Сегодня мы понимаем Среднюю Азию, как общее название для таких государств, как Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Регион очень богат великолепными средневековыми памятниками (IX-XVI вв.), большинство из которых в свою очередь щедро украшено ведическими символами, в частности свастическими.
Больше всего таких памятников находится в Узбекистане. Самым богатым в этом отношении является город Самарканд, где свастика встречается едва ли не на каждом втором архитектурном памятнике, которые щедро украшены изумительными керамическими орнаментами.И это неудивительно, ведь ещё в XVIII веке Самарканд был столицей Независимой Тартарии – огромного осколка Великой Тартарии. Он был завоёван Романовыми в середине XIX века. Это так называемое «завоевание Средней Азии». Так его уклончиво именуют в современных учебниках. Само название Независимой Тартарии навсегда исчезло с карт. Её до сих пор называют условным, ничего не говорящим названием «Средняя Азия». Столица Независимой Тартарии – Самарканд был взят романовскими войсками в 1868 году. Вся война длилась четыре года: 1864-1868.
Свастичными орнаментами украшены мавзолеи погребального комплекса Шахи-Зинда, который означает «живой царь». Комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно и со временем пристраивавшихся один к другому в течение XIV-XV веков. Комплекс находится на склоне древнейшего городища Афросиаб, возникновение которого учёные относят к VIII в. до н.э. и считают древней согдийской столицей Маракамбой. Четырёхсторонняя свастика расположена в центре повторяющегося узора на малом здании мавзолея Казы-заде-Руми. На другом мавзолее из этого же ансамбля – Ширин-Бика-Ака – видны крупные свастики. Выходящий из квадратов свастичный орнамент украшает внутреннюю стену главного входного портала комплекса Шахи-Зинда.
![Узбекистан. Самарканд. Свастичный орнамент на здании](https://r1.mt.ru/r4/photoB929/20862646593-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Свастичный орнамент на здании](https://r3.mt.ru/r19/photoA944/20308792291-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Комплекс усыпальниц Шахи-Зинда](https://r5.mt.ru/r23/photo56B8/20978010838-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Свастика на мавзолее Казы-заде-Руми](https://r5.mt.ru/r19/photo27D5/20531865140-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Свастика на мавзолее Ширин-Бика-Ака](https://r1.mt.ru/r4/photo4417/20754937989-0/jpg/bp.jpeg)
Свастики украшают портал медресе (школы) Улугбека, возводившеейся с 1417 по 1420 гг., которая является составной частью архитектурного ансамбля XV-XVII веков, расположенного на знаменитой самаркандской площади Регистан. В нише портала медресе Шир-Дор, построенного Абдулом Джабаром в 1619-1636 гг., которое почти зеркально отражает медресе Улугбека, знак свастики, четыре раза повторяющий имя Аллаха, помещён в центре композиции. Во дворе медресе свастика находится в составе орнамента на внутренних стенах пештака (входного портала со стрельчатой аркой) и в аркаде лоджий.
Стены мавзолея Гур-Эмир – усыпальницы Тамерлана и его потомков – также покрыты свастиками; они же составляют основу композиции на боковой стене знаменитой самаркандской мечети Биби-Ханым. По преданию, она была воздвигнута любимой женой Тимура Биби-Ханым в качестве дара ко времени его возвращения из похода в 1399-1404 гг.
![Узбекистан. Самарканд. Свастика на портале медресе Шир-Дор](https://r5.mt.ru/r4/photoF42F/20085719442-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Свастика в медресе Шир-Дор с внутренней стороны](https://r3.mt.ru/r4/photo11AA/20201083687-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Свастика на медресе Улугбека](https://r5.mt.ru/r19/photo4B77/20424156536-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Свастика на внутренних стенах усыпальницы Гур-Эмир](https://r1.mt.ru/r23/photoE9C6/20647229385-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Самарканд. Свастика на мечети Биби-Ханым](https://r3.mt.ru/r23/photoEEA9/20870302234-0/jpg/bp.jpeg)
В Бухаре, который в 1997 году отметил свой 2500-летний юбилей, и поэтому считается одним из древнейших городов мира, также очень много средневековых зданий со свастиками. Среди них – загородный дворец последних бухарских эмиров Ситораи Мохи Хосса, минарет Калян и затерянный среди хлопковых полей мавзолей вблизи Вакбента, в 30 километров от Бухары. От него уцелел только портал, считающийся специалистами одним из уникальных памятников архитектуры XII или XIII века.
![Узбекистан. Бухара. Свастика на дворце Ситора-и Мохи Хосса](https://r2.mt.ru/r19/photoBFC3/20316447932-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на медресе](https://r4.mt.ru/r23/photo7013/20093375083-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на мечети](https://r4.mt.ru/r4/photoC225/20431812177-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на минарете Калян](https://r.mt.ru/r4/photo19B6/20654885026-0/jpg/bp.jpeg)
![Узбекистан. Вакбент. Мавзолей](https://r1.mt.ru/r4/photoBF37/20985666479-0/jpg/bp.jpeg)
Свастичный орнамент украшает здание средневекового мавзолея известного и почитаемого суфия Ходжи Ахмеда Яссауи в городе Туркестан, южный Казахстан. Он был построен в 1399 г. по указанию Тамерлана на месте захоронения проповедника в XII веке. Это самый большой комплекс, возведённый в эпоху Тимуридов. В сооружении высотой 44 м и диаметром главного купола 22 м более 30 комнат и залов. Мавзолей имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочного портала в 37,5 м. Его трёхкратное посещение приравнивается к хаджу в Мекку.
![Узбекистан. Коканд. Свастика на дворце Худояр-хана](https://r2.mt.ru/r19/photo5837/20762593630-0/jpg/bp.jpeg)
![Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи](https://r3.mt.ru/r23/photoBAD1/20539520781-0/jpg/bp.jpeg)
![Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи](https://r.mt.ru/r4/photo9A23/20208739328-0/jpg/bp.jpeg)
![Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи](https://r3.mt.ru/r23/photo6CB7/20877957875-0/jpg/bp.jpeg)
![Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи](https://r4.mt.ru/r19/photo78F8/20324103573-0/jpg/bp.jpeg)
Архитектурных памятников средневековья в Таджикистане и Киргизии не так уж и много, но они есть. Что касается Киргизии – это архитектурный комплекс в городе Узгене находящийся на восточном краю Ферганской долины. Административно он относится к Киргизии, но более 90% его населения составляют узбеки. Комплекс объединяет несколько построек эпохи Караханидов – династии, правившей в Средней Азии с середины IX до начала XIII века.
![Киргизия. Узген. Мавзолей Карахонидов](https://r4.mt.ru/r23/photo5234/20770249271-0/jpg/bp.jpeg)
![Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов](https://r4.mt.ru/r23/photo532C/20101030724-0/jpg/bp.jpeg)
![Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов](https://r2.mt.ru/r4/photoF9FB/20993322120-0/jpg/bp.jpeg)
![Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов](https://r2.mt.ru/r23/photo240A/20547176422-0/jpg/bp.jpeg)
![Таджикистан. Душанбе. Свастичный орнамент на музее археологии и истории](https://r3.mt.ru/r19/photoCE0F/20108686365-0/jpg/bp.jpeg)
Как нетрудно заметить, изображения свастики в Средней Азии находятся на объектах исламских заведений: мечетей, медресе, минаретах и мавзолеях правителей-мусульман. Может показаться, что свастика является неотъемлемой частью ислама. Действительно, айаты (строки из Корана), имена мусульманского Бога и его пророков записывались так называемым угловым куфи – угловатой формой арабского письма. Куфики сходились к центру в чёткие прямоугольные свастики.
![Куфик. Мавзолей Шахи Зинда. Самарканд](https://r4.mt.ru/r19/photo4E9C/20331759214-0/jpg/bp.jpeg)
![Куфик. Самарканд](https://r5.mt.ru/r19/photoCF3C/20439467818-0/jpg/bp.jpeg)
![Куфик. Мавзолей Ахмеда Ясами. Казахстан](https://r1.mt.ru/r4/photoB040/20885613516-0/jpg/bp.jpeg)
![Куфик. Мавзолей Ахмеда Ясами. Казахстан](https://r3.mt.ru/r4/photoD800/20216394969-0/jpg/bp.jpeg)
![Куфик. Мечеть. Исфахан. Иран](https://r.mt.ru/r19/photo3A5B/20662540667-0/jpg/bp.jpeg)
Однако и самостоятельных свастик, вплетённых в узоры, которые украшают мусульманские здания, очень много. И это очень странно. Ведь свастика – это солнечный знак. Поклонение свастике в первую очередь означало поклонение солнцу – источнику всей жизни на земле, а ислам – это лунный культ. Кроме того, такое большое количество как отдельных свастичных символов, так и вплетённых в геометрический или растительный орнамент встречается, в основном, только на средневековых исламских памятниках архитектуры и, в основном, на территории Средней и Центральной Азии. В декоре современных мечетей, разбросанных по всему миру, ничего такого уже нет
Логичным было бы предположить, что свастика в исламе – это заимствованный элемент из других, более ранних религий, хотя об этом как-то не принято говорить. Однако, некоторые исследователи предполагают, что ислам, как самая молодая религия, сформировавшаяся в VII веке, просто-напросто переняла свастику и другие ведические символы из зороастризма и буддизма, когда развернула энергичную экспансию из Аравии в страны Центральной и Средней Азии.
До прихода мусульманских завоевателей, Среднюю Азию называли местом встречи культур Востока и Запада, поскольку именно здесь была широкая религиозная терпимость, и здесь находили убежище приверженцы различных религиозных учений и течений, преследовавшихся в странах, где господствовали официальные религии. К VIII в. н.э. там мирно сосуществовали различные религиозные системы – политеистические и монотеистические: буддизм, зороастризм, манихейство, христианство и др.
Причина такой веротерпимости кроется в народе, который проживал в то время в Средней Азии. Согласно археологическим данным, начиная со второй половины II тысячелетия до н.э. через территорию Средней Азии проходили волны переселенцев из Зауралья. Некоторые двигались на Ближний Восток, Иран и Индию, некоторые расселялись в зоне от Арала до Гиссарского хребта.
Многие исследователи связывают их со славяно-ариями, которые в разное время создавали мощные государства на этих территориях, неся ведическую культуру и знания, в том числе и свои ведические символы, огромное число которых сохранилось до наших дней. Одной из отличительных особенностей их политики и былаверотерпимость. Конечно, с приходом мусульманства, в этом отношении изменилось много.
В подразделе «Всё с начала…» мы написали, по какой причине народы славяно-ариев стали переселяться из Сибири (северной, центральной и восточной Азии) на юг и на запад. Именно они и принесли несколько тысяч лет назад в южную Азию ведическую культуру и вместе с ней – ведические символы, науку, технику строительства, способы обработки земли и прочие атрибуты настоящей цивилизации.
Неопровержимым подтверждением этому служит множество колоссальных строений, большинство из которых сегодня повторить не в состоянии даже т.н. цивилизованные страны, не говоря уже о тех, кто просто пользуется этими сооружениями тысячи лет, давно считая их своими. А повсеместное распространение ведических символов, принесённых всем народам славяно-ариями, должно убрать сомнения даже у самых больших скептиков! Конечно, если эти скептики интересуются реальной информацией, а не поиском подтверждений безосновательных выдумок современных «учёных»-историков…
Свежие комментарии