На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Как Новая Евразия навсегда изменила мировую экономику

За 15 лет страны Центральной и Восточной Азии превратились из источника дешевой рабочей силы и производственных мощностей в главный драйвер роста мировой экономики. Положение региона в очередной раз меняется, в связи с чем набирает силу понятие новой Евразии — единой силы, связанной крупными инфраструктурными проектами. Разбираемся, как не пропустить самую важную трансформацию следующих десяти лет, и объясняем, какие компании от этого преображения только выиграют.



I. ЧТО ЭТО ТАКОЕ — НОВАЯ ЕВРАЗИЯ

До сравнительно недавнего времени рассматривать Евразию как единый регион попросту не имело смысла. После прекращения в XVIII веке торговли по Шелковому пути экономические связи между странами оставались крайне слабыми. Выведение производств в регионы с более дешевой рабочей силой и снижение стоимости морской логистики в середине XIX века привели к росту влияния портовых городов, таких как Шанхай и Шэньчжэнь. Они стали крупнейшими центрами деловой активности региона. Однако многие азиатские страны, не имеющие выхода к морю, оказались изолированы от процессов глобализации.

Сейчас под Евразийским регионом понимают объединение стран Центральной Азии и СНГ. Есть более широкое определение — все страны от Лиссабона до Шанхая. В этом смысле новой Евразией можно назвать набор проектов и инициатив, объединяющих страны Евразийского континента: транспортные маршруты, совместные инвестиции или создание на основе договоренностей между странами свободных экономических зон, а также торговых и таможенных коридоров, которые облегчают условия ведения бизнеса.


Примеры таких проектов:





Безусловно, Евразия — всё ещё не единое пространство с точки зрения бизнеса: открытие границ между странами осложняют не до конца разрешенные политические конфликты, доступ на внутренние рынки бывает затруднен особенностями регулирования, требуется глубокое понимание специфики той или иной страны. Тем не менее, связи укрепляются, причем в последние годы этот процесс идет активнее, чем когда-либо прежде, поскольку запрос на новые технологии и рост покупательной активности населения представляют невиданные до сих пор возможности для бизнеса.

«Ранее этот регион был как будто бы исключен из активных экономических связей, но в последние 25 лет мы видим, что идет трансформация многих стран, они становятся гораздо более динамичными, а это влияет и на инвестклимат региона», — отметил на форуме в Давосе президент Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти.

Уже сейчас новая Евразия становится основным драйвером мирового экономического роста. И хотя по прогнозам экспертов, включая Международный валютный фонд, в ближайшее десятилетие Китай замедлится, но темпы увеличения его ВВП будут по-прежнему превышать среднемировые. В Индии же и странах Центральной Азии мощным конкурентным преимуществом может стать рост населения.

Другими факторами, задающими облик новой Евразии, стали: углубление экономических связей; объединяющие страны региона крупные инфраструктурные проекты; расцвет технологий в науке и производстве и следующий виток конкурентной борьбы, в этот раз на цифровом поле. Новая реальность, впрочем, предъявляет и дополнительные требования к управленцам и предпринимателям, для которых способность к быстрой адаптации становится одним из основных навыков.

II. КТО И КАК ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ЕВРАЗИЙСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Евразия растет слишком быстро. Единой для всех бизнес-модели, как и рецепта успеха, нет. Рассматриваем, какие подходы лучше всего работают в разных обстоятельствах, на примерах российских компаний.

Например, зарабатывать в регионе можно, сохранив сложившиеся договоренности и партнерства. Традиционно важной для российских производителей ВПК и крупных энергетических корпораций является Индия, один из самых крупных рынков Евразии. К строительству уже третьей очереди АЭС «Куданкулам» в качестве поставщиков «Росатом» привлекает и другие российские организации, в частности «Силовые машины», поставляющие турбины для электростанций.

В свою очередь, самой крупной инвестицией индийских компаний в России пока остается участие холдинга ONGC Videsh limited в проекте «Сахалин-1»: компания владеет долей в 20 %. Tata Group инвестировала в угольное месторождение в Камчатском крае, а во Владивостоке индийская компания «Кей Джи Кей» (KGK), крупнейший производитель ограненных драгоценных камней и ювелирных изделий, открыла фабрику по огранке алмазов.

СЕТЬ ПИЦЦЕРИЙ «ДОДО ПИЦЦА»

Где делают бизнес, кроме России: в 12 странах, включая Китай, США и Великобританию.

Кейс. Пришли в Китай в 2019 году со второй попытки после неудачного запуска партнерского ресторана в июне 2016 года. Специфика рынка усложнила работу по франчайзинговой модели и не дала повысить видимость и узнаваемость бренда. Для открытия новой пиццерии была изменена маркетинговая стратегия, а также разработаны новые вкусы и форматы блюд и напитков.

Что произошло потом. В мае этого года компания «Додо Пицца» официально открыла первую пиццерию нового формата в китайском Ханчжоу (именно там сосредоточены штаб-квартиры многих китайских технологических гигантов, в т. ч. лидера рынка электронной коммерции «Алибаба Груп»). В заведении нет касс, гости оплачивают заказы через мини-приложение Dodo, встроенное в китайский мессенджер WeChat.

Что говорят. Федор Овчинников, основатель и CEO «Додо Пицца», объясняет в интервью корреспонденту «Ведомостей»: «Со дня основания „Додо Пицца“ ежегодно растет минимум вдвое. Конечно, этот рост давали прежде всего российские пиццерии, однако через два-три года рынок пиццерий в России достигнет насыщения. Для сохранения скорости нам нужен мощный рост в других странах, поэтому мы инвестируем в Китай. Это очень сложный, но перспективный рынок. Долгое время предприниматели там зарабатывали на экспорте, который сейчас снижается в связи с удорожанием труда. Но у этих бизнесменов есть деньги и желание работать, и они начинают смотреть на огромный внутренний рынок».

Чему можно научиться. Гибкости. Для сохранения лидерства в изменяющихся условиях компаниям нужно подстраиваться под обстоятельства.

ОНЛАЙН-СПРАВОЧНИК «2ГИС»

Где делают бизнес, кроме России: Украина, Италия, ОАЭ, Кипр, Чили, Чехия, Казахстан.

Кейс. В 2012 году выпустили первую версию справочника и открыли офис в Казахстане по системе франчайзинга.

Как зарабатывают. Основатель компании Андрей Сысоев утверждает, что обычно для выхода в новую страну или город «2ГИС» не ищет франчайзи, а ждет предложений от потенциальных партнеров. Нередко в этом качестве выступает частный инвестор, ранее проживавший в российском регионе, где активно пользуются сервисом. Выход в город за границей может обойтись в сумму до 5 млн евро. Стоимость франшизы зависит от размера карты, количества организаций в городе и его потенциала.

Чему можно научиться. Умению грамотно продать бренд. Известность проекта скорее всего сыграет на руку предпринимателю, который собирается выйти в Евразийский регион.

НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «СИБУР ХОЛДИНГ»

Где делают бизнес, кроме России: Китай, Индия, Австрия, Турция.

Кейс. Давно сотрудничают с Sinopec, нефтяным гигантом из КНР. Сейчас Sinopec владеет 10 % акционерного капитала компании (еще 10 % принадлежит Фонду Шелкового пути). Через площадку китайского партнера у «Сибура» есть выход на крупнейший нефтехимический рынок в мире.

Как все начиналось. Исполнительный директор «Сибура» Сергей Комышан рассказал во время выступления на V Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 года: «Все начиналось 10 лет назад с небольшого совместного проекта по строительству завода синтетических каучуков в Красноярске».

Чему можно научиться. Терпению. Франчайзинг и быстрое расширение бизнеса — не единственный путь к успеху. Иногда полезно занять выжидательную позицию. «С китайскими партнерами спешка хороша лишь при ловле блох», — именно так Сергей Комышан характеризовал сотрудничество с компанией Sinopec во время выступления на V Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 года.

ВИТА СПИВАК
КИТАИСТ И ЭКСПЕРТ РОССИЙСКОГО
СОВЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ
ДЕЛАМ


«При работе с евразийскими компаниями, будь то инвесторы, банки или бизнес-партнеры, важно правильно оценивать риски. Они связаны с защитой интеллектуальной собственности, с определением условий сотрудничества, а также с политической обстановкой в регионе и особенностями крупных инфраструктурных проектов. Благодаря экономическим инициативам Китая в Евразии создаются новые рынки: перевозок, электронной коммерции и телекоммуникаций. Потенциально это может создать новый спрос в регионе, однако не снимает риски и ограничения, связанные с сотрудничеством с КНР.

Многие проекты в Евразии, получающие деньги от китайских институтов развития, подразумевают эксклюзивное привлечение китайских подрядчиков, технологий, кредитов и специалистов, что не всегда выгодно местному бизнесу и не помогает развивать местный рынок труда. Условия выдачи китайских кредитов и льготного финансирования зачастую непрозрачны, а это создает риски не только для отдельных проектов, но и для целых государств. Примерами таких сбывшихся рисков являются Пакистан и Шри-Ланка: эти страны фактически попали в долговую зависимость от Пекина. Кроме того, многие проекты, под которые китайские компании активно выдают щедрые кредиты, оказываются на деле нерентабельными, а деньги нужно как-то возвращать».

III. С ЧЕГО НАЧАТЬ ВЫХОД В РЕГИОН

Нет единого для всех способа использовать преимущества, которые дает евразийская трансформация. Рецепт успеха в каждом случае свой, предпринимателям и топ- менеджерам корпораций необходимо выбирать то, что лучше всего работает именно на их бизнес-задачи. Разбираем три наиболее перспективные стартовые точки и объясняем, какие возможности существуют в ключевых странах Евразии для каждого.


Подробнее здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх