ЖеЖ

50 280 подписчиков

Свежие комментарии

Вершки и корешки




Инвестиции, особенно зарубежные, как известно, дело хорошее, тем паче, что только с ними связываются надежды на экономический рост. Поэтому неудивительно, что любые связанные с ними события не обходятся без соответствующего пиар-сопровождения. Не стало исключением и подписание меморандума о сотрудничестве между Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и американской компанией Bunge. Участие в мероприятии приняли министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, чрезвычайный и полномочный посол США в Украине госпожа Мари Йованович, и.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс и исполнительный директор Bunge региона Европа, Ближний Восток и Африка Томми Йенсен.


Стороны договорились о том, что Bunge инвестирует $30 млн в развитие терминала в Николаеве, а АМПУ, со своей стороны, берет на себя поддержание паспортных глубин и якорной стоянки в акватории порта. Церемония подписания проходила в Американской торговой палате. «Украина, как никогда, нуждается в инвестициях. И мы, в Американской торговой палате, прилагаем все усилия для поиска новых возможностей», — отметил представитель Американской торговой палаты Энди Гундер.

А по словам полномочного посла США в Украине госпожи Мари Йованович, Bunge уже инвестировала $280 млн в терминал в порту Николаева.
Действительно, Bunge, один из лидеров мирового зернового рынка, крупнейший в мире поставщик сои, крупнейший в мире производитель растительного масла, работает в Николаеве с 2011 года, в первую очередь было вложено 100 млн. долл., а во вторую, которую летом прошлого года открыл лично Петр Порошенко, – 180 млн. долл.

На этом фоне 30 млн. выглядят не особо впечатляюще, тем паче, что, по словам Томи Йенсена, «подписывая данный меморандум, наша компания обязуется до конца 2018 г. обеспечить еще более 400 тыс. т дополнительного грузопотока на терминале». Между тем еще в 2014 году Николаевский морской порт осуществил перевалку 8,76 млн т, из которых около 40% –  компанией Бунге Украина (т.е. около 4 млн. тонн, и это еще до ввода в строй второй очереди)

Т.е., скорей всего, речь идет не о строительстве новых терминалов, а о модернизации и обновлении (включая текущую замену отработавшего свое оборудования) существующих, которые оформлены как очередные инвестиции, с целью получения налоговых льгот. Но зачем понадобилось это оформлять особым меморандумом? Думаю, дело не столько в пиаре, сколько именно в обязательствах АМПУ о «поддержании паспортных глубин и якорной стоянки в акватории порта»

Но ведь это входит в прямые обязанности администрации портов и без всяких меморандумов, тем более что Bunge, пусть и крупнейший, но только один из многочисленных пользователей Николаевского порта. Судя по всему, весь смысл «мероприятия» в том и заключался, чтобы зафиксировать на бумаге украинские обязательства (и, понятно, прописать штрафные санкции) поддерживать портовую инфраструктуру в необходимом для функционирования терминалов Bunge состоянии. Такое вот доверие к украинским партнерам, необычайно окрепшее в последнее время.

Конечно, у АМПУ требование подписать такой документ не могло вызвать энтузиазма, но американцы, если надо, умеют «нагибать» туземных партнеров. Свидетельством чему история годичной давности, когда «руководство порта в связке с обладминистрацией, прокуратурой и судами создало для операторов порта “внутренний оффшор” – зону, в которой можно пользоваться государственным имуществом и ни копейки за это не платить. Одним из основных участников этой николаевской “безналоговой зоны” стала компания “Бунге Украина” – представитель международной корпорации Bunge Ltd».

Заручившись поддержкой руководителя Фонда госимущества Украины Игоря Билоуса и американского посольства, «Бунге» начала процесс оформления причалов в долгосрочную аренду. Это позволит агрохолдингу платить за них в пять раз меньше, чем при заключении договора о спецуслугах. Как только чиновники Мининфраструктуры пытались проявить инициативу и разобраться с вакханалией в Николаевском порту, их оперативно вызывали на ковер к американскому послу, где доходчиво пояснили, что не стоит «давить» на иностранных инвесторов.

Таким образом, сократив до минимума свои издержки, связанные с портовыми услугами, а ведь именно из оплаты за них и должны финансироваться работы по поддержанию портовой инфраструктуры в рабочем состоянии, американцы добились письменного обязательства такие работы проводить. А уж на какие, пардон, «шиши», то это из тех проблем, которые «шерифа не волнуют» (напомню, что на Bunge приходится львиная доля оборота Николаевского порта).

В общем, полуколония на то и полуколония, чтобы с туземцами, пытающимися хоть как-то отстаивать свои интересы, не церемониться. Покойный «отец российского капитализма» в своей книге «Дни поражений и побед» приводит показательную историю. Весной 1991 года в Госэкспертизу Минэкономики СССР поступил проект использования нефтяного месторождения Тенгиз, находящегося на территории Казахстана, с участием крупной американской компании «Шеврон», которое давало американцам «все права» при практически полном отсутствии встречных обязательств. На экспертов оказывалось сильнейшее давление, «дескать, соглашение уже обсудили при встрече президенты США и СССР. Одобрили, подписали бумаги. Проекту дан зеленый свет. По большому счету, экспертиза нужна, чтобы все формально одобрить…».

Но эксперты начали «бить во все колокола», дошли до Горбачева, с другой стороны, сторонники проекта начали пугать Горбачева, что пересмотр подготовленного соглашения не только нанесет ущерб советско-американским отношениям, но и осложнит сотрудничество с деловыми кругами других западных стран, обернется серьезными политическими потерями и т.п.

В результате на самом высоком уровне…

Полностью читать ЗДЕСЬ



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх