Всего 90 фото
Мы продолжаем осмотр Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. В первой части было много истории монастыря, деталей жизнеописания преподобного Саввы, слово о древнейшем Рождественском соборе. Но сейчас будет более светлый, светский, красочный материал поскольку речь пойдет о светлых храмах, Дворце Алексея Михайловича, Царицыном дворце, стенах, башнях монастыря и прочих строениях этой удивительной обители. В первой части я намеренно не описывал свои эмоции чтобы не мешать академическое с личным. Здесь будет все по иному. Итак, продолжим.
Обитель светлая, радостная, полная, не побоюсь сказать, благодати. Это состояние присутствовало во мне все это время пребывания здесь, но и впоследствии.
02.
Во многих монастырях я побывал пытаясь почувствовать души обителей, услышать их благословенный отклик в своей. Но такого полного контакта, радостной и умиротворяющей энергетики как здесь я наверное не испытывал нигде, даже в Троице-Сергиевой Лавре. Как только ты попадаешь на эту святую землю тебя охватывает нечто мягкое, родное, принимающее, прощающее и благословляющее. Нверное только так можно отразить хоть часть того, что ощущаешь здесь в себе.
03.
Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца - спасением царя на охоте от лютого медведя.
04.
Сюда, поклониться мощам преподобного Саввы, приезжали Иван Грозный и его сын Федор Иоаннович. При богомольном царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей. При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Монастырь стал одной из загородных резиденций московских царей. Здесь были возведены царский дворец и Царицыны палаты, а территория обители обнесена каменными стенами и бойницами. Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.
Дворец Алексея Михайловича был возведен в 1650-х годах и неоднократно перестраивались (на фото ниже справа). Для своего времени они были крупным зданием - до 100 метров длиной. Царь ведь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой.
Дворец Алексея Михайловича был возведен в 1650-х годах и неоднократно перестраивались (на фото ниже справа). Для своего времени они были крупным зданием - до 100 метров длиной. Царь ведь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой.
05.
В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Как упоминалось дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей. Мы его еще осмотрим подробней. Дворец ранее на уровне второго этажа соединялся с собором крытым переходом, который вел в царскую соборную молельню. Впоследствии переход был разобран.
Рождественский собор
06.
Наверное самым заметным и ярким строением обители после Рождественского собора являются так называемые Царицыны палаты. Палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века.
10.
В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Деление фасада напоминает трехоконные деревянные клети, что хорошо сочеталось с существовавшим прежде верхним деревянным этажом.
18.
Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом царицы. В центральной части располагались покои царицы. Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения.
19.
В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Как упоминалось дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей. Мы его еще осмотрим подробней. Дворец ранее на уровне второго этажа соединялся с собором крытым переходом, который вел в царскую соборную молельню. Впоследствии переход был разобран.
Рождественский собор
06.
Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии. Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде (на фото ниже справа).
07.
07.
В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.
В 1861 г. в стенах дворца был дан обед государю Императору Александру II. Во время неоднократных посещений им обители, он и его дети располагались для отдыха во Дворце - в архиерейских покоях и келье наместника.
08.
После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х гг., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея народного художника России Б.Н. Яковлева. В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.
08.
После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х гг., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея народного художника России Б.Н. Яковлева. В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.
Наверное самым заметным и ярким строением обители после Рождественского собора являются так называемые Царицыны палаты. Палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века.
10.
В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Деление фасада напоминает трехоконные деревянные клети, что хорошо сочеталось с существовавшим прежде верхним деревянным этажом.
18.
Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом царицы. В центральной части располагались покои царицы. Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения.
19.
Главный вход украшен уникальным белокаменным резным порталом с одноглавым орлом в центре, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских, и двуглавыми орлами - русскими гербами - по сторонам.
20.21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Восстановленные реставраторами на XVII век интерьеры палат разделены на три части с отдельными входами. Каждая часть состоит из сеней с примыкающими к ним комнатами. Вдоль всего здания с востока проходит коридор, предназначенный для хозяйственных целей.
28.
29.
30.
Чу́дный сказочный образ монастыря, не правда ли!?)
31.
В XVIII веке в палатах размещались кельи архимандрита, в XIX столетии - братская трапезная. Здание лишилось деревянного этажа, было перепланировано, окна были растесаны.
В настоящее время в Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части на основании письменных источников и аналогий восстановлены интерьеры боярских покоев с включением артефактов эпохи: предметов мебели, посуды, тканей, женских украшений XVII века. Особая гордость реставраторов - воссозданные в палатах изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными - «муравлеными» и многоцветными изразцами. В связи с нехваткой времени посетить экспозиции музея не удалось - в следующий раз уже.
32.
Теперь продолжим наше исследование затейливых храмов Саввино-Сторожевского монастыря.
Одной из первых построек семнадцатого века в монастыре считается Надвратная церковь Живоначальной Троицы.
33.
34.
35.
36.
В середине семнадцатого века была разобрана древняя церковь преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесён во вновь построенную, и таким образом сохранилась духовная связь между древней и обновляемой Обителью.
37.
1 декабря 1651 года надвратная церковь была освящена во имя преподобного Сергия.
38.
В приезды на богомолье царской семьи церковь становилась домовым храмом царицы.
39.
Троицкий храм можно отнести к одному из последних шатровых типа «восьмерик на четверике»: в 1652 году патриархом Московским становится Никон, запрещающий строить шатровые храмы, как несоответствующие церковному канону.
Красные ворота - главные ворота монастыря. Подклет церкви удачно использован для оформления лестницы, ведущей на парадный двор-прием, не имеющий повторений в русской архитектуре.
40.
41.
42.
43.
Это вид Троицкой церкви "со двора".
44.
В 1807 году иждивением Наталии Владимировны Шереметевой к церкви пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (родители Наталии Владимировны были погребены под нижним сводом трапезной). Здание желтого цвета.
В храме и трапезной после реставрационных работ открыли росписи девятнадцатого столетия.
45.
46.
47.
Здесь же у фасада трапезной находится "язык" знаменитого 35-тонного Большого Благовестного колокола.
48.
Звонница
Звонница построена в 1650-е годы. Она замыкает кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкает к трапезной палате и играет большую роль в организации ансамбля монастыря XVII в.
49.
Симметрию нарушает башня - часозвон, пристроенная к звоннице для вывезенных из Смоленска и подаренных царем монастырю военных трофеев - часов и часового колокола. В центральном пролете звонницы висел знаменитый 35-тонный Большой Благовестный колокол. При падении в 1941 г. он повредил своды звонницы, восстановление которых в послевоенное время стало серьезной реставрационной задачей.
50.
51.
52.
Самая высокая монастырская постройка, она отделяла соборную площадь от больничного (слева от фасада) и хозяйственного дворов. Родственна псковским звонницам - стенам-башням с проемами для колоколов. Знаменитый путешественник XVII в. Павел Алеппский свидетельствовал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» она превосходила колокольни столицы. Многоярусная, поставленная на высокий постамент (включающий подвалы и два этажа), она имеет четыре ассиметричные башенки с шатровыми покрытиями.
Звонница построена в 1650-е годы. Она замыкает кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкает к трапезной палате и играет большую роль в организации ансамбля монастыря XVII в.
49.
Симметрию нарушает башня - часозвон, пристроенная к звоннице для вывезенных из Смоленска и подаренных царем монастырю военных трофеев - часов и часового колокола. В центральном пролете звонницы висел знаменитый 35-тонный Большой Благовестный колокол. При падении в 1941 г. он повредил своды звонницы, восстановление которых в послевоенное время стало серьезной реставрационной задачей.
50.
51.
52.
Самая высокая монастырская постройка, она отделяла соборную площадь от больничного (слева от фасада) и хозяйственного дворов. Родственна псковским звонницам - стенам-башням с проемами для колоколов. Знаменитый путешественник XVII в. Павел Алеппский свидетельствовал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» она превосходила колокольни столицы. Многоярусная, поставленная на высокий постамент (включающий подвалы и два этажа), она имеет четыре ассиметричные башенки с шатровыми покрытиями.
53.
В среднем ярусе звонницы в середине XVII в. была устроена церковь, освященная в честь Живоначальной Троицы, переименованная в 1825 г. в честь преподобного Сергия Радонежского.
55.
Со среднего яруса начинается лестница, ведущая к колоколам. На первом ярусе звона висит Большой колокол, ранее здесь находился его предшественник - знаменитый Большой Благовестник. Продолжение лестницы в следующие ярусы звонницы идет из правой башни в толще задней стены. На верхнем ярусе звонницы помещены все вновь отлитые колокола.
56.
В среднем ярусе звонницы в середине XVII в. была устроена церковь, освященная в честь Живоначальной Троицы, переименованная в 1825 г. в честь преподобного Сергия Радонежского.
На звонницу ведет широкая лестница с парадным крыльцом, являющаяся одновременно входом в большую трапезную палату.
54.55.
Со среднего яруса начинается лестница, ведущая к колоколам. На первом ярусе звона висит Большой колокол, ранее здесь находился его предшественник - знаменитый Большой Благовестник. Продолжение лестницы в следующие ярусы звонницы идет из правой башни в толще задней стены. На верхнем ярусе звонницы помещены все вновь отлитые колокола.
56.
Преображенская церковь (1650-е годы)
Церковь во имя Преображения Господня сооружена в 1650-е годы в царствование Алексея Михайловича. Она примыкает к трапезной с восточной стороны. Одноглавая, двухапсидная, она поставлена на высокий подклет с таким расчетом, чтобы ее западный портал выходил в столовую палату.
А теперь прогуляемся вокруг Рождественского собора и осмотрим детали дворца Алексея Михайловича, монашеские кельи, монастырские башни и кое какие любопытные закоулки.
58.
59.
60.
61.
62.
Житная башня (XVII в.)
63.
64.
Братские корпуса (2-я пол. XVII в.)
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Мы обходим Рождественский собор и уже видим южную часть Царицыных палат.
71.
Между Царицыными палатами и Братским корпусом замечена часто здесь встречающаяся табличка "Хода нет".
Но ведь любопытно же!) В общем для нас "ход" есть)
72.
Здесь интересные старые "непричесанные" монастырские строения и...
73.
...Водовозная башня (XVII в.).
Не зря заглянули)
74.
Теперь мы неспеша возвращаемся к северным воротам монастыря.
75.
Заглянем еще в одно место куда "хода нет". Это Красная башня (XVII в.).
Главный вход в обитель - Святые ворота - находится под Красной башней, которая вместе с надвратной Сергиевской (ныне — Троицкой) церковью, была включена зодчими в ансамбль Святого хода. Два разной величины сводчатых проезда ворот вели во внутренний дворик, который соединен с подклетом надвратной церкви.
76.
С наружной стороны Красную башню украшают сохранившиеся с XVII в. киоты с изображениями Богоматери, преподобных Сергия и Саввы. Башня сооружена по всем правилам фортификационного искусства: имела несколько рядов ворот и опускающуюся металлическую решетку.
Из-за нехватки времени не удалось обойти монастырь вокруг и снять все башнию Но тоже в следующий раз.
77.
Сейчас мы поднимемся на крепостные стены монастыря.
78.
Вход для итнтересующихся находится рядом с Северо-восточной башней.
79.
Справа от нее - Казначейский корпус (2-я пол. XVII в.).
80.
Лестница на стены узкая и крутая.
81.
Вот сейчас со стен хороша видна со двора Церковь во имя Преображения Господня (чуть левее от центра кадра на фото ниже). На первом плане Трапезный корпус, на дальнем - монастырская Звонница.
82.
Находясь на стене ощущения испытываешь захватывающие.
Реставрация проведена качественно и совсем не видно привычных халтурных огрехов.
83.
Бойницы верхние...
84.
...и нижние.
85.
А сейчас мы окажемся в Северо-Западной башне. Тот кто в ей не был - ждет сюрприз)
86.
Башня восхитительно стилизовано отделана и украшена.
87.
Здесь находится магазин по продаже монастырских хлебо-булочных изделий и выпечки.
88.
89.
90.
Ну что ж, Саввино-Сторожевский монастырь нами подробно в деталях осмотрен. Надеюсь что не утомил вас большим количеством фото. Но иначе не смог - так хотелось показать всю эту Красоту и Благолепие. В монастыре присутствует сильная как говорят сейчас энергетика. Она мягкая светлая и добрая, как руки матери. Ну, не знаю как еще сказать. От всей души рекомендую оказаться здесь. Оно того стоит.
Источники:
Официальный сайт Саввино-Сторожевского монастыря.
© Vladimir d’Ar, 2017
Первая часть
Свежие комментарии