На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)



Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают май-июнь 2021 года.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.


Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).


Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами


Словосочетание «новая реальность», в некоторых трактовках даже «новая нормальность», переходит из разряда теоретических допущений, связанных и с нашей жизнью, и с жизнью регионов, которыми управляют губернаторы в настоящую практическую реальность.

В этот относительно политически-спокойный период губернаторам серьёзно приходится работать в связи с новыми вызовами по старой проблематике. По резкому, если не сказать «взрывному», его ещё называют критическим, росту заболеваемости коронавирусом. Это касается всех регионов без исключения. Перед всеми губернаторами, как определено в давнем указе президента России, стоит задача оперативно принимать решения и минимизировать распространение новой коронавирусной инфекции, включая новые более опасные штаммы, и приложить ещё более серьёзные усилия для защиты людей, обеспечив вакцинацию.

Мы видим, что пока разные руководители регионов по-разному это понимают. И, изначально негативно встреченный и прессой, и экспертами, посыл руководителя Якутии – обязательная вакцинация ряда групп населения – сейчас уже воспринимается достаточно обыденно, поскольку ряд регионов вслед за Москвой, основываясь на решении санитарных врачей и Роспотребнадзора, в рамках этого самого указа приняли решение об обязательной вакцинации отдельных профессиональных групп. Эти меры различаются по форме, но в целом вектор понятен. Задача очень простая – победить пессимизм общества и серьёзно увеличить интенсивность вакцинации широко профессионально востребованных групп населения, для того, чтобы сформировать коллективный иммунитет и остановить распространение коронавируса. Существуют и другие «традиционные» вызовы в ряде регионов, связанные с природными условиями, с пожарами, несмотря на экономические вызовы, которые стоят перед всей страной, включая безработицу, и несмотря на плотную работу в рамках подготовки к выборам, проведения избирательной кампании – более 50 губернаторов возглавили региональные списки Единой России. Несмотря на всё это, основной вызов делится на два направления: соблюдение и введение новых ограничительных санитарных мер, и увеличение количества вакцинированных граждан.

Поэтому те экспертные прогнозы, которые ещё недавно публиковались: списки, в которых фигурировали главы регионов — Сипягин, Дягтярев, Коновалов, Усс и ряд других руководителей, которые обсуждаются в контексте неэффективности управления, неготовность 9 губернаторов к собственным выборам, которые пройдут в сентябре – это всё сейчас отошло на второй план. На первом плане основной вызов – борьба с распространением новой коронавирусной инфекции, новым так называемым дельта-штаммом.

Тем не менее, отношение к вакцинации никак не связано с доверием к власти. Отношение к вакцинации связано с представлениями общества, которые местами похожи на средневековые. В эту благодатную почву падают истории про абортивные материалы в вакцинах, про чипирование и вышки 5G. К сожалению, это все о нашем обществе его сознательности и осознанности. Мы подвержены идеям «нового Средневековья» из-за инфантильности и несознательности общества, доверия конспирологическим экспертам, которые несут эти идеи в массы. Этим, безусловно, пользуется политическая оппозиция, например, в лице КПРФ. Депутаты КПРФ одновременно критикуют власть за провал пропаганды вакцинации и за то, что власть рекомендует определённым профессиональным категориям лиц пройти вакцинацию. Это легко умещается в одной и той же голове их руководителя Геннадия Зюганова, который и начал эту тему, потому что он популист, что уж говорить о депутатах с политическим весом поменьше.

Благодаря ряду персонажей, которых показывали по федеральным каналам телевидения, плодятся и множатся сомнения. Это вопрос психологического отношения, а вовсе не проявления недоверия к конкретным должностным лицам регионов, поскольку недоверие к вакцинации, антиваксерское «движение» присутствует и в других странах и не является нашей спецификой. Рейтинги доверия к власти, персоналиями и партиям в этих странах другие, однако именно там проходят масштабные митинги и протесты коронавирусной тематики.

Павел САЛИН
Политолог


Перед губернаторским корпусом к лету и в первый летний месяц возник четкий фронт работ, который составляют неформальные KPI – требования Москвы к региональным руководителям. Эти параметры во многом взаимосвязаны и так или иначе работают на главную задачу всей власти – обеспечение необходимого результата на выборах, прежде всего, в Госдуму. С учетом того, что они воспринимаются Владимиром Путиным как референдум о доверии к нему лично и тест на управляемость политсистемы в преддверии ее транзита, важность электоральной кампании и обеспечения необходимых результатов в гораздо более высока, чем в 2016 году, когда уровень доверия населения к власти был гораздо выше.

В итоге в стратегическую задачу губернаторского корпуса, которая и так была ясна с начала года – обеспечение необходимого результата на выборах – были встроены и тактические, которые зависят уже от текущей ситуации. В первую очередь речь идет о борьбе с коронавирусом, очередная волна которого наступила совсем неожиданно – когда в прошлом году в это же время и в таких же климатических условиях она уверенно пошла на спад. Как и в прошлом году, федеральный Центр не решился брать ответственность напрямую, предпочитая действовать через губернаторов. Решение об обязательной вакцинации вообще было официально обнародовано в день, когда Владимир Путин впервые за долгое время находился за пределами страны – на встрече с президентом США. Однако такое дистанцирование повлекло за собой недопонимание глав регионов. В итоге, если в прошлом году до них по неформальным каналам было доведено, что опыт Москвы является модельным и его необходимо применять на местах с учетом специфики, то сейчас такой сигнал был послан публично премьер-министром Михаилом Мишустиным, после чего регионы вновь начали ориентироваться на столичную практику.

Однако, в отличие от прошлого года, ставки выше, поскольку на кону голосование в Госдуму, и лояльность электората может серьезно снизится из-за «перегибов на местах». Например, во вдвойне рискованной ситуации оказалось руководство южных курортных регионов страны, которое столкнулось с вызовами и по основному экономическому профилю своих территорий. На необходимость введения ковидных ограничений (летом плотность населения с учетом приезжих в этих регионах зашкаливает) наложился риск природных катаклизмов. Речь идет о рекордных дождях, которые прошли как в Крыму, так и на юге континентальной части страны. В итоге сочетание этих факторов уже привело к таким «перегибам», которые чреваты срывом курортного сезона, на что указывают представители профильного бизнеса. Прежде всего речь идет о Краснодарском крае, где глава региона Вениамин Кондратьев по состоянию на середину последней декады июня ввел наиболее жесткие ограничения, в том числе и для отдыхающих. Также жесткие ограничения в отношении сферы услуг постепенно вводятся и в Москве с тенденцией к масштабированию в других крупных городах.

В итоге пока не ясно, чем закончится антиковидная эпопея для региональных властей. С одной стороны, они не демонстрируют намерения смягчать принятые решения даже после аргументированных возражений заинтересованных игроков. В стилистике современного российского политического режима публичный отказ от первоначальных планов под воздействием сигналов со стороны является синонимом слабости. С другой стороны, возникает вопрос относительно способности существующей теряющей эффективность бюрократической машины обеспечить эффективно административное сопровождение процесса – как в части обязательного вакцинирования, так и в части соблюдения ограничительных мер. Возможен вариант, когда власти, формально не отступая от своих первоначальных требований, будут вынуждены закрыть глаза на фактическое саботирование их выполнения. Помимо «подкручивания» статистики это будет выражаться в активизации использования коррупционных механизмов для обхода требований и ограничений власти. Например, во вводящих обязательную вакцинацию регионах уже расцвел рынок выдачи поддельных сертификатов (с занесением во все компьютерные базы данных), а на юге антиковидные ограничения для официального отельного бизнеса могут быть смягчены за счет активизации частного сектора, который попросту будет игнорировать все требования власти.

Предвыборно-эпидемиологическая повестка была главной, но не единственной проблемой губернаторов в последнее время. Также важным вызовом стали для них вопросы, связанные с непосредственным администрированием кампании, в частности, праймериз «Единой России» и составления региональных списков для утверждения на июньском съезде. В первом случае признаком аппаратного веса губернаторов стал способ голосования на праймериз. Если им удавалось отстоять процедуру в формате офлайн, в ходе которой можно использовать местный административный ресурс, значит, позиции главы региона котируются в Москве. Что касается предвыборных списков ЕР, то здесь ситуация неоднозначная – отсутствие губернатора во главе региональной группы отнюдь не означает для него «черную метку» (хотя предупреждение – точно) – обеспечение победы ЕР с помощью админресурса по-прежнему является его главной задачей.

Алексей МАРТЫНОВ
Политолог, директор Института новейших государств


Началась выборная кампания – у губернаторов добавляется головной боли до середины сентября. Кто-то из врио губернаторов, которые избираются осенью, начинает свою собственную кампанию, кто-то занят организацией выборов, как правило, в интересах той политической партии, к которой относится губернатор. Ведь все парламентские партии представлены в губернаторском корпусе примерно в тех же пропорциях, в которых они присутствуют и в Госдуме. Основная масса губернаторов аффилирована с партией власти – либо обладают ее членским билетом, либо – сторонники. Но есть губернаторы и от ЛДПР, как губернатор Смоленской области, и он неплохо справляется, и коммунисты в губернаторах, как орловский губернатор Клычков, и эсеры, как Бурков из Омской области.

Все готовятся к выборам, решают множество задач, не только по организации процедуры, но и по продвижению своей политической силы в регион. Это нормально и обычно, с одной стороны, с другой стороны – нужно соблюсти паритет и равное взвешенное отношение ко всем остальным сторонам.

Ещё одна головная боль на предстоящее лето — пандемия, которая никуда не уходит. В начале лета, к сожалению, опять тревожная статистика, увеличивается количество выявленных случаев. Требуется дополнительное внимание региональных властей. Решения по принятию мер как раз возложены на каждого из губернаторов в своем регионе.

Главные критерии работы губернаторов этим летом: показатели по противодействию коронавирусной инфекции и степень подготовки к сентябрьским выборам, думским и региональным. Фактически придётся пройти между Сциллой и Харибдой: провести должным образом избирательную кампанию, а с другой стороны, не ухудшить эпидемиологическую ситуацию.

В этой связи хочется заметить, что личным посещением гремевшего недавно ПМЭФ в Санкт-Петербурге губернаторы подали не совсем правильный пример. Да и сам форум можно было ограничить одним пленарным днём, который прошёл с участием президента – он был мощный, важный, результативный, было подписано огромное количество контрактов, соглашений. Но устраивать многодневный «съезд» людей со всей страны, пусть даже с тремя ПЦР, было явной безответственностью.

Павел ДАНИЛИН
Директор центра политического анализа


Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются все губернаторы – это проблема своевременной добровольной масштабной вакцинации. Надо сказать, что добровольно люди вакцинироваться не очень хотят, а заставлять людей вакцинироваться, как это попытались сделать в Якутии, недопустимо, потому что это нарушает российское и международное законодательство.

В этом контексте перед губернаторами и их внутриполитическими социальными блоками стоит очень и очень серьёзная задача: добиться масштабной вакцинации. Решают её по-разному.

Второе – это вопрос экономического развития. Каждый губернатор понимает, что сейчас, в связи с коронавирусом, мы испытываем нагрузку на социальную и экономическую сферы. И нужно что-то делать для того, чтобы инвестиции приходили, спад останавливался, рост продолжался. Это амбициозная и сложная задача. Если мы посмотрим обращения к законодательным собраниям губернаторов – Владимирова в Ставрополе или Мельниченко в Пензенской области, то мы увидим, что на первое место выходят вопросы своевременной и правильной вакцинации, организации здравоохранения и обеспечения экономического роста, особенно это важно в сельском хозяйстве.

Эти две задачи первичны. Потом, конечно, развитие инфраструктуры, благоустройство городов – задач много, но эти две – главные.

У меня есть опасения, что исполнение первой задачи может негативно сказаться даже на хороших профессиональных губернаторах, если они не добьются больших результатов.

Выборы, которые в 2021 году идут фоном всех событий – это вызов, их нельзя рассматривать как шанс. Каждый губернатор знает, что у него в регионе есть одна основная проблема – депопуляция. Рост смертности над рождаемостью с одной стороны, а с другой стороны то, что из региона уезжают. Либо из сельских районов в столицу региона, либо из сельских районов и столицы в другие центры – в Москву, Питер, Ростов. Есть точки притяжения, куда люди едут. Все понимают, в первую очередь надо бороться именно с этим. Пытаются, но не очень понятно, как это реализовать, чтобы люди хотели жить там, где они родились.

В контексте выборов губернаторы будут реализовывать программы, направленные на улучшение качества жизни населения: качество жизни в городе, обеспечение комфортной благоустроенной среды, поддержку семей с детьми, демографические инициативы.

Отдельно бы я выделил главу Белгородской области Вячеслава Гладкова – он проявил себя на Петербургском международном экономическом форуме смог добиться заключения крупнейших контрактов с известными металлургическими корпорациями и получил уникальный результат для региона. С такими долгами добиться таких результатов, таких инвестиционных контрактов ранее не удавалось: контракт на инвестиции в 400 млн. рублей – это очень и очень хороший показатель. И мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина нужно выделить: он, несмотря ни на какие кризисы, эффективно и профессионально руководит регионом.

Игорь СКУРЛАТОВ
Партнер Национального фонда содействия устойчивому развитию регионов, писатель, публицист. Глава Гражданской коалиции «Третья Сила»


Ключевым элементом реформы системы управления госвласти в России стал переход от модели «избираемого губернатора-мэра» к модели «сити-менеджера» и «назначаемого главы субъекта Федерации». По замыслу авторов реформы, такой переход должен был встроить местную власть в «вертикаль» и привести к более эффективному управлению. Однако этого не произошло — губернаторы лишились автономии (за исключением разве что Кадырова и Шаймиева), стали вместе с подчиненными мэрами больше экономить на образовании, здравоохранении и ЖКХ, а эффективнее так и не стали.

В предвыборный год «назначенцам» была поставлена задача эффективного сопровождения кандидатов в новый парламент. Второй задачей являлось нивелирование экономических и социально-психологических последствий пандемии с выполнением бюджетов, предусматривающих социальные выплаты особо нуждающимся категориям граждан, которые были определены в Заявлениях Президента в прошлом и текущем году. Остальные задачи распределены по приоритетности в зависимости от региона (до 30 параметров, разработанных в УВП АП).

Система KPI в этой связи является универсальным инструментом рейтингования мэров, наряду с другими чиновниками.

Однако в российском контексте все осложняется тем, что местное самоуправление не является в полной степени независимым, а все его реформы, начиная с 2003 года, были направлены на встраивание местной власти в единую вертикаль. Эффективность губернаторов регулируется в «ручном» режиме. Для ЕС основными критериями эффективности руководителей регионов являются экология и решение всех вопросов через призму чистоты воздуха, а именно продвижение электромобилей, утилизация отходов, циркулярная экономика, климатическая нейтральность, исключение любого вреда лесам и водным пространствам.

Вторые KPI по значимости – это высокое качество жизни и удовлетворенность жителей, достигаемые за счет цифровизации, качественных государственных услуг жителям и бизнесу, создания новых бизнес-возможностей без вреда для экологии, так как экономической рост, осуществляющийся с существенным вредом для окружающий среды, в конечном итоге снижает продолжительность жизни, девальвируя не только эффективность работы чиновников и экономические показатели, но и саму ценность жизни с учетом пандемии. Поэтому российские KPI требуют переформатирования в соответствии с мировыми тенденциями, чем и занимаются тематические группы разработчиков. Наиболее продвинутые разработки коэффициентов применяются в Москве, Казани. При этом главным параметром KPI остается формирование и поддержание высокого уровня доверия власти в целом.

Дмитрий ЕЛОВСКИЙ
Генеральный директор коммуникационного агентства «АКТОР»


Губернаторы, на мой взгляд, снова оказались в очень сложной обстановке, потому что началась третья волна пандемии, новый вызов для управленцев. Им нужно принимать очень сложные, часто непопулярные решения.

Людей все больше раздражают ограничения – и, конечно, для большинства губернаторов, это неприятная обязанность. На фоне уже привычных рамок, их часто уже не замечают, а иногда игнорируют, появилась новая тема — вопрос о принудительной вакцинации, как минимум определённой категории граждан. Учитывая, что федеральный центр полностью переложил ответственность за это на губернаторский корпус — губернаторы оказались перед сложным выбором. С одной стороны — в обществе огромное количество людей, которые не доверяют вакцине, множится количество мифов, и они вызывают огромное отторжение у граждан, и у тех, кого нужно вакцинировать. С другой стороны, есть немалый запрос, но достаточно молчаливый на то, чтобы основные профессии, которые связаны с контактом с людьми были упорядочены к вакцинации. И представляли меньшую угрозу, как переносчики болезни.

Губернаторы оказывается между Сциллой и Харибдой: они вынуждены демонстрировать максимальное искусство лавирования. С одной стороны, не допустить новой чудовищной вспышки заболевания, а с другой стороны не спровоцировать появление новых сплоченных протестных групп, деятельность которых будет направлена именно против процесса вакцинации. Пока, на мой взгляд, большинство губернаторов скорее пытаются осознать, что же им в этой ситуации делать и какую-то выработать стратегию.

Но все это накладывается на предвыборный период, где одно неосторожное движение может вылиться в протестное голосование в сентябре, а это приведёт к падению рейтингов партии власти. В том числе, и рейтингов губернаторов. Моментом сейчас в большей степени управляет накопившееся недоверие к системе здравоохранения от определённой категории граждан. И немотивированная агрессия, которая этим недоверием провоцируется. Губернаторы вынуждены в этой ситуации как-то реагировать на эту агрессию, но пока я не вижу каких-то удачных примеров такой реакции.

Пока есть первые действия мэра Москвы, они достаточно жесткие. Хотя Сергей Собянин объяснил свою позицию, по наблюдениям, уже сейчас его решения вызывают достаточно серьёзный процент и провоцируют его расползание по всей территории страны вместе с моментами, когда губернаторы начинают принимать аналогичные решения и вводить аналогичные меры. Поэтому я думаю, что вопрос о принудительной вакцинации станет магистральным в ближайшие несколько месяцев и определено сыграет свою роль, скорее всего негативную, во время избирательной компании и в ходе голосования в сентябре.


Первая группа рейтинга





После очень долгого перерыва Сергей Собянин (Город федерального значения Москва) возглавил «Национальный рейтинг губернаторов». При этом политическое значение и финансовые возможности у него несопоставимо большие, чем у практически всех рассматриваемых в исследовании руководителей. Тем не менее, и в рассматриваемый период в адрес московского градоначальника было высказано много критических замечаний. Эксперты традиционно разделились на лояльное по отношению к Сергею Собянину большинство и достаточно существенное крайне негативно настроенное меньшинство. Разные группы экспертов обсуждали одни и те же сюжеты, выставляя при этом противоположные оценки.

Типичным примером тут может послужить Восточный вокзал, в открытии которого мэр принимал участие совместно с главой РЖД Олегом Белозеровым, присутствие которого подчеркивало далеко не городской масштаб данного события. Сам по себе факт появления в Москве впервые за столетие нового вокзала, принимающего поезда дальнего следования, был эффективно отработан мэрией на информационном поле и отмечен частью наблюдателей большим жирным знаком плюс в пользу Сергея Собянина. Другие наблюдатели сообщили о наличии только 9(!) парковочных мест перед вокзалом, что само по себе является полновесным скандалом; об отвратительном подъезде к сооружению; об отвратительно организованном пространстве самого вокзала, заполненного группами растерянных пассажиров, не понимающих, куда им следует направляться и т.д. В итоге московский мэр получает от них не менее жирный минус.

К аналогичной поляризации мнений привела наиболее резонансная тема, связанная с коронавирусом. Сергей Собянин здесь, безусловно, вновь оседлал повестку, выступая в качестве главного общефедерального спикера. Данный факт укрепляет его имиджевые, политические и аппаратные позиции. Он вводит нерабочие дни; дает соответствующие рекомендации работодателям о переводе работников на удалёнку; предлагает создавать в ресторанах особые зоны; предлагает меры поощрения привившихся граждан и т.д.

С другой стороны, суть высказываний московского мэра «рекламирующего» индийский штамм, даже в глазах многих специалистов ставит под сомнение целесообразность «всесокрушающей» прививочной кампании против прошлогоднего варианта болезни. Пожалуй, только идея вице-мэра Анастасии Раковой о финансовой ответственности граждан за состояние своего здоровья объединила подавляющее большинство экспертов, посчитавших данное высказывание абсолютно неуместным.

Однако, как было указано выше, число «прособянински» настроенных экспертов по-прежнему существенно превалирует. Кроме того, соседи Сергея Семёновича удостоились в рассматриваемый период своей доли критики, а социально-экономическое положение столицы остаётся на недосягаемом для прочих регионов уровне. В итоге московский мэр, несмотря на все направленные в его адрес критические стрелы, становится лидером «Национального рейтинга».

Евгений Куйвашев (Свердловская область), по мнению большинства экспертов, возглавит списки «Единой России» одновременно и на выборах в Госдуму и на выборах в Законодательное Собрание региона, что трактуется, как демонстрация аппаратного веса главы области. При этом, Евгений Куйвашев, в отличие от многих коллег по губернаторскому корпусу, решил выдвинуть свою кандидатуру на предварительное партийное голосование, значительно активизировав областную информационную повестку в пользу «Единой России». В праймериз победили почти все поддержанные Евгением Куйвашевым кандидатуры.

Сложным моментом для региональной власти стал арест нынешнего советника губернатора и бывшего министра по управлению государственным имуществом области Алексея Пьянкова и некоторых его бывших коллег по работе в рамках открытого еще шесть лет назад уголовного дела.

Также, по мнению экспертов, проблемной остается ситуация с Госпиталем восстановительных инновационных технологий имени Владислава Тетюхина, сотрудники которого обратились Владимиру Путину с просьбой спасти учреждение. Они сообщают, что госпиталь третий год не получает денег из регионального бюджета. В отношении учреждения также проходят судебные разбирательства, связанные с взысканием областными властями в качестве процентов почти 90 миллионов рублей за пользование займом от «Корпорации развития Среднего Урала», а также самого займа в размере 1,4 миллиарда рублей. Наследник мецената Владислава Тетюхина и соакционер госпиталя Дмитрий Тетюхин называет это рейдерским захватом со стороны власти. Пока ситуация далека от завершения, но явно наносит ущерб инвестиционному имиджу региона.

По словам Евгения Куйвашева, все решения об обязательной вакцинации будут приняты после поступления в регион необходимого количества вакцины. Подобная осторожность в очень остром вопросе пришлась по душе многим экспертам.

Однако новая вспышка распространения коронавируса уже привела к переносу или отмене некоторых знаковых мероприятий, одним из которых была широко известная «Ночь музыки». Под риском оказалось проведение намеченной на начало июля выставки «Иннопром», куда ожидается приезд Председателя правительства России Михаила Мишустина и главы Минпромторга Дениса Мантурова. Партнером выставки станет Италия, как это должно было быть в прошлом году, когда выставка была отменена.

В целом позиции Евгения Куйвашева в «Национальном рейтинге» в рассматриваемый период несколько ухудшились, хотя он по-прежнему в исследовании остаётся в десятке лучших губернаторов.

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в рассматриваемый период укрепил свои позиции в «Национальном рейтинге». Эксперты особо отметили отчёт главы региона о проделанной работе за прошлый год. Его положительная оценка депутатами Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выглядела вполне логичной и обоснованной: в крайне тяжелый условиях 2020 года глава региона продемонстрировал высокие профессиональные качества и смог добиться зримых достижений. В экстремальной ситуации эпидемии новой коронавирусной инфекции были реализованы все планы по нацпроектам и госпрограммам. Актуализация и начало практической реализации проекта Ленского моста – не единственный масштабный инфраструктурный проект, который поддержал высокие рейтинговые показатели Айсена Николаева. В частности, реконструкция участка БАМа, проходящего по территории республики, средства на которую выделены Фондом национального благосостояния, окажет заметное положительное влияние на социально-экономическое развитие Южной Якутии.

Другая резонансная тема рассматриваемого периода связана с резким увеличением по России как числа заболевших новой коронавирусной инфекцией, так и количества смертей от этой болезни. Айсен Николаев констатировал, что на этот раз в «наступлении» на здоровье людей участвуют мутирующие штаммы короновируса. Несмотря на антипрививочную истерию (которая в том или ином виде отмечается практически во всех регионах), темпы вакцинации в Якутии самые высокие на Дальнем Востоке и выше, чем в среднем по стране. Эксперты отмечают, что принятые Айсеном Николаевым – первым в стране главой региона – решения об обязательной вакцинации граждан, занятых в отдельных отраслях, были высоко оценены специалистами и сегодня активно тиражируются в субъектах Российской Федерации.

В республике уделяется всё большее внимание развитию водного транспорта. Заметным событием стал ввод в эксплуатацию на реке Лена двух новых скоростных пассажирских судов. Кроме того, договор с Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях позволит руководству Якутии полнее использовать отечественный инженерно-конструкторский потенциал в этой области, а также в перспективе задействовать на этом направлении мощности возводимой современной судостроительной верфи в Жатае.

В ходе успешного визита в Татарстан был подписан ряд соглашений о сотрудничестве между двумя республиками. Эксперты отмечают высокий потенциал взаимодействия регионов в сфере использования сжиженного газа в качестве топлива для различной техники. С учётом того, что в Якутии сегодня успешно реализуются проекты по производству данного вида топлива, ожидается, что сотрудничество с Татарстаном с высокой вероятностью затронет и это, чрезвычайно перспективное направление.

Среди наиболее болезненных тем последнего времени – лесные пожары, обрушившиеся на республику. По оценкам подавляющего большинства экспертов, власти Якутии полностью используют имеющиеся в их распоряжении средства борьбы со стихией. Специалисты отмечают, что большой объем работы, проведенной главой Якутии с федеральными структурами на этом направлении, также приносит свои результаты. Несмотря на то, что из-за засушливой весны и начала лета число лесных пожаров в регионе в этом году несколько выше прошлогоднего, площадь пройденных огнем лесов в разы ниже, чем в 2020 году. Этого удалось достигнуть, благодаря привлечению к тушению лесных пожаров значительных сил и средств, в том числе и из других регионов, что говорит о высокой эффективности организационно-координационной работы главы Якутии Айсена Николаева во взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами.



Далее здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх