На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Две авиакатастрофы, одна причина

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Boeing 737 Max

Boeing 737 Max

В продолжение темы «наука иррациональна, рынок рационален«

Мы неоднократно упоминали, что фундаментальные принципы современной социально-экономической системы, основанной на свободном рынке и власти собственников, в погоне за краткосрочной прибылью приносят в жертву долговременные интересы всего человечества и ставят под угрозу будущее миллиардов людей.

Но иногда эта недальновидность системы, пренебрегающей интересами большинства в пользу привилегированного меньшинства, губит людей гораздо быстрее. Недавние катастрофы нового самолета компании Boeing, как оказалось — как раз один из таких случаев.

10 марта 2019 года рейс 302 компании Ethiopian Airlines, следовавший из столицы Эфиопии Аддис-Абебы в г. Найроби, Кения, потерпел крушение вскоре после взлета. Все 157 человек на борту погибли. Что еще хуже, это произошло лишь через несколько месяцев после похожей аварии самолета компании Lion Air в Индонезии в октябре 2018 года, унесшей жизни 189 пассажиров.

Оба самолета были одной и той же модели, Boeing 737 Max.

Boeing 737 Max — новейшее детище компании «Боинг», воплощение ее инженерной мысли. Но он также является воплощением вынужденной необходимости, результатом агрессивного соперничества с европейским конкурентом «Боинга» — компанией «Эйрбас».

Когда «Эйрбас» в 2010 году объявил, что выпустит новый самолет с лучшим соотношением цена-качество и повышенной топливной эффективностью, «Боинг» поторопился разработать свою версию. Стратегия компании заключалась в конструировании самолета, который не сильно отличался бы от предыдущей версии, чтобы регулирующие органы согласились с тем, что это похожая модель и не требует дополнительного обучения на тренажерах. Это серьезно сэкономило бы деньги авиакомпаниям.

Зачастую для того, чтобы летать на новых моделях самолетов, пилоты часами тренируются в огромных симуляторах, учебных наземных версиях кабин, целиком повторяющих все особенности новой модели. Такие симуляторы стоят миллионы долларов. Поскольку компания «Боинг» разрабатывала самолет в жуткой спешке, к моменту выпуска специальные симуляторы еще не были готовы.

В результате, в случае с 737 Max, многие пилоты с опытом полетов на прежних версиях 737-го проходили лишь пару часов обучения при помощи планшета iPad. В 2017 году группа летчиков была вынуждена подготовить учебные материалы для него, ни разу не полетав на этом самолете или полноценном тренажере для него. Результатом стала 13-страничная брошюра об отличиях между старой и новой моделями. В ней ничего не упоминалось о новом программном обеспечении — том самом, которое позже станет краеугольным камнем расследования двух аварий.

Двигатели нового самолета оказались больше, поскольку «Боинг» в конкурентной борьбе с «Эйрбас» пытался всеми силами повысить их эффективность. Чтобы компенсировать разницу в аэродинамических свойствах нового самолета по сравнению с его предшественником, «Боинг» установил на него систему MCAS, которая автоматически направляла нос самолета вниз в определенных условиях. Основной версией причины крушения самолета Lion Air считается сбой в работе этой системы, вызванный неполадками датчиков.

Как выяснила газета Dallas Morning News, американские пилоты гражданской авиации выражали обеспокоенность безопасностью полетов на Boeing 737 MAX еще за несколько месяцев до крушения самолета эфиопских авиалиний.

Журналисты обнаружили пять жалоб на эту модель «Боинга» в федеральной базе данных, куда пилоты добровольно заносят данные об авиационных инцидентах. Жалобы касались того же самого механизма, который считается возможной причиной аварии в предварительном докладе комиссии, расследующей крушение самолета этой модели в Индонезии. Все упомянутые в них проблемы с автопилотом наблюдались при наборе высоты после взлета. Судя по записям, эти полеты имели место в октябре и ноябре 2018, однако названия авиакомпаний в базе данных недоступны.

Так, один командир воздушного судна, летавший на Max 8, в ноябре 2018 года заявил, что со стороны его авиакомпании и федеральных властей «бессовестно» позволять летчикам пилотировать эти самолеты без нормального обучения и полного раскрытия информации о том, как именно его внутренние системы отличаются от предыдущих моделей 737-го. Он закончил свой рапорт следующим образом:

То, что этот самолет требует такого нагромождения подпорок, чтобы взлететь, само по себе уже должно настораживать. Теперь мы увидели, что его системы подвержены сбоям — при том, что летчикам неизвестно, что именно это за системы, какая у них отказоустойчивость и аварийные режимы работы. Мне остается лишь гадать — чего еще я о нем не знаю?

Американские власти приостановили все полеты Boeing 737 Max, однако регулирующий орган американской гражданской авиации пока не выдвигал никаких требований к переподготовке пилотов.

Как отлично демонстрирует эта трагедия — гибель людей в результате действия рыночных принципов не является чем-то свойственным лишь отдельным странам или эпохам. Это проблема всего мира, причем проблема ежедневная. Крупные катастрофы, затрагивающие не самых бедных людей — вроде крушения самолета, — становятся известными на весь мир, но в тени их проходят десятки и сотни менее известных — типа случая на Кубани, где у старого автобуса, перевозившего рабочих, отказали изношенные тормоза и он упал в море. Так что стоит задуматься даже тем, кто верит, что «на наш век хватит» и на столь же преступное и недальновидное загрязнение среды и исчерпание ресурсов обращать внимания «обычному человеку» не стоит.

Источник Проект Будущее

SONY DSC

Самолёт Lion Air за 43 дня до катастрофы

Рекомендуем прочесть

Let's block ads! (Why?)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх