На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Айя-София - Собор Святой Софии в Стамбуле – внутренние пространства - второй уровень. Часть 3.

Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
Всего 104 фото

Мы продолжаем пребывать в величайшем храме христианства - константинопольской Айя-Софии, пишет vladimirdar. И теперь осмотрим галереи второго уровня Софийского собора и его удивительные фрески. Во время богослужений раннего христианского периода на галереях храма отводились места для женщин. Соответственно, здесь же располагалась ложа императрицы. Чтобы добраться до второго уровеня Айя-Софии мы поднимемся по историческому пологому пандусу ведущему к галереям Айя-Софии. Пандус выстроен пологим для того чтобы императрицу могли вносить к месту молитвы в паланкине. В конце второй части мы уже направились к этому пандусу. С него и продолжим наше исследование.


Вот этот портал справа в северной части собора и есть врата ведущие к пандусу. Портал устроен таким широким чтобы паланкин императрицы мог свободно повернуть при подъеме на ступенях и перемещаться к пандусу без препятствий с учетом еще и габаритов носильщиков.
02.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Как раз здесь вот на этих ступенях паланкин императрицы поворачивал вправо.
03.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Вообще же фото пандуса не часто появляются в сети, а жаль - потому как сам подъем на второй уровень собора по нему - отдельное маленькое приключение с погружением в глубь седых веков.
04.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Стоит только вообразить как императорский паланкин мерно поднимается к верхним галереям Айя-Софии... - ты сразу включаешься в исторический контекст Айя-Софии, если "не включился" до этого)
05.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Я постарался выложить больше фото этого удивительного сооружения для погружения во времена давно ушедших дней.
06.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Подниматься по пандусу довольно комфортно, гораздо легче чем просто по ступеням. Уклон устроен таким образом, что ты поднимаешься с удовольствием и еще предвкушаешь, - что же будет за следующим поворотом!?
07.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Давно не испытывал такого трепетного волнения. Как будто поднимаешься к чему-то светлому и высокому...
08.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Отполированные временем плиты пола пандуса добавляют в сознание мысли о том какое бесчисленное количество людей поднималось здесь по этим выложенных плинфой галереям почти за две тысячи лет.
09.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Но вот мы и на уровне галерей. Этот портал и видела императрица перед тем как ее паланкин внесут под своды второго этажа Айя-Софии.
10.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины - во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.
11.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
12.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
13.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
14.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это было весьма светское место. Самая почетная часть хоров - в центре западной галереи, прямо напротив алтаря: круг из зеленого мрамора обозначает место, где стоял трон императрицы.
15.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
16.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
17.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
18.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
19.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
20.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Немного мешают полному обзору собора строительные леса слева...
Как раз все Это и видела прекрасная супруга императора с того места где стоял ее трон.
21.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
22.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Я не случайно упомянул "прекрасная". Красота для византийца была синонимом божественности. Супруга же императора олицетворяла Святую Софию и должна (обязана была - смайлик) была быть прекрасной по определению. Неслучайно была изгнана одна из византийских императриц, как раз не отличавшаяся выраженной человеческой красотой.
23.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
Это правая сторона галерей.
24.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
25.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
26.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Вид на внутренние пространства Айя-Софии с хоров потрясает своим могучим и возвышенным образом.
27.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
28.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
29.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это ракурс основного объема собора уже чуть правее.
30.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Отсюда можно хорошо рассмотреть место коронаций императоров.
31.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
32.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
33.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Однако нам в правую галерею где находятся уникальные мозаики Айя-Софии.
34.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Мы с вами в южной галерее.
35.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
36.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
37.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
38.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
39.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
40.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Невообразимая красота. Это всё смальтовая мозаика.
41.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Мраморные парапеты южной галереи.
42.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
43.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
44.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
45.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
46.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
47.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Первое слово что приходит в голову в эти моменты осознания, - "Поступь Времени".
48.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
49.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

За мраморным парапетом - красочное металлическое ограждение хоров южной галереи с характерным орнаментальным узором.
50.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Именно в южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений.
51.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем.
52.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

"Деисус" означает "моление". Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.
Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами.
53.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Удивительное ощущение. Иисус как будто видит тебя, твою истинную суть, а в его глазах глубочайший эмоциональный посыл принятия и веры в наш бренный Мир.
54.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Взгляните поглубже...
55.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Уже во время обработки фотографий я очень долго рассматривал с увеличением эти удивительные мозаики и пришел к однозначному заключению что на уровне мастерства выполнить эту восхитительную работу просто невозможно. Рукой мастера здесь явно водил Бог, если угодно...
56.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Образ Богородицы также потрясает.
57.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Сколько боли, принятия в этих глазах и во всем образе Девы Марии.
58.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Образ Иоанна Крестителя также одухотворен пониманием что ждет этот Мир и принятием его роли в божьем промысле...
59.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Удивительно волнуещее ощущение от его образа...
60.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

В южной галерее огорожена площадка где можно увидеть исторические мраморные полы этой галереи...
61.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
62.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
63.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью "Henricus Dandolo" когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода - венецианского дожа Энрико Дандоло по воле и интригам которого крестоносцы взяли и разграбили Константинополь в начале XIII века. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вскрыть кости старого дожа и бросить их цепным псам. Какая однако ирония.
64.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

На стене над его могилой сохранился совсем маленький фрагмент мозаики закрытый сейчас листом пластика...
65.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь же рядом справа совсем небольшая мозаичная икона Деисус.
66.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
67.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

В восточной части южной галереи сохранилось еще одно мозаичное изображение (около 1044 года). Перед престолом Христа склоняются императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту.
68.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое).
69.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось восстанавливать.
70.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
71.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Из экседры южной галереи можно увидеть практически на уровне глаз мозаичное изображение Богоматери с Иисусом в апсиде Айя-Софии.
72.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это знаменитый вошебный мозаичный золотой фон в апсиде Айя-Софии.
73.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Также удобно с южной галереи рассмотреть мозаичные образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев созданные около 878 года. Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях, выполненных в патриарших мастерских.
74.
Айя-София
Иоанн Златоуст

Фигуры столпообразны, исполнены достоинства, символические моменты укрупнены и подчеркнуты - это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.
75.
Айя-София

А теперь мы оправляемся исследовать северную галерею собора.
Вот такой любопытный портал ведущий в центральную галерею из южной.
76.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
77.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Сейчас мы уже в северной галерее.
78.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

На стенах галереи можно найти мозаичные портреты другой императорской семьи: императора Иоанна Комнина и его жены Ирины, стоящих слева и справа от Богородицы (около 1120 года).
79.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Императрица была венгерской принцессой Пирошкой, что в переводе означает "красна девица", дочерью венгерского короля Ласло. Родилась она в городе Эстергоме в 1088 году. Замуж её выдали вопреки желанию. В Константинополе она приняла православие и в крещении получила имя Ирины.
80.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
81.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь также все изысканно и красиво. Однако много интересных мест затянуто строительными полотнищами.
82.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Часть северного фасада Айя-Софии.
83.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
84.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Ну а теперь мы спустимся на первый уровень собора уже по другому пандусу находящемуся в северо-восточной части собора.
Здесь не менее интресно.
85.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Единственное отличие - пол пролетов пандуса тщательно обработан нарезкой из тонких длинных борозд. Очевидно это сделано для того, чтобы ступни носильщиков не скользили при спуске паланкина императрицы на первый уровень.
86.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
87.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь более разнообразное внутреннее строения пандуса, множество арок, каменных решеток и присутствует центральная шахта вокруг которой и проходят пролеты этого пандуса.
88.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
89.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
90.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
91.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь встречаются даже места захоронений святых и значимых исторических личностей. Конечно сейчас же эти каменные могилы пусты.
92.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
93.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
94.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Водосток...
95.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
96.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
97.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Вот и выход. Нам осталось осмотреть еще одну достопримечательность Айя-Софии.
98.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Туристы выходят через юго-западный выход собора. Когда-то в давние времена именно он был его основным входом.
99.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках.
100.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
101.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

По обеим сторонам трона Богородицы предстоят императоры:

Юстиниан I с моделью храма Святой Софии...
102.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

...Константин I, подносящий модель Константинополя...
103.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.


Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.

Здесь же император и его сражи перед входом в Софийский собор оставляли свои мечи...
104.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Осмотр Айя-Софии мы закончили. Впечатлений у меня осталось чрезвычайно много. Выделить что-то отдельно здесь просто невозможно. Айя-София меня сильно изменила. Я даже не предполагал что так глубоко включусь в это необъятное благодатное энергетическое поле Айя-Софии, коснусь всего того, что вошло не только в мое сознание но и на бессознательный уровень. Это ощущается всецело и всеобъятно.

Пожалуй не охваченными подробно остались Базилика Феодосия, что была найдена археологами, как и множество ее архитектурных элементов, так и строения у Айя-Софии появившиеся в Оманский период. Таким образом в четвертой части мы осмотрим археологический музей Айя-Софии под открытым небом и попытаемся раскрыть ее тайны, что пока не удалось сделать полностью в предыдущих частях.

Источники:

Википедия и понемногу отовсюду.

© Vladimir d’Ar, 2017

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Пятая часть


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх