
На своем пути он оставлял выжженную землю; буддийские храмы были разграблены и разрушены, однако тибетцы терпеливо дожидались момента возмездия. Он настал, когда зима сделала непроходимыми горные перевалы. В ожидании весны солдаты Зоравара стояли лагерем, жестоко страдая от холода, голода и болезней. В качестве топлива были сожжены даже ложа мушкетов.
Именно тогда тибетцы напали на лагерь и уничтожили раджпутскую армию. Раненный Зоравар мужественно сражался и пал в бою.
Тибетцы проявили благородство по отношению к своему грозному врагу и захотели почтить его доблесть: они рассекли грудь героя, съели его сердце, чтобы его храбрость и прочие достоинства перешли к ним, а над останками возвели огромный монумент, подобный чортенам (субурганам. – Л.Ю.), какие возводят над могилами святых. Выкрашенный в красный цвет, он, кажется, наблюдает за дорогой, по которой, под знаменем обманчивых надежд, злосчастный воитель привел сюда своих воинов.
Почти забытый у себя на родине, он под именем Сингха, то есть Льва, стал легендой у бывших врагов: тибетцы воспевают захватчика как своего национального героя.
Джузеппе Туччи. Святые и разбойники неизведанного Тибета. Дневник экспедиции в Западный Тибет. 1935. «Алетейя», СПб.: 2021.
Леонид Юзефович
Свежие комментарии