На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

ДНК-тесты замечательных людей: Иван Бунин (первые сюрпризы)



«В Духов день призывает Церковь за литургией «сотворить память всем от века умершим». Она возносит в этот день прекрасную и полную глубокого смысла молитву: — Вси рабы Твоя, Боже, упокой во дворех Твоих и в недрех Авраама, — от Адама даже до днесь послужившая Тебе чисто отцы и братiи наши, други и сродники!.. Разве случайно сказано здесь о служении? И разве не радость чувствовать свою связь, соучастие «с отцы и братiи наши, други и сродники», некогда совершавшими это служение?» — писал Иван Алексеевич Бунин в своём романе «Жизнь Арсеньева».

Вот и нам следует не забывать, что жили на земле когда-то, не многие и многие столетия назад, люди, подарившие нам жизнь. Эти люди – наши прямые предки. Поминать их поимённо в Духов или в какой-то другой родительский день – сегодня подобное выглядит фантастичным. А вот светило русской истории первой половины ХХ века С.Б. Веселовский в своей книге «Род и предки А.С. Пушкина в истории» пишет, что поколение за поколением потомки славных людей, в поминальный день молились за души ушедших своих предков и вспоминали всех своих предков поимённо, и недавно умерших, и живших тысячу лет назад. Бунины относились к числу тех, кто поминал предков в Духов день, называя их поимённо.


Из художественных и публицистических произведений Ивана Алексеевича Бунина мы узнаём, что Бунины свой род ведут от Симеона Бунковского. В «Биографической заметке» Иван Алексеевич Бунин, цитируя «Гербовник дворянских родов», пишет следующее: «Род Буниных происходит от Симеона Бунковского, мужа знатного, выехавшего в XV в. из Польши к великому князю Василию Васильевичу. Правнук его Александр Лаврентьев сын Бунин служил по Владимиру и убит под Казанью. Стольник Козьма Леонтьев Бунин жалован за службу и храбрость на поместья грамотой. Равным образом и другие многие Бунины служили воеводами и в иных чинах и владели деревнями. Всё сие доказывается бумагами Воронежского дворянского депутатского собрания о внесении рода Буниных в родословную книгу в VI часть, в число древнего дворянства…».


Из книги Юрия Даниловича Гончарова «Предки Бунина» мы узнаём, что первым, достоверно установленным предком писателя Ивана Бунина, был мценский помещик Яков Савельевич Бунин, родившийся в конце XVII века. Про его отца Савелия нам, к сожалению, ничего не известно. Юрий Гончаров в своей книге высказывает некоторые сомнения по поводу достоверности сведений о происхождении Ивана Бунина и его предков вплоть до Якова Савельевича Бунина от Симеона Бунковского, выехавшего к великому московскому князю Василию Тёмному из Польши, по другим источникам из Литвы. Сегодняшние специалисты по генеалогии, судя по всему, не могут отыскать какие-либо упоминания в старинных документах о мценском помещике Савелии Бунине, жившем во второй половине XVII века, а попытки таких поисков, видимо, были. Сам Иван Бунин не единожды говорил и писал, что вся родословная Буниных была написана на тыльной стороне иконы преподобного Меркурия Смоленского. Эта икона хранилась в доме деда писателя в сельце Каменка Семёновское тож. Сейчас этот населённый пункт называется деревня Каменка-Бунино. Дом после кончины деда унаследовал дядя писателя и его семья.


Св. Мученик Меркурий Смоленский несет свою голову… (источник: konstant-zab.livejournal.com)

Я, кстати, был на месте того бунинского суходольского дома и видел там остатки битого стекла, очень тонкого, и осколки домашней утвари из керамики. Это, конечно, не родовая икона Буниных, но ощущение всё равно непередаваемое. В своей книге «Жизнь Бунина» жена И.Бунина Вера Николаевна Муромцева-Бунина, ссылаясь на рассказы мужа, пишет: «Забавляла тетя Варя, нравились темные образа, а особенно образ Меркурия, смоленского Святого, что держит в одной руке свою голову, а в другой икону Путеводительницы. Это был заветный образ дедушки Николая Дмитриевича, не сгоревший при нескольких пожарах. На тыльной стороне иконы была написана вся родословная Буниных». Эту икону, с родословной Буниных на тыльной стороне, Иван Бунин в своей повести «Суходол» упоминает несколько раз в разных главах и подробно описывает в начале повести: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришел он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы, – на этот, как говорили, заветный образ дедушки, переживший несколько страшных пожаров, расколовшийся в огне, толсто окованный серебром и хранивший на оборотной стороне своей родословную Хрущевых, писанную под титлами.»

В той же «Автобиографической заметке» Иван Бунин утверждает следующее: «Род этот (род Буниных, прим. Рыльщикова И.В.) дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П. Бунину, и поэта В.А. Жуковского (незаконного сына А.И. Бунина); в некотором родстве мы с бр<атьями > Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми…». Кроме того, родственные связи имелись у Буниных с Семёновыми. Сын знаменитого географа Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского Вениамин Петрович был уверен в родственных связях Буниных и Семёновых. Вот что в сентябре 1917 года своём письме И.А. Бунину В.П. Семёнов-Тян-Шанский пишет об их родственных связях: «Позвольте Вам послать I том мемуаров моего покойного отца, где вы найдёте немало сведений не только о Вашем родстве с Грот, но и с нами, Семёновыми, и с Жуковским…». Ещё следует отметить, что у поэтессы Анны Ахматовой в роду были Бунины из ряжской ветви, к которой относятся «русская Сафо», поэтесса А. П. Бунина и предки географа П.П. Семёнова-Тян-Шанского.

Вот как всё тесно переплетено, вот сколько знаменитых потомков, возможно, имеется у «славного мужа Симеона Бунковского». В то время, когда Ю.Д. Гончаров писал свою книгу, в 70-е годы ХХ века и многие десятилетия спустя, умные и талантливые люди могли только предполагать и строить версии, действительно ли потомки Якова Савельевича Бунина, в том числе Иван Алексеевич Бунин, были прямыми потомками Симеона Бунковского, были ли потомками этого славного мужа ряжские Бунины, о которых мы чуть выше упоминали, белёвские Бунины, к коим относятся поэт Василий Андреевич Жуковский и славянофилы, собиратели фольклора братья Киреевские. Сегодня у нас с вами появилась возможность установить бесспорную истину в этом вопросе. Это можно сделать с помощью ДНК-генеалогии.

Нужно сказать, что любые новые сведения об Иване Бунине и о предках Ивана Бунина сами по себе интересны, независимо от подтверждения его родственных связей с поэтом Жуковским и географом Семёновым-Тян-Шанским. Ведь мало кто из русских писателей так часто в своих произведениях указывал на взаимосвязь современного человека с его далёкими предками. В том же романе «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина главный герой романа Алексей Арсеньев, от лица которого ведётся повествование, сообщает, что будучи ребёнком, он однажды почувствовал, что когда-то принадлежал к рыцарскому миру, с его замками и турнирами, чуть позже он вдруг понял, что его предки были обитателями первобытных хижин на тропических островах в океане – «Какие сладкие и яркие видения и какую настоящую тоску по родине пережил я…». Нечто подобное Иван Бунин от лица Алексея Арсеньева сообщает и о Египте и о египетских пирамидах. На первой же странице этого же романа Иван Бунин упоминает божество Агни, которому поклонялись «наши древнейшие пращуры». О светлокрылом боге Агни Иван Бунин однажды даже стихотворение написал. Вот где современные мракобесы-инквизиторы от норманизма могли бы разгуляться, и замахнуться, так сказать, на классика, а то всё Задорнов, Ломоносов, Глазунов, Клёсов – узко как-то с их стороны. А потом им можно и за Блока, Брюсова, Гумилёва приняться, там тоже найдётся пища для стервятников. А на сладкое я бы им Николая Заболоцкого порекомендовал и его стихотворение «Голубиная книга» – не стихотворение, а сплошная «задорновщина».

В других произведениях Иван Бунин, то про сарматские ветра, гуляющие по русской лесостепи упоминает, а то, в одном из рассказов, пишет о пращурах, завоевавших Индостан, и снова про «бесконечно далёкие воспоминания» и тоску по Прародине – «человеческим словом не выразишь даже и сотой доли ее…». В том же самом рассказе герой утверждает, что «уже видел, чувствовал индийские тропики, может быть, тысячи лет тому назад, – глазами и душой своего бесконечно дальнего предка…». Одним словом, живи в наше время Иван Алексеевич, думаю, что он заинтересовался бы ДНК-генеалогией и возможностями с её помощью открывать тайны прошлого.

Вот и нам вдруг очень захотелось узнать, были ли предки писателя причастны к рыцарскому миру средневековой Европы, или же, живя на крохотных островках рассыпанных в тропическом океане, они почти нагими передвигались по водной глади в узких пирогах, и охотились и воевали с помощью луков и дротиков. По крайней мере, для прямой мужской линии мы можем отыскать ответ на подобный вопрос.

Что для этого нужно? Для получения такого ответа желательно, чтобы прямой потомок И.А. Бунина сделал тест на Y-хромосому, так как самого писателя давно уже нет с нами. К сожалению, у Ивана Алексеевича нет прямых потомков. Его единственный сын Николай умер в пятилетнем возрасте. А вот у родного брата писателя Евгения Алексеевича и, соответственно, у отца писателя Алексея Николаевича прямые потомки имеются, в том числе и по мужской линии. В любом случае, результат будет получен тот же самый, как и в случае, если бы тестировали самого Ивана Бунина, или максимально приближенный к результату, который был бы получен при тестировании Ивана Бунина.

Сразу сообщу, что нам удалось договориться о тестировании на Y-хромосому с потомком по прямой мужской линии брата писателя. Замечательного человека, который согласился помочь нам, зовут Владимир Владимирович Бунин. Он сын Владимира Арсеньевича Бунина и внук Арсения Евгеньевича Бунина.


Алексей Николаевич Бунин и Евгений Алексеевич Бунин

В начале 1917 года у брата писателя Евгения Алексеевича Бунина рождается сын Арсений. Евгению Алексеевичу было на тот момент пятьдесят восемь лет. 10 октября (по старому стилю) 1917 года Иван Бунин записывает в дневнике: «Позавчера утром поехал (…) в Ефремов. (…) Евгений на кухне на печке со своим Арсиком». РГБ ОР, ф. 622, к.3, ед. хр. 33. СС (2). Т.8.С.48-50. 18 октября (по старому стилю) 1917 года В.Н. Муромцева пишет Ю.А. Бунину из Глотово: «Наши из Ефремова приехали, на Яна (И.Бунин) эта поездка подействовала хорошо. Он очень полюбил Арсика (сын Е.А. Бунина), всё плюётся и говорит, «как бы не сглазить этого ангела…». ОГЛМТ, ф.17, № 3229 оф.


Арсений Евгеньевич Бунин и Владимир Арсеньевич Бунин

Иван Бунин видел «ангела» Арсика в том доме в г. Ефремове, где сейчас располагается дом-музей И.А. Бунина. До революции этот дом принадлежал Е.А. Бунину и на протяжении десяти лет в этом доме собиралась вся семья Буниных. Уникальное место на самом деле. В доме-музее И.А. Бунина целый стенд посвящён семье Арсения Евгеньевича Бунина, в которой на протяжении десятилетий царили любовь и взаимное уважение. О нелёгкой судьбе ефремовских Буниных можно почитать здесь. Не правда ли, жизнь рождает сюжеты, которые не способен придумать ни один писатель и ни один сценарист? Надо сказать, что именно Татьяна Арсеньевна Родионова, в девичестве Бунина, которая дала интервью тульской областной газете, посодействовала нам в нашем деле. Она – большой друг бунинского музея, я тоже поддерживаю дружеские отношения с ефремовским домом-музеем им. И.А. Бунина и с руководителем музея Светланой Станиславовной Ивановой. На фотографиях вы видите всех Буниных, кто имеет отношение к нашему исследованию.


Иван Алексеевич Бунин


Илья Валерьевич Рыльщиков (слева) и Владимир Владимирович Бунин (справа)

В положенный срок в Московской лаборатории ДНК-генеалогии (Академия ДНК-генеалогии) был готов результат тестирования Владимира Владимировича Бунина. Признаться, результат получился удивительным.



Вроде бы та же самая гаплогруппа N1a, как и в случае с Захаром Прилепиным. Та, да не та. 7-8 тысячелетий назад жил общий предок Ивана Бунина и огромной массы этнических русских, кто имеет гаплогруппу N1a1. В этой огромной массе и потомки князей Рюриковичей с Гедиминовичами, и Прилепины из Черноземья, и ещё десяток миллионов человек. Вот что написал о субкладе (веточке) Ивана Бунина член Научного совета Академии ДНК-генеалогии Игорь Львович Рожанский.

