На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Что думает об отмене советского праздника 7 ноября российский народ

Сергей Кара-Мурза

Сергей Кара-Мурза, советский и российский ученый, профессор, автор работ по истории СССР, теоретик науки, социолог, политолог и публицист:

– 7 ноября – это настолько важная веха в истории (причем не только России), что произвольная, основанная на чисто идеологических соображениях отмена этого праздника, на мой взгляд, была неправильной. Очевидно, наши реформаторы наломали порядком дров в начале 1990-х гг., их мотивы вполне понятны. Изменяя праздничный календарь, они хотели переформатировать общественное сознание в целях легитимации собственного разрушительного курса. Но этого категорически нельзя было делать – вне зависимости от того, как вы относитесь к победе большевиков. Безусловно, оценка Октябрьской революции[2], как и любого другого события подобного масштаба, может быть неоднозначной. Вообще любая революция неизбежно является социальной катастрофой. Как известно, после октября 1917 года подверглись репрессиям и так или иначе пострадали целые социальные группы. К тому же следует иметь в виду, что революция в России началась не в 1917 году, а гораздо раньше – еще в XIXвеке: то же самое народничество было революционным движением. А горячая фаза революции продолжалась до конца 1930-х гг. Более того, эхо тех событий мы слышим и в наши дни. Облик нового Запада определила Реформация как религиозное течение, которое означало разрыв со всей предшествующей духовно-мировоззренческой парадигмой. Следующим переломным этапом стала русская революция, которая задала всему миру (в первую очередь незападному) новый вектор развития. Так что весь современный мир по большому счету идейно-духовно вырос из русской революции. Да и западная модель развития претерпела значительные изменения в сторону усиления солидарных начал общественного жизнеустройства. Вот почему большинство западных мыслителей признают значение 7 ноября как события всемирно-исторического масштаба. Наши же либералы, пытаясь вычеркнуть эту дату из календаря, шли против воли большинства населения нашей страны, о чем свидетельствовали результаты многих социсследований. В любом случае, так беспардонно плевать на свою собственную историю, повторю, ни в коем случае было нельзя. 

Михаил Смолин

Михаил Смолин, кандидат исторических наук, публицист:

– Честно говоря, к отмене празднования 7 ноября я отношусь совершенно спокойно. По-моему, этот праздник уже лет 20 как изжил себя, поскольку мы живем в другом государстве. Может быть, исторически оно, конечно, и связано с Советским Союзом, но традиция отмечать день Октябрьской революции сегодня становится узкопартийным делом – если мы говорим о КПРФ и ее союзниках. В этом смысле я считаю, что отмена этого праздника как государственного совершенно адекватна. Кстати говоря, идея отмечать в начале ноября День народного единства совсем неплохая. Это может быть своеобразным переходным этапом, чтобы у людей, которые уже привыкли к красной дате календаря в эти дни, не было ощущения, что их лишили праздника. Наверное, это – действительно интересная находка, потому что, с моей точки зрения, праздновать окончание Смуты гораздо адекватнее, чем отмечать ее начало (каковым, по большому счету, и было 7 ноября).

Что касается моего непосредственного отношения к тому событию, которое в советский период называлось «Великая Октябрьская социалистическая революция», то оно лишь дополнило события в рамках Большой смуты, которая продолжалась в России с начала XXвека. Скажем так, ноябрь – это некоторое углубление Февральской революции, которое привело к кровавым последствиям. Как писал Лев Тихомиров (русский общественный деятель XIX– начала XXв. – Прим. ред.), либералы и социалисты – это как начало и конец единого процесса. Т. е. либералы начинают раскачивать государство, а социалисты его хоронят. Первые – это люди менее последовательные, которые хотели оставить немного «севрюжинки» для себя. А последние были готовы закопать тех вместе с «севрюжинкой». Получается, что 7 ноября – это праздник победы более последовательных революционеров над менее последовательными. К сожалению, здесь страна, в любом случае, проиграла. В результате более последовательные и решительно настроенные революционеры решили на корню уничтожить традицию, а, следовательно, и большое количество населения, которое с этим сломом традиции было несогласно. Речь идет и о дворянстве, и о крестьянстве, и о духовенстве, и даже о рабочем классе, который в советское время, в 1930-е гг., был практически заново создан.

Рано или поздно надо закрывать страницы истории, которые привели к большой крови, чтобы попытаться восстановить более глобальную историческую традицию, которой более 1000 лет. Обычно, когда начинают говорить о «советской цивилизации», у меня сразу возникает вопрос: может ли быть цивилизация длительностью в 70 лет? Как мне кажется, 70 лет – это исторический миг. Часто ссылаются на то, что советский строй воспроизвел многие архетипы нашей исконной цивилизации. Я считаю, что это вряд ли можно ставить в заслугу компартии. Скорее следует говорить о действии законов общественного развития. Когда социальная система, пережив слом или стресс, сама по себе стремится восстановить свое предыдущее состояние – по аналогии с ранами и повреждениями, которые в человеческом организме со временем затягиваются.

Михаил Леонтьев

Михаил Леонтьев, журналист, публицист, телеведущий:

– На вопрос о том, стоило ли российским властям отменять празднование 7 ноября, еще несколько лет назад я мог бы ответить совсем коротко. Но теперь не могу: сегодня коротко говорить про Октябрь уже сложно. Конечно, Октябрьская революция была национальной трагедией и катастрофой. Я даже не хочу рассуждать на тему, революция это была или переворот. Гражданская война (а 7 ноября был одним из ключевых актов в ее раскручивании) – это самая грязная и поганая вещь, которую только можно себе представить. Люди, которые раскручивают в стране «гражданку», находясь в здравом уме и твердой памяти, – это подонки. Участвовать в гражданской войне человек может, а иногда даже должен. Но начинать ее – это подонство.

Если же говорить об историческом значении этого события, то это уже более сложный вопрос. С одной стороны, это, конечно, было предательство и «удар в спину» империи. А с другой, как ни парадоксально это прозвучит, может быть, это был объективно единственный способ ее спасти. Потому что то, что произошло с Российской империей в 1917 году, и то, что произошло в 1991 году с Советским Союзом («второй редакцией» той же самой империи), произошло не из-за каких-то «злых дядей», а потому, что обе империи сгнили изнутри. Такие вещи не происходят случайно. Хотя, в принципе, многие историки правильно пишут, что Российская империя к 1917 году с точки зрения экономических и военных параметров, в общем, была вполне здоровой страной. Т. е. в итоге она была не столько сокрушена извне, сколько сгнила изнутри. То же самое потом произошло и с Советским Союзом. Макроэкономическая нестабильность, которая сложилась к 1991 году, – это еще не повод для того, чтобы «сливать» страну, но только в том случае, если страна не сгнила изнутри. Так что 7 ноября 1917 года – это, безусловно, трагическая дата. И я считаю абсолютно правильным решение нашей власти, когда на этот праздник «наложили» 4 ноября – День почитания иконы Казанской Божьей Матери. Другое дело, что эти даты необходимо «связать» так, чтобы новый праздник «перекрыл» и содержательно «поглотил» бывшую годовщину т. н. Великой Октябрьской социалистической революции. Но для этого сама Россия должна стать другой. Для этого требуется другое мировоззренческое состояние страны. Это – та задача, которую нашему обществу еще предстоит решить.

Юрий Крупнов

Юрий Крупнов, государственный, политический и общественный деятель, писатель, публицист:

– Как бы мы ни относились с идеологической точки зрения к тому, что произошло 24-25 октября (по старому стилю) 1917 года, русская революция в целом по своей значимости является событием всемирного масштаба. Следует четко понимать, что эта революция произошла не потому, что плохие большевики захотели взять власть в свои руки. Это стало возможно вследствие накопившихся в обществе социальных противоречий. Однако, несмотря на весь безусловный трагизм и пролившуюся кровь, революция все же дала шанс стране и миру. Напомню, что до самого распада СССР западный мир буквально наслаждался демократией, а общества в западных странах пользовались множеством социальных льгот и преференций. Такое было возможно только потому, что перед лицом Запада все время был пример СССР, правительства западных стран все время испытывали давление со стороны общественности. Как известно, с развалом Советского Союза практически везде окончательно восторжествовала неолиберальная доктрина. И даже в самых демократических и социально ориентированных государствах мы сегодня подчас наблюдаем обратные процессы. Вот почему революция 1917 года в любом случае является событием всемирно-исторического значения. И мы имеем основания гордиться тем, что Россия внесла такой существенный вклад в мировое развитие. Как отмечать этот день – другой вопрос: кто-то, возможно, хочет 7 ноября плясать, а кто-то – плакать. Но вообще никак не отмечать эту дату, на мой взгляд, является признаком высшего провинциализма. Конечно, как и любая революция, события в октябре 1917-го привели к пролитию крови. Однако не стоит подходить к революции с критериями, которые мы применяем для оценки какого-нибудь мирного, благополучного периода развития страны. По определению, любая революция – это не что иное, как сверхперезревшие, гипертрофированные социальные противоречия в их разрешении в кратчайшие исторические сроки. Так или иначе, это всегда приводит к гражданской войне, крови и переворотам.

Есть еще один важный момент, который нужно иметь в виду. Рассуждая о революции, мы в основном говорим про Октябрь и большевиков. Но нужно помнить, что реальный развал Российской империи случился раньше – еще до прихода к власти большевиков. Это произошло в феврале 1917 года. И осуществили этот развал не большевики, которые тогда в основном находились в эмиграции и были достаточно маргинальны по численности, а «февралисты», т. е. представители тех либеральных сил, которые потом составили основу Белой армии, включая великих князей и руководителей Думы. Именно эти люди, по сути, принудили царя[4] к отречению и развалили Российскую империю. А все началось с того, что с помощью своего печально знаменитого «приказа № 1» эти люди развалили российскую армию. Так что к октябрю большевикам уже не оставалось ничего иного, как просто взять (а, точнее говоря, подобрать) власть в свои руки. Таким образом, главный вопрос – не в октябре 1917 года, а в том, что происходило в феврале того же года. И до тех пор, пока мы не сделаем акцент на февральских событиях, мы никогда не сможем объективно и максимально беспристрастно отнестись к октябрю.   

Сергей Михеев

Сергей Михеев, вице-президент Центра политических технологий:

– Если говорить про Октябрьскую революцию, которую некоторые историки предпочитают называть «октябрьским переворотом», то это, конечно, было достаточно неоднозначное событие. Соответственно, и отношение к нему не может быть однозначным. Но лично я скорее склоняюсь к тому, что официальное празднование Октябрьской революции неактуально. Праздновать то, что случилось в ноябре (или в октябре по старому стилю) 1917 года, достаточно странно, поскольку, по сути, Россия была тогда поставлена на грань полной катастрофы, а ее последующее возрождение произошло в значительной мере не благодаря, а вопреки событиям 1917 года. Сталинская сверхжесткая централизация в управлении и прочие издержки советского строя как раз понадобились для того, чтобы спасти разваливающуюся страну и превратить Советский Союз в полноценного преемника погибшей Российской империи.

Николай II

Тем не менее, повторюсь, сами по себе события осени 1917 года – достаточно неоднозначные, и продолжать их праздновать было бы странно. Другое дело, что возможен был такой вариант: не отмечать «Великий Октябрь» официально, а оставить 7 ноября в качестве выходного дня. По крайней мере, на какое-то время, пока в нашем обществе есть значительное количество приверженцев коммунистической идеи. Т. е. отмечать этот день можно было бы по принципу «кто хочет, тот и празднует». Это был бы некий компромисс.

Штурм Кремля в 1917 году (megabook.ru)

Что касается праздника 4 ноября как своеобразной замены дню 7 ноября, то выглядит эта замена несколько топорно. Другое дело, что если вникнуть в саму суть этой даты – 4 ноября, то следует признать, что она действительно является значительной. Во-первых, она связана с изгнанием иноземных захватчиков, а во-вторых, это – пример самоорганизации русского общества, которое на тот момент было просто предано властью. И только сам народ, пойдя по пути самоорганизации, смог отстоять суверенитет страны. Однако, несмотря на всю привлекательность этой даты, очевидно, что наши власти вспомнили о ней исключительно потому, что потребовалось срочно найти замену 7 ноября. В итоге все это выглядит каким-то притянутым за уши.

Читать полностью:http://www.km.ru/front-projects/russkie-prazdniki-kak-otrazhenie-dukha-naroda/rossiyu-razvalili-ne-v-oktyabre-v-fevra

Картина дня

наверх