Ренессанс в Европе
Утверждение о том, что Ренессанс в Европе начался из-за наплыва в Италию византийских ученых и художников, бежавших от турок, я всегда считал просто фразой для галочки. Потому что Возрождение официально началось за 30 лет до падения Константинополя, а если посмотреть Википедию, то там вообще есть инфа о каком-то очень мутном для непосвященного меня итальянском протовозрождении еще 14 века. И вот, в скорее обзорной книге Ларса Браунворса я совершенно неожиданно получил ответы, почему мысль о византийских корнях Ренессанса абсолютно верна, и почему в Италии в 14 веке началось протовозрождение.
Когда византийцы освободили Константинополь от крестоносцев, там началась очень своеобразная жизнь. Говоря грубо, византийцы в тот период были голодными, но очень талантливыми. Первое (по тому, что вспомнил, а не по важности). Они стали строить госпиталя абсолютно современного типа, с докторами обоего пола и — главное для темы Ренессанса с его вниманием к физиологии человеческого тела! — с моргами, где производились вскрытия в учебно-демонстрационных целях. Именно эту возрожденную античную моду на вскрытие трупов византийцы перенесли в Италию еще ДО падения Константинополя — все врачи Венеции (несмотря на плохие отношения), Генуи, Флоренции, Сиенны и Амальфи учились в этих госпиталях. А после падения византийские врачи переехали в итальянские университеты.
Второе. В константинопольском университете (он же Пандидактирион, он же Магнавра) в последние 200 лет существования Византии вернулась мода на алгебраическо-геометрическо-астрономические диспуты (не астрология!). К тому моменту там победила сферическая картина строения мира, было доказано, что скорость света быстрее скорости звука, плюс вернулись многие навороты древних математиков. Появилась мода на игры в цифры в сочетании с космогонией и проч. (вспомните Код да Винчи), которая по описанной выше схеме перенеслась в Италию и легла там на уже подготовленную почву ДО трагического 1453 года.
Третье. Георгий Гемист Плифон (кстати, умер за год до падения Константинополя) написал написал гимн олимпийским богам. Есть мнение, что в Византии появилось неоязычество. В это сложно поверить, но мода на Древнюю Грецию появилась бесспорно. Вспомните, что рисовали и кого лепили итальянские мастера. Схема переноса — в первом абзаце. Повторюсь в очередной раз — еще ДО падения Константинополя.
Четвертое. Самый спорный лично для меня момент. У византийцев уже не было денег на строительство гигантских храмов и дворцов. Это было и не нужно, потому что главная задача того времени — отреставрировать все то, что было разрушено, сожжено или запущено при крестоносцах (когда греки ворвались в Константинополь, увидели город в руинах, дворцы стояли без крыш, многие стены были разобраны). Поэтому византийцы сосредоточились на реставрации. И тут появляются разные фрески и мозаики, которые предвосхитили живопись Микеланджело и прочих. В книге приводится пример Фресок Феодора Метохита в монастыре Хора. Я посмотрел (они на картинке), не нашел ничего общего, но я не искусствовед.
Подытоживая. Да, очень похоже, что корни Возрождения лежат в последнем периоде существования Византии. Часто бывает, что великие цивилизации расцветают перед своей кончиной. Вообще, когда речь заходит о Византии и всех, кто на нее нападал, всегда приходит на ум Гумилев .
Boris Horev
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии