Запад (прежде всего США) оказался застигнут врасплох кардинальными изменениями мировой ситуации и способностью оппонентов предпринять что-то на его поле. И всерьез впал в состояние паники, пытаясь найти понятное объяснение эрозии порядка — как внешнего, так и внутреннего, который считался безальтернативным.
Ф.Лукьянов «Россия как источник паники»
Ф.Лукьянов «Россия как источник паники»
Если даже умозрительно допустить, что Россия абсолютно перестала бы влиять на европейские политические процессы (что равносильно исчезновению ее с политической карты мира) и европейцы избавились бы от надуманной угрозы, которые якобы несут экономические связи с нашей страной, то на Западе и тогда бы не прекратилась интенсивная эрозия порядка. Без России в Европе появились бы новые и обострились старые противоречия, блоки, партии и течения. (Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения…)
Причина этому совершенно очевидному на Западе в наши дни процессу кроется не только в политике, но и в более глубинных явлениях. Происходит формирование новой морали на базе укрепляющегося пострелигиозного мировоззрения. Человечество переживает неизбежную ступень развития, в которую и общество, и каждый индивидум вступают не в результате длительного эволюционного процесса, а благодаря прогрессу науки и качественному скачку в области познания. К такому резкому переходу человечество оказалось готовым явно не в полной мере в силу лавинообразности поступления новых знаний о мире и резким изменениям социально-экономической формации.
Нормы религиозной морали были в свое время сформированы на основе общечеловеческих нравственных ценностей, выработанных обществом задолго до появления христианского мировоззрения. Заслуга христианства для европейской цивилизации во многом состоит в том, что моральные нормы были систематизированы и внесены в религиозную доктрину в качестве основ вероучения и стали обязательными для исполнения их последователями.
В прошлые века отход от норм религиозной морали трактовался либо как грех, либо как преступление в зависимости от политического положения церкви в государстве.
С прекращением существования Папской области в ходе объединения Италии в XIX веке большая часть христианских заповедей, за исключением тех, что вошли в уголовный кодекс («Не убей!» «Не укради!») стала постепенно восприниматься в Европе лишь в качестве «греха». То есть исключительно в качестве моральных норм или норм, регулируемых лишь гражданским правом. В то время как в некоторых мусульманских общинах адюльтер, например, и в наши дни является уголовным преступлением и карается жестоко, вплоть до смертной казни.
Исторически Десять заповедей далеко не всегда являлись обязательной поведенческой нормой не только для простых христиан, но и священнослужителей, а их нарушение зачастую оправдывалось некими «возвышенными» мотивами, такими как сожжение еретика инквизицией «во имя его же блага».
В грехах можно было покаяться на исповеди и получить отпущение, моральным считалось убийство врага на войне и т.п. Вместе с тем, несмотря на наличие большого количества отступлений, закрепленный моральный кодекс являлся целостной доктриной и как таковой воспринимался обществом.
Наблюдаемое изменение моральных норм в современном обществе, отказ от старых норм без появления некоего общепринятого кодекса новых, соответствующих современному уровню общественного сознания, не только существенным образом сказывается на характере отношений между людьми, но и в значительной степени влияет на политические процессы как в рамках одной страны, так и на международном уровне.
Процесс формирования, а вернее разрушения многих общепринятых ранее моральных норм, начался отнюдь не в 60–80 годы ХХ века, как это могло бы показаться, а значительно раньше. На идеологическом уровне этому процессу был дан импульс с появлением на Западе коммунистического учения, добавившего к основным моральным постулатам еще один – требование социальной справедливости. Разумеется, идеи социального равенства выдвигались и раньше (утопический социализм, например, признается марксизмом в качестве одного из его источников), но впервые они стали фигурировать в качестве императивных моральных требований.
В России после Октябрьской революции, несмотря на провозглашение атеистического общества, в качестве морального кодекса был предложен Кодекс строителя коммунизма, во многом повторивший христианские Десять заповедей (трактуемые как общечеловеческие ценности). В отличие от современных политических деятелей, коммунистические лидеры понимали необходимость утверждения общепринятого морального кодекса.
Несмотря на то, что зародилась коммунистическая идея в Европе, закрепилась она и была реализована политически в России. И не только благодаря удачным для этого социально-политическим условиям, но и в силу наличия в нашей стране морально-этических норм, которые возникли и укоренились в сельских общинах, где существовали определенные нормы социального равенства.
Мощнейший удар институциализированным христианским ценностям нанесла фашистская и особенно нацистская идеология. И не столько своим появлением, сколько принятием ее большинством населения Италии и Германии, а затем Испании, Португалии и Румынии.
Контрольным выстрелом в старые моральные ценности стало утверждение на Западе общества потребления как следствия ускоренного развития производительных сил при определенном усилении социальных гарантий, что привело к развалу патриархальной семьи и значительным изменениям в семейных отношениях.
Существенные изменения произошли и в этике сексуальной жизни. Адюльтер и гомосексуальные отношения не являются уже…
Полностью читать ЗДЕСЬ
Свежие комментарии