На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)



Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал итоговое за 2019 год исследование, посвященное оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2019 года, но в нём оцениваются те главы, которые находятся на своём посту на момент публикации исследования.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

В конце года состоялась ротация глав в двух регионах. В обоих случаях эксперты «Национального рейтинга» продемонстрировали незаурядное чутьё и понимание ситуации. Уволенный глава ЕАО Александр Левинталь замыкал в последнем исследовании «турнирную таблицу». Начиная с июня, он неуклонно сдавал позиции (с 76-ой сместился на 85-ю). Если говорить о Сергее Левченко, то его безостановочное падение в таблицах «Национального рейтинга» стартовало в апреле 2019-го. К ноябрю он с 66-го места скатился на 80-е и, судя по первым партиям полученных анкет, не случись отставки, продолжил бы эту тенденцию и в последнем в нынешнем году исследовании. Следует оговориться, что устойчивость глав регионов далеко не всегда совпадает с симпатиями или антипатиями экспертов. Однако в данном случае их усредненный вывод полностью совпал с оценкой Кремля.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел САЛИН
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

В уходящем году в целом мяч находился на стороне федерального центра, несмотря на, казалось бы, абсолютно зависимое положение губернаторов от Москвы. Речь идёт об «эффекте низкой базы» по итогам 2018 года: накопившееся недовольство региональных элит, помноженное на поражение ряда прокремлёвских кандидатов по итогам Единого дня голосования-2018, поставило Москву в положение «оправдывающейся» – игрока, которому вновь нужно было продемонстрировать регионалам свою субъектность и способность контролировать процессы. Другими словами, федеральному центру было необходимо показать и доказать, что он способен продавливать своё решение любыми способами и без особой оглядки на местные интересы. Обеспеченная таким образом в самом конце 2018 года победа Олега Кожемяко в Приморье была лишь началом процесса восстановления репутации Москвы как доминантного игрока на региональном поле.

Поэтому первые две трети 2019 года были посвящены подготовке реванша федерального Центра на региональном электоральном поле. Знаковым в данном направлении стала кампания петербургского губернатора Александра Беглова, которого было решено избавить от приставки «врио» любой ценой. Судя по формальным показателям – официальным итогам Единого дня голосования-2019 – Москве удалось достичь поставленных целей. Несмотря на неоднократно указывавшиеся экспертами (в том числе и близкими к Кремлю) «группы риска» в лице регионов с высокой вероятностью второго тура, неблагоприятные для федерального центра прогнозы не подтвердились.

При этом определённые флуктуации, которые наблюдались в ходе кампании, даже сыграли на руку Москве в лице политтехнологов администрации президента (силовики, впрочем, тоже извлекли из неё тактические бонусы по полной). Те кампании, которые сопровождались неблагоприятным для власти информационным резонансом, находились в зоне ответственности региональных элит. В первую очередь, речь идёт о московских протестах, связанных с выборами в Могосрдуму, и достаточно скандальных муниципальных выборах в Петербурге.

Закрепление позиций по итогам Единого дня голосования-2019 позволило Москве развить успех, и кульминацию новой фазы можно было наблюдать уже в последние два месяца уходящего года. Сначала это нашло своё выражение в нарастающем прессинге (в открытой форме – информационном, и в полузакрытой – по линии правоохранительных структур) неудобных федеральному центру губернаторов, и как кульминация – в отставке губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Он является знаковой фигурой как для Москвы, так и для региональных элит. Кроме того, что он впервые за 10 с лишним лет сформировал в 2015 году электоральный прецедент, ставший модельным осенью 2018-го (избрание вопреки воле Москвы), г-н Левченко ещё и позволил себе практически единственным из губернаторов публично выступить против пенсионной реформы. Другие подобные выступления, например, на тот момент врио губернатора Магаданской области Сергея Носова, были санкционированы Москвой. Тем самым его отставка (совмещенная, для создания видимости пакетности, со сменой руководства Еврейской автономной области) стала основным событием региональной политики минувших двух месяцев. Кроме того, к концу года стало окончательно ясно, что Москва забирает некоторые авансы, сделанные местным элитам в прошлом году. Например, явочным порядком она отказалась от данных приморским элитам в ходе кампании г-на Кожемяко обещания вернуть выборы глав городов в Приморье.

В итоге региональные элиты получили подтверждение того, что федеральный центр по-прежнему способен добиваться нужных ему сценариев и наказывать тех, кто этому мешает, даже спустя много лет. Неудобные для Москвы вопросы (например, не убрали ли Левченко потому, что с электоральной точки зрения он был способен обойти любого протеже Москвы на выборах 2020 года даже с учетом падения его рейтинга после трагедии в Тулуне) остаются на периферии информационного поля. Теперь в зоне риска оказались другие губернаторы, которые также являются знаковыми фигурами для региональных элит. В первую очередь, речь идёт о главе Хабаровского края Сергее Фургале, который, как и Левченко, создал у себя в регионе «электоральное гетто», где позиции федерального центра в лице «Единой России» проседают по всем направлениям, в том числе и по итогам выборов в представительные органы власти. Такая ситуация представляет для Москвы двойную опасность с учётом принятого решения сделать на «ЕР» безальтернативную ставку на думских выборах 2021 года, и федеральный центр вдвойне заинтересован в показательной порке властей «девиантных» регионов.

Однако по итогам 2019 года вообще и последних двух его месяцев в частности остаётся открытым вопрос относительно актуальности приоритетов федерального Центра на региональном направлении. На местах становится всё более заметной активизация массовой политики, которая пока облечена в форму подчеркнуто аполитичной общественной деятельности. При этом явочным порядком она всё больше плавно перетекает в сферу чистой политики. Например, в северных регионах, в частности, в Коми, на фоне экологического протеста реанимировали свою деятельность, казалось бы, окончательно исчезнувшие к началу 2010-х гг. национальные движения. Поэтому всё более актуальным становится вопрос: сосредоточившись целиком на демонстрации своей дееспособности региональным элитам, не упускает ли Москва из своей сферы внимания не менее значимых, а в перспективе, возможно, и гораздо более влиятельных субъектов политического процесса и возможного налаживания диалога? При этом диалог этот, в отличие от обмена сигналами с региональными элитами, по своей стилистике целесообразно выстраивать в менее ультимативном ключе.

Сергей СТАРОВОЙТОВ
Политолог, политтехнолог. Генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов»

Традиционно, как и любой другой год, 2019-й был для губернаторов очень нервным. Потому что губернаторы, с одной стороны, живут в условиях достаточно сложной социально-политической ситуации снизу и постоянно меняющихся и всё возрастающих запросов сверху. На народном языке это называется «между молотом и наковальней». Это и определяет контекст деятельности любого главы региона.

Несколько изменилась риторика в отношении классификации самих губернаторов! Власть отказалась от понятия «технократ», потому что «технократические» компетенции и так формируют базу необходимых умений любого губернатора. Да и вообще разделение на «техно — не техно» или «старый — новый» само по себе закладывает незримые конфликты внутри губернаторского корпуса. Но линия водораздела все-таки проходит по границе «опытный — не опытный», «справляется — не справляется». Так, одну из последних отставок – иркутского губернатора Левченко сам президент объяснил тем, что у данного руководителя недостаточно специфических знаний для управления Иркутской областью, которая находится в ситуации техногенного давления. Поэтому надо назначать губернатором человека со специфическими знаниями. На мой взгляд, это интересный нюанс, который ещё предстоит осмыслить, потому что впервые на регион назначен губернатор узкоспециализированный, не считая подобной схемы по силовой линии – с похожими мотивами силовика Владимира Васильева назначили руководить Дагестаном, где возникли проблемы с правопорядком. Но там это не было публичным объяснением, да ещё и от президента, а лишь подразумевалось.

В целом это новая интересная практика, которая говорит, что глава региона должен демонстрировать узкоспециализированные навыки, необходимые для управления этой конкретной территорией.

Уходящий год также прошёл под знаком реализации национальных проектов, где каждый губернатор должен был доказывать свою эффективность, ведь нацпроекты – это инструмент по привлечению денег на территорию. Те губернаторы, которые не справились, расписались в неумении работать с федеральными средствами.

В 2019 году, как никогда раньше, губернаторы публично отвечали за высокие показатели на выборах. Тут отличились Владимир Владимиров (Ставропольский край) и Александр Осипов (Забайкальский край). Их штабы активно и подробно объясняли, благодаря чему кандидаты смогли показать высокий электоральный результат. Очевидно, это связано с запросом на «справедливость и правду»: мало победить, надо ещё доказать, что победа была честной.

Кроме того, стремительно меняющийся мир заставляет губернаторов наращивать все новые и новые навыки. Ещё вчера им не особо нужны были в команде специалисты по социальным медиа, а сегодня без них не обойтись, как не обойтись без новых социологов, которые в онлайн-режиме понимают, что происходит. Особенно приятный момент в этом – то, что здесь не обойтись без экспертов – лидеров мнений. Потому что возник мощнейший запрос на интерпретацию происходящего. Людям уже недостаточно узнать о решениях, принятых властью, от инициаторов этих новостей или из телепрограмм. Им нужно объяснение из уст того, кому они доверяют и кого считают компетентным в этом вопросе. Запрос на интерпретацию весь год сопровождал политическую деятельность глав регионов. Избирателям нужно объяснение «что хорошо, а что плохо».

Весьма неожиданные результаты показывает участие губернаторов в социальных сетях. Главы некоторых регионов предстали перед избирателями в совершенно непривычном, а некоторые при этом в новом симпатичном образе – как, например, глава Камчатского края Владимир Илюхин, который достаточно искренне делится мнением о проблемах, которые он решает, в своём блоге и обсуждает их с подписчиками.

Думаю, все перечисленные тренды только начинают развиваться и станут мейнстримом 2020 года. А вообще, каждый новый год показывает: для того, чтобы быть успешным губернатором в России, «надо бежать изо всех ног».

Алёна АВГУСТ
Политтехнолог, специалист по связям с общественностью

Одна из тенденций уходящего года – губернаторы всё чаще берут на себя бразды правления местными отделениями «Единой России». И неспроста. Для кого-то это будет серьёзным сигналом задуматься, каков его рейтинг, как его высказывания и действия влияют на личные позиции и позиции власти в целом, а также на рейтинг партии. Кто-то сделает вывод о необходимости быть более внимательным к слову и делу, а кто-то начнёт разработку и реализацию новых программ, которые пойдут на пользу региону.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на реализацию в регионах национальных проектов. Действительно, никого из жителей в любой точке России не особо волнует, как достигаются прорывные результаты. Глядя на новую дорогу перед домом, житель не думает в первую очередь, да и часто вообще не задумывается, какие усилия пришлось приложить для этого организаторам, различным чиновникам, исполнителям для того, чтобы эта дорога появилась. Обывателя волнует только результат, а как нормальный россиянин, он ещё и найдёт, к чему придраться. Да, мы считаем, что все вокруг работают меньше нас.

Также это происходит потому, что власть практически никогда не доносит до людей, из чего строится её работа. А работа любого чиновника достаточно скучна, нервна и неприятна: потому что ты вынужден бороться с сопротивлением людей, вынужден выбивать деньги, заниматься скучными длинными документами и закорючками – и вот потом есть дорога, но она мало кого радует, потому что многие считают, что она должна была появиться по мановению волшебной палочки.

Поэтому региональной власти стоит задуматься о том, что реализация нацпроектов, в числе прочего, должна сопровождаться хорошей кампанией по их освещению, начиная с планирования какого-то объекта, освещения работы на всех этапах и результатов проекта. Это даст самое главное – вовлечение людей. Жители региона смогут почувствовать себя соучастниками общего дела. Надо давать гражданам возможность вносить предложения по ходу проектирования и на этапах реализации, возможность контроля реализации проекта. Это всё очень важно с точки зрения отношения к результатам. Потому что иначе получается, что страна вбухивает огромные деньги, ресурсы и усилия в реализацию национальных проектов, о которых мало кто знает. А раз мало кто знает, то и мало кто будет бережно относиться к тому, что построено, сделано, возникло.

Сейчас, в преддверие нового рывка, Нового года, подводя итоги 2019-го, губернаторам стоит задуматься, какие информационные механизмы будут сопровождать реализацию намеченных в ближайшем будущем нацпроектов. Чтобы люди были не только в курсе – что появилось, но и знали бы, как это всё появляется, почему это появляется, благодаря кому – каким конкретным людям и организациям это появляется.

Власти важно понять: открытость работает на результат и на саму власть. Чиновникам необходимо уходить от вредной старой привычки делать всё где-то там за закрытыми дверями. Нет. Чем больше и подробнее, понятнее, простым языком будут они рассказывать о том, что же все-таки такое национальные проекты, и как нацпроект реализуется на конкретной территории – в городе, посёлке, деревне, конкретной улице, площади – тем ценнее будет результат этих проектов для самих людей, а ведь это очень много значит!

Валерий ПРОХОРОВ
Политолог, заместитель директора АНО «Центр прикладных исследований и программ»

Подводя итоги деятельности губернаторов в 2019 году, необходимо отметить динамику изменений среды, в которой они осуществляют свою деятельность. А она становится всё более динамичной, изменчивой, а в некоторых регионах – турбулентной. Ещё недавно казалось, что найден нужный стране образ регионального руководителя – молодой технократ, обладающий знаниями и умениями, позволяющими эффективно управлять любым регионом. Началась подготовка таких руководителей на федеральном уровне и их десантирование в разные субъекты федерации.

Но внутриполитический контекст меняется: людей больше не завораживают достижения Большой страны, Великой России; они хотят видеть признаки этого величия у себя в регионах. На первый план в человеческом восприятии выходят абсолютно земные, лишенные идеологического пафоса проблемы их малой родины, зачастую не обустроенной, обделенной вниманием столичных стратегов, деградирующей и нуждающейся в помощи.

На фоне этих переживаний, которые не чужды и представителям региональных элит, фигуры губернаторов, присланных Москвой, не укоренённых в регионе, не понимающих, а зачастую игнорирующих локальную специфику и особенности местного менталитета, перестают казаться привлекательными и всё чаще вызывают раздражение у населения. В свою очередь, губернаторы сами испытывают серьёзные проблемы, прежде всего, в выстраивании рабочих отношений с региональными элитами.

Признаки подобных латентных конфликтов наблюдаются практически во всех регионах присутствия «молодых технократов», за исключением, разве что, Тульской области. Но Алексей Дюмин весьма условно подпадает под это определение, плюс сопровождающий его деятельность позитив является, скорее, результатом его персональных усилий, нежели подтверждением гипотезы о том, что успешных губернаторов можно производить серийно по техническому заданию федеральных кураторов внутренней политики.

Внимательное изучение региональных внутриполитических кейсов подсказывает мне ошибочность этой гипотезы, и я прихожу к выводу, что в регионах постепенно формируется спрос на почти что вымерший тип губернаторов-политиков, укоренённых в своём регионе, чувствующих настроения живущих там людей, видящих перспективы его развития, способных разрешать внутренние конфликты и консолидировать элиты. Ну и, разумеется, конструктивно взаимодействовать с федеральным центром, не принося в жертву этим отношениям региональные интересы. Поэтому хотелось бы посоветовать тем, кто чувствует в себе амбиции потенциальных региональных лидеров, внимательнее изучать опыт и богатое политическое наследие остающихся в строю губернаторов – «мастодонтов» Евгения Савченко и Анатолия Артамонова. Возможно, они являют собой именно тот тип губернаторов, на который в ближайшее время сформируется запрос в российском обществе.

Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт

После постановки Москвой определённых KPI для губернаторов поведение многих из них, действительно, изменилось. У некоторых оно осталось инерционным, но существенная часть глав регионов свой стиль преобразила, чтобы соблюдать эти KPI. Это коснулось и реализации нацпроектов, в том числе по уровню, качеству и скорости общения с населением. Мы видим активный запрос на так называемую «новую искренность», видим, что ряд губернаторов пытаются ему соответствовать. Они выкладывают личные материалы на Youtube, стараются выстраивать прямую коммуникацию через Инстаграмм и другие соцсети, больше уделяют внимания гражданам, что, безусловно, способствует сокращению дистанции между губернатором и населением. Таким образом, удаётся понять и решить гораздо большее количество серьёзных проблем, чем раньше.

Это тренд, мейнстрим 2019 года. Он заметен, очевиден: kpi выполнил свою функцию. Главы ездят, встречаются, многие без охраны. Они осознают: чем больше они будут иметь прямых контактов с населением, а не через чиновничью цепочку исполнительной власти, тем эффективнее будет работа. Конечно, отправной точкой этот системы стали прямые линии Владимира Путина. Но теперь не всё зависит в стране от президента, и для решения локальных вопросов не нужно ждать год до такого телемоста.

Множества ожидаемых отставок по осени не произошло. Очевидно, выводы по работе тех, кто удержал своё кресло, будут сделаны за год.

Учитывая определённую мобилизацию нашей властной вертикали, и губернаторы, и врио стали стараться эффективнее выполнять поручения по нацпроектам, распределять бюджеты и субсидии. Вообще губернаторов стало больше видно. По крайней мере, через медиа. Утрачивая образ небожителя, губернатор приобретает вид эффективного управленца, который доступен для контактов с людьми.

Но есть губернаторы, которые не следуют тенденциям. Их судьба сложится несколько иначе в следующем году.

Первая группа рейтинга




Весь год, за единственным исключением, Александр Моор (Тюменская область) входил в тройку призёров «Национального рейтинга». Он явился одним из наиболее стабильных лидеров первой группы исследования. Нет ничего удивительного в том, что по итогу периода эксперты поставили его на первое место. Однако в начале рассматриваемого периода волнения, связанные с «мусорной реформой», несколько подпортили имидж губернатора. Другое дело, что негативный отклик на затеянные федеральным центром преобразования был характерен для многих регионов.

В социально-экономической сфере Александр Моор проводил достаточно эффективную политику. Так, в марте была успешно запущена кампания по поддержке предпринимателей в области. По имеющимся отзывам, за год была увеличена инвестиционная привлекательность области. Эксперты отметили под­пи­са­ние в ноябре со­гла­ше­ния о со­зда­нии ре­ги­о­наль­но­го нефтепромышлен­но­го кла­сте­ра «Га­з­пром неф­ти». При этом в области с опережением проходит программа переселения граждан из аварийного жилья, а также осуществляются крупные инфраструктурные проекты.

Полпред президента Николай Цуканов поставил Тюменскую область в пример по реализации нацпроектов, что отозвалось ростом субсидирования, а для Александра Моора лично – ростом аппаратных позиций.

Большую активность проявил Александр Моор в налаживании коммуникаций с жителями региона в публичной области. Он вёл прямые эфиры в «Одноклассниках» и Instagram, делился своими мнениями во ВКонтакте, его образ почти всегда находился в зоне видимости СМИ и населения. Губернатор старательно демонстрировал открытость и готовность помочь. Он проводил личные встречи с населением и устраивал внезапные прогулки по городу, выказывал готовность к диалогу и т. д.

Хотя большинство экспертов достаточно спокойно воспринимают подобные усилия, но они вполне соответствуют «техзаданию» Кремля и в положительном смысле упоминаются некоторыми наблюдателями.

Существенной репутационной потерей для Александра Моора стало замечание первого лица государства. Отсутствие водопровода в селе в составе Тюменской агломерации, на которое пожаловались В. В. Путину местные жители, вызвало недоумение президента, поручившего решить проблему в кратчайшие сроки.

В целом же у Александра Моора более чем крепкие позиции в регионе, надежные связи с федеральным центром. Бюджету области могут позавидовать в подавляющем большинстве субъектов РФ.

Алексей Дюмин (Тульская область) на протяжении всего уходящего года демонстрировал стабильность своих позиций в «Национальном рейтинге», не покидая «призовой тройки». Не изменил он этой традиции и в итоговом исследовании.

Устойчивость этого губернатора, безусловно, связана с персональным доверием президента, благодаря чему практически все проекты, инициированные в регионе, получают федеральную поддержку. Тульская область вошла в число регионов, где были перевыполнены показатели эффективности для региональных администраций (KPI) – доверие президенту, главе региона и по итогам выборов.

Можно отметить летний визит в Тулу премьер-министра Дмитрия Медведева. В сопровождении Алексея Дюмина он ознакомился с главными достопримечательностями города оружейников – новой набережной, кремлем и т. д., заметив, что в Туле «заметна большая работа». Говоря о преобразованиях в областной столице, местные чиновники утверждают, что многое инициировано и лоббируется губернатором, а муниципалитет является лишь исполнителем.

В команде губернатора появились новые лица, что свидетельствует об укреплении аппарата региональной власти. По инициативе Алексея Дюмина запущен проект «Команда развития», направленный на создание единой региональной базы управленцев нового поколения.

В ходе избирательной кампании не были отмечены ни фальсификации, ни скандалы, ни акции протеста, что ещё больше укрепило позиции губернатора в глазах Кремля.

На Петербургском экономическом форуме Тульская область была достаточно заметной. Любой инвестор, рассматривая регион вложения средств, просчитывает риски, которые снижаются при стабильности, влиятельности и «системности» того или иного главы региона. В этом смысле Алексей Дюмин является почти идеальной фигурой, обеспечивающей в регионе экономический рост. Среди частных успехов года эксперты упоминают начало выпуска в Тульской области китайских автомобилей Haval.

«Специализация» Тульской области в экономике – оборонная промышленность, положение которой в настоящий момент достаточно стабильное.

Одна из важнейших проблем, с которой правительство региона справиться пока не в состоянии, – удручающая демографическая ситуация. Область стареет катастрофическими темпами, традиционно входя в лидирующую группу «антирейтинга вымирания»: смертность здесь уже давно превышает рождаемость, регион – один из самых «старых». Но нынешнего губернатора в этом винить сложно из-за большой временной инерции демографических процессов.

Алексей Дюмин, несмотря на затихание в информационном поле темы «преемник», стабильно входит в группу самых эффективных губернаторов, не доставляющих федеральному центру хлопот и успешно справляющихся со своими обязанностями.

Финишировав на третьей позиции, Сергей Собянин (город федерального значения Москва) несколько поправил положение в «Национальном рейтинге». Несмотря на отсутствие признаков грядущей материализации его федеральных перспектив, многие эксперты отдают должное умению градоначальника минимизировать влияние неблагоприятных политических факторов. Да и провальные для Сергея Собянина сюжеты с течением времени отчасти утратили свою остроту.

Стабилизирует на высоком уровне позиции главы Москвы безоговорочная поддержка его персоны со стороны Кремля и практически полный контроль над местными элитами. И не только – влияние мэра столицы, как это неоднократно подчеркивалось экспертами, распространяется далеко за пределы подведомственного ему субъекта РФ. Ряд экспертов сфокусировали внимание на том обстоятельстве, что протестные акции в Архангельской области против создания мусорного полигона в Шиесе изначально были связаны именно с московской повесткой. Весь рассматриваемый период длилось противостояние архангелогородцев и инициаторов мусорной экспансии, однако под занавес года стало известно, что в проекте московской территориальной схемы обращения с отходами «полигон раздора» в Шиесе отсутствует. Вместо этого, следует из документа, Москва вывезет за десять лет свыше 15 млн тонн мусора в Калужскую и около 9 млн тонн во Владимирскую области. Эксперты считают, что проект в Шиесе всё ещё может быть реализован, но остроту конфликта это решение для московских властей определённо снижает (правда, пока не вполне ясно, как отреагируют на эти перспективы калужане и владимирцы).

Эксперты в этом году не раз подчеркивали важность позитивной оценки деятельности московского главы со стороны Владимира Путина. Примеров того, как глава государства своими заявлениями укреплял имидж столичного градоначальника, было немало. Так, президент порекомендовал распространять в других регионах удачный опыт столицы по развитию и использованию железнодорожной инфраструктуры, одобрил работу мэрии в ходе совместного с Сергеем Собяниным запуска движения по первым маршрутам Московских центральных диаметров и т. д.


Окончание здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх