На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Почему Зеленский оптимальнее Порошенко


Ситуация, когда «выбирать некого», подобная той, что сложилась для многих украинцев, в демократических практиках возникает не так уж и редко. Избирателю чаще всего предлагают «второй сорт не брак». Но бывают и совсем уж некондиционные кандидаты. В Украине они такие практически все.

И возникает нелегкий вопрос – как быть в таком случае? Отдать предпочтение меньшему из зол или «проголосовать ногами» («против всех», испортить бюллетень и т. п.), выразив протест против системы или выбора сограждан, выведших в «финал» кандидата, который вас не устраивает.

Такой вариант выражения гражданской позиции может быть вполне приемлем, если между обоими кандидатами действительно нет абсолютно никакой разницы в плане того курса, который с огромной долей вероятности они будут проводить после победы, либо же сами выборы являются откровенным фарсом, как это было в 2014 году.

Но ведь так часто происходит не только в политике, но и в других сферах жизни: выбираешь не между хорошим и лучшим и даже не между плохим и хорошим, а между большим и меньшим злом, злом весьма вероятным и совершенно гарантированным. И тут приходится отставлять в сторону эмоции и включать рассудок. Впрочем, не зря ведь именно политику называют «искусством возможного». В ней такой выбор приходится делать в подавляющем большинстве случаев, причем относится это и к её «вершителям», и к рядовым избирателями. Нынешняя же ситуация такова, что подходить к ней нужно именно с этих позиций.

И сразу напомню, что есть только один вариант (если не брать в расчет некий политический катаклизм, «обнуляющий» выборы вообще), при котором ЦИК не объявил бы кого-либо из двух оставшихся претендентов следующим президентом Украины, если кандидаты наберут абсолютно одинаковое количество голосов.

В остальном же графы «против всех» нет, порога явки также, определяется победитель простым большинством голосов. Т. е. теоретически для победы достаточно одного голоса, если соперник получит ноль, а скажем, 10 миллионов избирателей испортят бюллетени (или вообще не придут на выборы). Так что или Порошенко, или Зеленский – после 21 апреля президентом Украины станет кто-то из них. Что нас может ждать после победы каждого?

Касательно Зеленского совершенно однозначно можно сказать, что при нем (на «стартовом» участке уж совершенно наверняка) не стоит ожидать признания ухода Крыма и Донбасса (или предоставления последнему широкой автономии). Также не будет отказа от евроатлантического курса. Тем более с поворотом к вступлению в Таможенный союз, ШОС и ОДКБ.

Но, положа руку на сердце, можно ли было возлагать подобные надежды на любого из выбывших из борьбы кандидатов, включая «обласканного» в Москве Юрия Бойко? Ответ очевиден. Как и то, что, выйди Бойко во второй тур, у него не было бы никаких шансов против «майданного» кандидата. Даже против Порошенко. И рискнет ли кто утверждать, что Тимошенко или Гриценко были бы более приемлемыми вариантами, чем Зеленский?

Хотя, да, полная неопределенность. Боюсь, и сам Владимир Зеленский пока толком не знает, чего ему от себя самого «ожидать». В качестве вполне «рабочего» рассматриваю вариант, при котором он вообще пробудет на Банковой всего несколько месяцев, после чего «вернется в профессию». Еще более вероятно, что этих нескольких месяцев окажется достаточно для полного разочарования в нем (а они для него будут крайне сложными при любых раскладах) и сокрушительного поражения партии «Слуга народа» на осенних парламентских выборах, после чего он останется сугубо номинальной фигурой.

Но почему тех, кого не устраивает нынешний выбор, должна пугать перспектива новых выборов или того, что на парламентских выборах конфигурация власти может значительно измениться? Рискну показаться чересчур оптимистичным, но хуже, как мне кажется, уже быть не может. Если же Зеленскому удастся сохранить свою субъектность как политика, то более всего от него следует ждать прагматизма, даже многовекторности, пусть и с очевидным креном на Запад.

Прямо скажу, мне очень сложно представить его «топящим» за «томос» или «мову». В конце концов, это ведь будет просто смешно. К определенным же «сигналам», исходящим от него и его соратников и вызывающим такое неприятие «антимайданной» общественности, я бы не относился с особой серьезностью, это прежде всего предвыборная риторика в ситуации, когда ему важно не отпугнуть от себя прозападный электорат (и «западный», в смысле внешний, тоже). «Фанатизм» в осуществлении курса, аналогичного нынешнему, на мой взгляд, весьма маловероятен, а объективные политические обстоятельства вполне могут привести и к его значительному изменению.

В конце концов, и его феерический взлет – это запрос, может, пока еще глубоко не осознанный, на подсознательном уровне, общества на кардинальное изменение курса, на мир, а не войну до победного конца с внутренними и внешними «врагами». А значит, так или иначе Зеленскому придется отвечать на этот запрос, тем паче, что к идейным «свидомым» его отнести крайне сложно.

Это же относится и к циничному Коломойскому, который делает только то, что…

Полностью читать ЗДЕСЬ




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх