не сомневаюсь, что Орхан Джемаль ничего не имел бы против того, чтобы оказаться «Аркадием Бабченко» — чтобы его смерть была использована для атак на Кремль и обвинений в заказных убийствах. Несоответствие истине его, как мы уже сказали в начале, не смутило бы. Человеком он был жестким, циничным и фанатически ненавидевшим Россию — государство, народ, цивилизацию, и искренне желавшим им гибели. Чувство абсолютного собственного превосходства совмещалось у него с политической и журналистской небрезгливостью.

По-своему Джемаль был этим даже симпатичен — приятно видеть открытого, не шифрующегося врага, который может сказать тебе в лицо: «Я — укроп. Крым не ваш. Русские — народ рабов. Вату в Одессе правильно сожгли». Экономия времени на выяснение, кто перед тобой — весьма существенное приобретение. Вопрос, конечно, почему трибуной этого не скрывающегося врага была радиостанция «от и до» финансируемая государственным «Газпромом», но Джемаля нельзя упрекнуть в том, что он хоть немного притворялся ради получения возможности вещать — говорил всегда все открытым текстом.

Уверен и в том, что отправившие его в опасную командировку держали в уме экстремальный сценарий. Трудно было бы предположить, что военная компания, целую группу бойцов которой не так давно убили американцы на нефтяных полях под Хашамом, будет рада визиту прямого врага на деньги живущего на Западе опального нефтяного магната. Наверняка история с задержаниями, «похищениями», шумом в мировой прессе о «терроре путинских наемников» тоже входила в сценарий.

Но вместо этого все закончилось быстро и страшно от рук первой же банды. И сегодня даже те, кто еще вчера готовился торговать джемалевой головой застыли в некоторой растерянности (ненадолго, конечно). Обстоятельства трагедии, в общих чертах, достаточно ясны и оскрипалить их, представив Джемаля «жертвой режима», так просто не удастся.



Впрочем, в некотором смысле Орхан Джемаль и его коллеги и в самом деле жертвы режима. За последнее время Россия от Москвы до самых до окраин стала очень безопасной страной. Нельзя сказать, что у нас вообще ничего плохого не происходит, но в целом за пределами социально-маргинальных групп населения и мигрантов, уровень преступности для такой огромной страны очень низкий. На смену постоянному страху, в котором мы жили в 90-е, сегодня в «стране рабов», как называл ее Джемаль, царит чувство безопасности и доверия. В этом июне, по пути из Крыма, я забыл в мрачно легендарной Кущевской жилет со всеми деньгами и документами… и даже не подумал, что с ним может что-то случиться (и, разумеется, когда через час мы, развернувшись на шоссе, и проехав не менее мрачно-легендарный блокпост на Цукеровой балке, за жилетом вернулись, его сразу же с улыбкой отдали в полной сохранности).

С исчерпывающей полнотой уровень безопасности в России показал недавно прошедший чемпионат, на котором не было происшествий серьезней «пропавший англичанин нашелся в Москве пьяный и улыбающийся». Особенно выразителен был контраст с «чемпионатом мира в бронежилете», проходившим в 2010 году в Африке, в ЮАР (почти что ЦАР), в атмосфере разгула грабежей и бандитизма.

И это чувство безугрозности расслабляет даже самых стойких и фанатичных врагов «режима». Даже сто раз побывав на войне на грани жизни и смерти, когда ты приходишь в офис «Эха Москвы» и на деньги режима начинаешь поливать этот самый режим, то в подсознание закрадывается уверенность в стопроцентной позитивности мира, где ничего плохого с тобой случиться не может, так как тот самый «режим» этого не допустит. Впрочем, офис «Эха» это, пожалуй, самое опасное в Москве место, как показала история Татьяны Фельгенгауэр, — в других точках города расслабляешься еще больше.

Забвение того, что мир за пределами России совсем не таков и в нем полно террористов, убийц, насильников и грабителей, а главное — отсутствует неповоротливое и брутальное, но надежное Российское государство, может очень дорого обойтись. Увы, Россия на этой планете далеко не везде. Есть множество погруженных в пучину анархии африканских стран, от Ливии и ЦАР до Украины и Сомали, где наши армия и спецслужбы не могут вам обеспечить стопроцентную безопасность.

Джемаля и его коллег, скорее всего, подвело то, что, отправляясь работать над разоблачительным фильмом про российскую специальную компанию, они решили, что эта компания за ними присмотрит, а потому о безопасности можно не беспокоиться. Это, возможно, было бы верно для Сирии. Но не для Центральной Африки. Увы, не доглядели.

Егор Холмогоров
Источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх