На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 144 подписчика

Свежие комментарии

Парадоксальный вопрос: допустима ли православная манипуляция?

ПРАВОСЛАВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ или МАНИПУЛЯЦИЯ В БЛАГИХ ЦЕЛЯХ

20 Апр. 2011

Есть темы, споры вокруг которых не утихают, сколько бы ни было сделано открытий, приведено фактов и доказательств, высказано авторитетных мнений. Но, тем не менее, думать, размышлять и спорить можно и даже необходимо, ведь именно это и есть та среда, в которой возможно рождение истины.

Одна из таких волнующих, напряжённых — тема психологической манипуляции. Допустимо ли для православного человека её использование? Кажется, ответ очевиден — нет. А если манипулировать с благими целями — привести человека к Истине, не дав ему потеряться среди тысяч лжепророков? Можно попробовать немного поразмышлять на эту тему вместе. Прежде всего, чтобы понимать, о чём идёт речь, необходимо определиться с понятиями. Итак, что такое манипуляция? Вот что написано по этому поводу в психологическом словаре. Манипуляция психологическая (manipulatio — пригоршня, горсточка, ручной приём) — вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнёра по общению к совершению определённых действий, предполагает известный уровень сноровки и мастерства при его проведении.

Стремление манипулятора к достижению одностороннего выигрыша отличает психологическую манипуляцию от внешне схожих с ней приёмов косвенного воздействия, характерных для психотерапии или воспитания.

Читая подобное определение, кажется, что вопрос закрыт — ведь речь идёт о корысти и односторонней выгоде. Так-то оно так, но посмотрим на этот вопрос через призму миссионерства. Может ли миссионер использовать манипулятивные техники, чтобы привести человека к вере? Собственно, именно это повсеместно происходит среди представителей протестантских конфессий. Так почему же нам, православным, не сделать психологию влияния своей помощницей и не использовать её во благо? Ведь не секрет, что вечная борьба за человеческие души не прекращается. Миссионеры — как апостолы. Они — воины, они — защитники. Так можно ли православным миссионерам использовать подобное оружие?

Первое, что напрашивается при мысли об использовании манипуляции в правильных целях, — это всем известное высказывание «благими намерениями устлана дорога в ад». Но попробуем быть предельно объективными.

Все, кому довелось хотя бы однажды побывать жертвой «обработки» — неважно, были это цыгане, свидетели Иеговы или просто уличные «разводилы» — знают это мерзкое послевкусие. И даже если «жертве» удалось противостоять манипулятору, то радость от этого омрачена неприятным чувством, что тебя, мягко сказать, использовали или испачкали. Было бы крайне неприятно, если бы после общения с православными человек, отходя в сторону, ощущал бы то же самое. Думаю, что никакие доводы ума не смогли бы тогда убедить человека в том, что Православие — это хорошо. Ведь кроме силы умственных заключений всем нам известна сила ощущений, интуиции, предчувствия и т. п.

 

Но как же быть, если есть горячая вера в истинность Православия? Не молчать же? Правильно. Не молчать. Все мы в какой-то степени, словно апостолы, должны нести свет Православия в мир. Вопрос только в том, каким образом.

Безусловно, трудно представить себе Христа, апостолов или святых плетущими тонкие сети психотехник для ловли «непросвещённых душ» (к слову сказать, несмотря на отсутствие учебников по психологии, манипуляция существовала уже тогда). Манипуляция в благих целях — это уловка нашего тщеславия и самонадеянности. Вместо того чтобы показать себя примером и научиться ждать, терпеть и смиряться, мы хотим аккуратненько заманить человека в храм. И что дальше? Если Господь не откроет сердце человека, никакое чудо не заставит его поверить в истинность Православия. Но мы, то ли по маловерию, то ли по гордости, считаем, что психология способна творить чудеса бóльшие, нежели Господь.

Возможно, чтобы понять лучше плоды манипуляции, стоит прислушаться к себе: что чувствуем мы от того, что человек, поддавшись на наши уловки, таки пришёл в храм? Безусловно, это радость! Но стоит всмотреться в своё сердце: быть может, это всего лишь радость подогретого тщеславия и гордыни — от осознания своего могущества? И что тогда толку, если весь мир мы спасём, а душе своей повредим? Такое миссионерство становится просто путём погибели. Разговоры о хорошей и плохой манипуляции напоминают разговоры о чёрной и белой магии и вере людей в то, что если чёрная магия — это плохо, то белая — это благо, ведь она помогает людям. Но с магией мы определились и все знаем: магия — грех, она отбирает у человека право на свободу, чего не делает даже Господь.

Православный миссионер — сложное призвание. Именно потому, что увлечь за собой людей может лишь тот человек, который уважает свободу мировоззрения и право выбора — а это требует колоссальной работы над собственной душой, а не освоения новомодных техник в благих целях. Возможно, тщательная работа над собой даст миссионеру дар умения МОТИВИРОВАТЬ человека стать православным, а не манипулировать его сознанием.

Ещё один факт — пожалуй, самый главный: Господь даёт человеку свободу. Никогда, ни при каких обстоятельствах, Он не тянет человека к Себе, хотя неужели это не в Его силах? Богу нужна свободная воля и желание самого человека. Если мы хотим любыми способами затащить человека в церковь, то можно быть уверенными: с волей Бога это точно не согласуется. Он ждёт нас — всех, без исключения. Может, стоит научиться ждать и нам?

Анна Лелик

http://molodost.in.ua/news/686/

Картина дня

наверх