На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 144 подписчика

Свежие комментарии

Имя ему – гегемон

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: еще один российский банк не выдержал нынешней надзорной политики главного регулятора. 7 сентября Центробанк отозвал лицензию у петербургского Выборг-банка. По мнению регулятора, Выборг-банк проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы.

А неделей раньше права заниматься банковской деятельностью лишился другой банк из Санкт-Петербурга - «Тетраполис». Претензии к нему лежали ни много ни мало в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Позвольте, скажете вы, но чем это может кого-то затронуть, кроме нескольких сотен или даже тысяч клиентов этих небольших банков, о которых многие из нас впервые слышат? Действительно, на фоне по-настоящему тревожных новостей эта выглядит рядовой и незаметной. Но если копнуть поглубже, за ней обнаружится страшная тенденция: региональные банки (и Выборг-банк, и «Тетраполис» как раз такие - целенаправленно уничтожают. Тотально, разве что дустом не посыпают. Только с начала этого лета свою деятельность прекратили 34 кредитных организации.  Всего же с января прошлого года из отечественной банковской системы было вычеркнуто порядка 180 банков.

Возникает вопрос – кто же в итоге останется после такой чистки? Скорее всего, уцелеет лишь несколько крупных банков с госучастием. Ну может быть - еще несколько банков, облеченных высочайшим доверием. По всей видимости, вся деятельность ЦБ ведет именно к этому. Сократить число банков в России, а их клиентов перенаправить в госбанки. И правда, куда еще им будет идти? Кому довериться? Разве что чему-то незыблемому, таким банкам, над которым не занесен карающий меч регулятора.

Строго говоря, в России нет какого-то официального механизма, позволяющего точно сказать – вот этот банк крупный, а вот этот, извините, мелкий. По сути, иерархия у нашей банковской системы примерно такая: госбанки, к ним около пяти самых крупных коммерческих банков (аффилированные к облеченным доверием, подконтрольные и т.п.) и все остальные банки, крупные, системообразующие, мелкие – неважно какие. Даже представительства иностранных банков не могут чувствовать себя спокойно в такой ситуации.


В конце июля Центробанк разработал проект закона о введении нового вида кредитной организации – регионального банка. По нему запрашивать получение региональной лицензии смогут лишь банки с капиталом не менее 300 млн рублей и величиной активов не более 7 млрд рублей. Причем такие банки будут работать лишь на территории конкретного региона, без возможности открывать филиалы за его пределами.

ЦБ объясняет этот шаг тем, что упрощенное регулирование позволит региональным банкам снизить издержки, и повысит доступность банковских услуг. На деле же может выйти совсем другая картина: регулятор просто не успевает отзывать лицензии в том объеме, который ему необходим. Дробление на региональные банки позволит в итоге ускорить процесс уменьшения общего количества банков в системе. Сотни банков будут пытаться удержаться на плаву, объединяться друг с другом, но в итоге все равно уйдут.

Кроме того, на отсрочке отбора лицензии можно и неплохо заработать отдельным банковским чиновникам. ЦБ может, к примеру, не отбирать лицензию сразу, а дать время привести дела в порядок.

Настораживает в такой политике то, что компетенция не позволяет ЦБ вот так разделять банки на, условно говоря, пригодные и непригодные – ведь далеко не все из них запятнали себя криминальной деятельностью.

Все это броуновское движение в банковском секторе показывает, что он, прежде всего, активно национализируется, при этом все равно постепенно приходя в упадок. Для этого процесса ему невыгоден ни рост технологий, ни прогресс и развитие рынка, ни современные платежные институты, те же электронные деньги. Все это будет лишним. В кризис очень важно, чтобы государство помогало финансовой системе, это бесспорно. Но многие действия Центробанка, кстати, неподконтрольному правительству собственной страны, весьма далеки от эффективности, да и поддержкой их назвать сложно.




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх