50 141 подписчик

Десятая процента. Что генетики знают о расах?

Денис Шлянцев

Неандерталец, экспонат из музея Чикаго.

Генетические исследования последних десятилетий открыли две истины в отношении человечества. Первая – все люди весьма тесно генетически связаны друг с другом. Различия в ДНК минимальны, и их изучение позволило ученым воссоздать своего рода генеалогическое древо человечества. С этим связана вторая истина – все ныне живущие люди родом из Африки.

«Рас не существует. Это выдуманное понятие», – заявляет журнал National Geographic, посвятивший свой свежий номер расовому вопросу. Scientific American называет расу «социальным конструктом»; Newsweek напоминает, что еще в 1950 году ЮНЕСКО выпустила заявление, что раса – это миф, а не биологическая реальность. К этому выводу на тот момент пришла международная панель антропологов, генетиков, социологов и психологов. С тех пор прошло более полувека, и в подтверждение этого заявления было собрано еще больше доказательств.

В 2003 году ученые завершили проект «Геном человека», главной целью которого было определить последовательность нуклеотидов, которые составляют ДНК, и идентифицировать 20–25 тысяч генов в человеческом геноме, тем самым сделав возможным изучение всей родословной человечества. Достижения генетиков проникли в обычную жизнь, и с помощью компаний вроде 23andMe, Family Tree DNA и Ancestry любой человек может выяснить свою родословную с помощью анализа ДНК. То есть за $99 потребитель может получить от 23andMe анализ, в котором будет сказано, что он, к примеру, на 18% коренной американец, на 65,1% европеец и на 6,2% африканец.

Популярность подобного рода анализов лишь подтверждает распространенное мнение, что ДНК сортирует людей по расовому признаку. Однако новые научные исследования полностью разрушают наше представление о расах: они показывают, что многочисленные теории (вроде теории "пяти рас") описывают, каким образом человечество распределялось по континентам, однако линии между расами куда более размыты.

Далее здесь