В результате лабораторного теста у Владимира Владимировича Бунина была определена гаплогруппа N-M178. В ходе ДНК-генеалогического исследования было рассчитано дерево гаплотипов гаплогруппы N-M178, к которым были добавлены данные В.В. Бунина, его положение отмечено стрелкой.


Дерево 111-маркерных гаплотипов гаплогруппы N-M178. Цветными кружками отмечены гаплотипы, для которых принадлежность к соответствующей ветви подтверждена анализом на снипы.

Специальная программа сгруппировала В.В. Бунина с участниками ДНК-проектов, у которых подтверждена последовательность снипов M178 > L708 > Y9022. Положение соответствующей ветви на упрощенном дереве гаплогруппы N указано ниже.


Упрощенное филогенетическое древо гаплогруппы N, с указанием основных снипов (позиция на шкале времен произвольна), датировок ветвления и времен жизни общих предков ныне живущих представителей дочерних ветвей (длина цветных прямоугольников). Галочками отмечено положение на дереве образцов ископаемой ДНК.

Эти снипы характеризуют редкую ветвь, которая на различных проектах носит название волго-алтайской. В международной классификации она обозначается аббревиатурой N1a1a1a2. Ее базовый гаплотип в 27-маркерном формате выглядит следующим образом:

13 23 14 10 11 14 10 14 14 30 17 14 20 30 11 11 14 16 20 10 20 11 21 22 38 37-37

Он расходится с гаплотипом В.В. Бунина на 4 мутации в маркерах, выделенных цветом, что соответствует дистанции в 1300 лет. Это намного меньше, чем время жизни предка всей ветви N-Y9022 (4500±560 лет назад), что помещает В.В. Бунина со 100% вероятностью в самую ее середину, на равном удалении от остальных носителей.

Ареал ветви Y9022 ограничивается в основном Поволжьем, а в ДНК-проектах Русской равнины к ней относятся 11 русских, 12 татар, коми, мордвин-эрзя и удмурт. В данных, собранных популяционными генетиками при анонимном тестировании, эта же ветвь оказывается одной из основных генеалогических линий у чувашей, удмуртов, марийцев, коми и хантов. Отмечена она также у коренного населения Алтая, что и послужило причиной наименования. По данным с проектов FTDNA, уровень в 1% от всех участников ветвь Y9022 превышает только у казанских татар и уроженцев Пермского края и Урала.


Доля носителей ветви N-Y9022 в процентах от всего мужского населения регионов Европы и Ближнего Востока, согласно данным с проектов FTDNA.

Самый ранний на сегодняшний образец ископаемой ДНК из Европы (ветвь N-L708) был найден на Кольском полуострове с датировкой 3600-3400 лет назад. По Русской равнине данных пока нет. Абсолютное большинство европейцев из гаплогруппы N принадлежит к уральско-европейской ветви L1026, с которой волго-алтайская ветвь Y9022 разошлась около 7500 лет назад, задолго по миграции в Европу. Парадоксальным образом, ветвь М2019, доминирующая у якутов, оказывается в более близкой степени родства с европейскими ветвями, чем ветвь В.В. Бунина.

Люди из ветви Y9022 в своей миграции не продвинулись западнее бассейна Камы, где впоследствии влились в состав формировавшихся там народов, ныне говорящих на тюркских (чуваши, татары), волжско-финских (марийцы), пермско-финских (удмурты, коми) и угорских (ханты) языках. Первоначальный язык того племени пока остается загадкой.

Имеется семейная легенда о происхождении дворянского рода Буниных, в которой упоминается родоначальник, выходец из Великого Княжества Литовского. Однако найденная у В.В. Бунина волго-алтайская ветвь гаплогруппы N вступает в противоречие с этой легендой. Гаплогруппа N широко распространена в Литве, Белоруссии и на Смоленщине, что также входила в состав ВКЛ, но представлена там почти исключительно южно-балтийской ветвью L1025. Ветвь Y9022 пока не была обнаружена ни у одного уроженца этих мест, несмотря на их высокую активность в тестировании ДНК.

С другой стороны, Орловская и Воронежская губернии, где жили потомки московского дворянина Якова Савельевича Бунина, находятся не настолько далеко от Поволжья, чтобы сбрасывать со счетов корни рода среди его коренного населения. «Московские дворяне» – это чин служилых людей во времена первых Романовых, а не место рождения или службы. Поэтому предок Буниных мог за всю жизнь ни разу не побывать в столице, но носить этот довольно высокий титул. Якова Савельевича, жившего во время правления Алексея Михайловича, и легендарного предка Буниных Симеона Бунковского (Буниковского) разделяет более двух столетий, от которых не осталось ни одной достоверной записи. Практически единственным способом проверить семейную легенду остается тестирование Y-ДНК среди других ветвей Буниных, а также родственных им семей. Гаплотип В.В. Бунина относится к очень редкой для русских ветви, и он легко узнаваем даже в коротких форматах, что упрощает задачу.

В качестве одной из версий возникновения легенды можно предположить нередкую среди дворян практику облагораживания своих не слишком благозвучных или заурядных (с их точки зрения) фамилий. Фамилия Бунин относится к такой категории, поскольку восходит к прозвищу «буня», которым в тамбовских и рязанских говорах (согласно словарю В.И. Даля) называли заносчивого, чванливого человека. Многие фамилии, образованные от диалектных слов, встречаются преимущественно в местностях, где эти слова были в ходу. С большой вероятностью, предки их современных носителей также были уроженцами тех же мест, вне зависимости от сословия и мест, где сейчас живут их потомки.

Статистику по Буниным можно получить из самого беспристрастного источника – списков Министерства обороны России о безвозвратных потерях в Великой Отечественной войне. Они охватывают миллионы мужчин 1895-1925 г.р., подавляющее большинство которых родилось в сельской местности. По Буниным на сегодняшний день оцифровано 1859 документов, хранящихся в электронной базе данных «ОБД Мемориал». Для 618 однофамильцев удалось найти места рождения и нанести их на карту.


Места рождения Буниных из списков безвозвратных потерь в ВОВ согласно сведениям из ОБД Мемориал». Цветом отмечены места наибольшего скопления фамилии.

Бунины за 400 лет существования фамилии оказались рассеяны по всей территории Российской Империи и СССР, но около 2/3 из них сконцентрированы в полосе от Курска на западе до Балашова Саратовской области на востоке. Практически все – из крестьян, как можно заключить по документам. Эти места в Черноземье заселялись примерно в то же время, когда жил Яков Савельевич Бунин, получивший за службу землю в Мценском уезде. Либо он сам, либо кто-то из его ближайших предков, очевидно, был в числе тех, кто стал осваивать новые земли, принеся с собой старые прозвища. Исходный регион можно вычислить по диалектологическим данным XVII века, если такие доступны.

Если информация о прозвище «буня» из словаря Даля подтвердится, то возможные корни рода Буниных на Рязанщине во многом согласуются с найденной у В.В. Бунина ветвью N1a-Y9022. На тогдашней восточной границе Московского государства происходило смешение русских с коренными народами Поволжья, у которых эта ветвь представлена на значимом уровне. Свой вклад могли внести и татарские воины, охотно нанимавшиеся в XV-XVI веках на русскую службу и полностью обрусевавшие за 2-3 поколения, как предки Тютчевых, Тургеневых или Карамзиных. Чтобы выяснить какой из вариантов ближе к истине, либо предположить другие версии, необходимы дополнительные данные как по классической, так и по ДНК-генеалогии.

Очень люблю стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Могила в скале», безотносительно, безо всяких привязок к чему бы то ни было люблю. Но в нашем случае, получается, что это стихотворение описывает миг открытия правды о многих тысячах лет существования мужской родовой ниточки Буниных:

То было в полдень, в Нубии, на Ниле.
Пробили вход, затеплили огни –
И на полу преддверия, в тени,
На голубом и тонком слое пыли,
Нашли живой и четкий след ступни.
Я, путник, видел это. Я в могиле
Дышал теплом сухих камней. Они
Сокрытое пять тысяч лет хранили.
Был некий день, был некий краткий час,
Прощальный миг, когда в последний раз
Вздохнул здесь тот, кто узкою стопою
В атласный прах вдавил свой узкий след.
Тот миг воскрес. И на пять тысяч лет
Умножил жизнь, мне данную судьбою.
6.VIII.09



Окончание здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх