ЖеЖ

50 271 подписчик

Свежие комментарии

Школьная не-жизнь русской литературы

Андрей Франц

Натолкнулся в сети на тест, требующий идентифицировать цитаты из произведений русской классики. Но вместо чтоб его порешать, задумался в совершенно перпендикулярном направлении. А именно: что же за хрень пришлось изучать нам на уроках литературы в школьные годы чудесные!

Прикиньте: человеку 15-16 лет. Десяткам миллионов подростков через 5-6 лет нужно уже как-то устраиваться в жизни, делать карьеру, толкаться локтями с ближними своими, "решать вопросы" и прочая... И будьте благонадежны, они будут и устраиваться, и делать, и толкаться, и решать. Куда ж деваться - реальная жизнь именно такова. Но гений Грибоедова подкидывает им в 9 классе в качестве героя и примера для подражания не Молчалина, который как раз в области карьеры и выстраивании отношений с людьми большой дока, а дурачка Чацкого. Который:

...Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Герой, чо! Образец для подражания. Отличный пример, как делать свою жизнь - особенно для тех, кто жизнь только начинает и как раз в эффективных примерах очень нуждается.


То есть, реальная жизнь в одном флаконе, а литература - в другом. И ни малейшей претензии на то, чтобы научить человека оперировать событиями именно реальной жизни.

Ладно, не нравится Молчалин, типа молодому человеку нужна буря, натиск, преодоление... ОК, поехали на Кавказ, там как раз Ермолов горцев усмиряет. Стрельба, пушки, ружья, героические белые одолевают злых индейцев... Ага, щас! Печорин там дурью мается на тему, какой он весь из себя никому не нужный. Вы хотели фронтира и суровой военной героики? Это к Куперу, Киплингу и прочая. А в русской кавказиане вместо опыта побед и преодолений, который для молодого растущего организма есть самый главный витамин, школьник получает порцию жидкого дерьмеца в кровь.

Ладно, не получилось на Кавказе, ударим по бизнесу - вот уж где простор для сам-себя-сделать! Ну-ка, где там русские "Титаны" и "Финансисты"?

Где-где, в Улан-уде!

Лопахин серенькой мышкой по сцене пробежал, хвостиком вильнул - тут вам и "титаны", и "финансисты". Впечатлений море! Так прям и тянет, глядя на него, какую-нибудь бизнес-империю замутить по переработке плодово-овощной продукции!

Где в русской литературе джеклондоновские герои, которые работают, моют золото, пасут коров, бьют морского зверя, богатеют, убивают, если припечет? То есть, герои, живущие реальной жизнью? Все в той же "улан-уде". Один сподвигнулся, убил старушку - потом триста страниц сам мучился и читателей мучил. А если брать сибирские аналоги у Мамина-Сибиряка, то как-то они сомнительно и с большой фигой в кармане выписаны. И на кумиров подрастающего поколения чота сильно не похожи.

Короче, в смысле приуготовления молодых организмов к реальной жизни - полный ноль. Ни бита полезной информации о том, как жить в реальном мире, как побеждать людей и обстоятельства, как договариваться с сильными и не дать совсем уж загнуться слабым, как заводить полезные знакомства, как девушку уломать на всяческие безобразия, как... Да много у молодежи в этом возрасте вопросов к жизни. Вот только ни на один из них реального ответа на уроках русской литературы она не получит. Ни жизненного опыта, ни потребной юности героики - ничего.

Не удивительно, что ответы на насущные жизненные вопросы приходится искать совсем в других местах. Как живописно высказался когда-то на эту тему Владимир Семенович:

....

А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.

Не досталось им даже по пуле,
В «ремеслухе» — живи да тужи:
Ни дерзнуть, ни рискнуть… Но рискнули
Из напильников сделать ножи.

Жизнь и ее реальные проблемы - сами по себе. А литература знай себе "карету мне, карету" требует. Чтобы свалить от жизненных проблем подальше и начать заниматься своим любимым высосанным из пальца "высоким". Прямо, параллельная жизнь какая-то. Или просто не-жизнь?

Ох, чую - сейчас прилетит...
Андрей Франц



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх