На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 142 подписчика

Свежие комментарии

О культуре речи современных подростков. Интересные исследования в Артеке

Запас сленговых слов современного подростка – это часть его личностного ресурса. 



Откуда современные тинейджеры пополняют этот запас? 

Детская социологическая служба в Артеке (работала там в октябре, на Медиафоруме) попыталась ответить на этот вопрос. 

В социологическом опросе на тему «Из каких источников ты узнаешь новые сленговые (жаргонные) слова и выражения?» участвовало 82 человека (ошибка выборки – 10%) из 556 человек генеральной совокупности.

Характеристика генеральной совокупности – подростки школьного возраста, отличившиеся в медиасфере (юношеская журналистика, ТВ, радио, интернет-порталы), а также в сфере медиаобразования. Участники артековской смены делегированы от 52 субъектов Российской Федерации из 85 существующих на момент опроса. 

По словам генерального директора ВЦИОМ В.В. Федорова (он выступал перед ребятами), социологу противопоказано задействовать в опросе в качестве респондента профессиональных журналистов. Это связано с профессиональным владением социологическими методами, отсюда – влияние на итог опроса, формирование системной ошибки. Однако в данном случае говорить о профессиональном уровне юных журналистов рано. Поэтому возмущение информационного потока, вызванное осведомленностью о механизмах исследования, здесь крайне невелико. 

Итак, вот результаты опроса:



Что можно вынести из этой раскладки? 

На наш взгляд, можно сделать предварительный вывод о характере тех субкультур, в условиях которых существуют и формируются респонденты. 

Сленг – речь субкультур. Сегодняшние субкультуры существуют в двух модусах: в модусе глобального и в модусе локального. 

Характеристика глобальных субкультур: необязательность принадлежности актора к реальной малой группе, обязательность соотнесения себя с виртуальным сообществом, потребительский акцент в конфигурации субкультурных практик, неполная зависимость от образцов поведения, предлагаемых субкультурой, использование этих образцов только в подобающей с точки зрения актора обстановке, ненаказуемость нарушения субкультурных норм, необязательный характер включения в субкультурные практики, самоприсвоение права говорить на субкультурном сленге.

Характеристика локальных субкультур: обязательная принадлежность к малой группе сверстников, включение в ее групповую иерархию, полная зависимость от образцов поведения, бытующий в группе, включение актора во все субкультурные практики малой группы, наказуемость нарушений субкультурных норм, право говорить на субкультурном сленге даруется группой в обмен на лояльность к ее ценностям и нормам.

Одни арготизмы в личном словаре относятся к субкультурам в модусе глобального (это, в первую очередь, сленг виртуальных сообществ). Другие арготизмы родом из реальной малой группы. 

В зависимости от того, как подросток определяет источник жаргонно-сленгового заимствования, можно проиллюстрировать его включение в субкультуры разной модальности. 

В субкультурах глобалистских основным источником служит интернет (там в свою очередь, сленг формируется при участии экономических акторов – производителей субкультурных товаров и услуг). 

В локальных субкультурах первичнее непосредственное, реальное, из уст в уста, хождение сленгового слова. Субкультурное слово здесь рождается при участии тех социальных сил, которые формируют ценностный мир вне экономики. Субкультурная речь превращается в особого рода «дар», при этом «дарителем» выступает вся группа, то есть вся субкультура в целом, – это происходит почти также как в архаичном обществе (см. Марсель Моос). 

Принимая «дар» субкультурной группы (читай: возможность говорить на субкультурном языке группы) неофит одновременно соглашается исполнять все нормы, описанные этим языком. Самое яркое проявление такой реальной малой группы: криминально-уголовная группа. 

Субкультуры в глобальном модусе – элемент модернизирующегося общества, они отсылают нас к горизонтам общечеловеческих ценностей, глобальной экономики и мультикультурного мира. Глобальные субкультуры – апофеоз рационального в самоформировании личности, индивидуальный выбор тех «кирпичиков», из которых складывается «Я». 

Субкультуры в локальном модусе – отсылка к традиционным ценностям, вместе с тем - к реликтам родо-племенных экономических отношений, где одна из важнейших экономических категорий – «дар». 

Этот «дар» нужно «отдаривать», возвращать, иначе он в своей магической сущности способен отомстить за того дарителя, который ничего не получил взамен. 

Аналогом осовремененного дара служит взятка, «откат» и другие внеэкономические формы поощрения. 

Субкультуры в локальном модусе – культивирование иррационального как способ борьбы с рациональным капитализмом. Субкультуры в этом модусе – взаимоподдержка, забота о «кирпичиках», из которых складывается «МЫ». 

Представленная выше диаграмма позволяет (хотя бы в порядке иллюстрации) понять, как структурировано современное отрочество, исходя из его приверженности глобальным и локальным ценностям.
 

Картина дня

наверх