На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 138 подписчиков

Свежие комментарии

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Как маги и гадалки в России превратились в бизнес-тренеров

 

Приворот на антипоносье, Экстрасенс-OnLine, 2012 год
Исторически сложилось, что в русской культуре были развиты традиции, связанные с магией и использованием заговоров. Наибольшее распространение эти традиции получили в крестьянской среде. Просвещённая публика к крестьянской магии относилась с интересом, но при этом воспринимала её как предрассудок, то, что можно изучать, но с чем нужно бороться. Фольклорист МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВСКИЙо традиционной крестьянской магии и адаптации магических текстов к современным реалиям.
В советское время отношение было приблизительно таким же. Одновременно возникало ощущение, что заговоры — это обреченный жанр, исчезающая фактура. Показательно, что в 1920-е годы в фольклорных экспедициях часто писали: нам удалось записать несколько десятков былин и, что невероятная удача, удалось зафиксировать два-три заговора, которые, как тогда казалось, исчезнут намного быстрее, чем былины. В реальности, однако, все происходило совершенно по-другому. 

«В годы перестройки темы, связанные, во-первых, с магией, а во-вторых, с эротикой и сексом, — эти два табуированных направления оказались невероятно востребованными» 

Впоследствии советские исследователи долгое время почти не рассматривали тему магии, заговоров в крестьянской культуре. Она была фактически табуирована, и на эту тему не могло появляться никаких публикаций. В годы перестройки ситуация изменилась, и, когда прежние идеологические запреты спали, оказалось, что вот умирающие заговоры и магия прекрасно себя чувствуют и все советское время по деревням, городам и весям продолжали существовать, даже как-то развиваться. 


 

В годы перестройки темы, связанные, во-первых, с магией, а во-вторых, с эротикой и сексом, — эти два табуированных направления оказались невероятно востребованными. Тогда на книжных прилавках и развалах, в электричках, переходах метро и так далее появлялось огромное количество разного рода сборников, в том числе и сборников заговоров. Они стали публиковаться уже не как сборники фольклорных текстов, предназначенные для исследователей, а как руководство к пользованию. Каждый мог купить этот сборник и попытаться применить написанное на практике. 

«Любые беды, например бытовые или семейные, можно было объяснить влиянием черной магии» 

Стало понятно, что существует очень серьезный запрос общества на эту прикладную магию — возник большой интерес к этой теме. Это в значительной степени было связано с разного рода социальными, культурными и прочими проблемами, которые переживало общество. В ситуации, когда прежняя советская система ценностей начинает рушиться, не очень понятно, на что опираться, и магия наравне с религией становится одной из возможных отдушин, объясняющих принципы устройства мира. Они давали ответы на вопросы, что с тобой происходит и как можно повлиять на это. Любые беды, например бытовые или семейные, можно было объяснить влиянием черной магии. Использование разного рода заговоров, амулетов и так далее могло стать своего рода панацеей, спасением от самого широкого круга проблем — от болезней до сложного финансового положения. Показательно, что наиболее востребованной эта магия оказалась среди, условно говоря, униженных и оскорбленных, тех, кто в новых условиях оказался в затрудненном положении. Для них магия стала своего рода возможностью уравнять шансы. Человек думал: «Да, у меня нет денег, да, у меня нет каких-то рычагов влияния, но я могу попробовать решить свои проблемы, прибегнув к магии». 

Любопытно, что если в сельской местности в общем и целом традиции, связанные с магией, заговорами, в значительной степени сохранялись на протяжении десятилетий и корнями восходили к довольно отдаленному времени, то жители городов, особенно крупных городов, зачастую переизобретали магию — они были оторваны от традиций народной, крестьянской магии. В этой ситуации сборники магических текстов и заговоров стали для них очень важным пособием и подспорьем. 

«Традиционных магических текстов для борьбы с работниками ГАИ не существовало» 

Возникала серьезная проблема, связанная с тем, что традиционные магические тексты, существовавшие столетиями, довольно плохо подходили для решения тех актуальных проблем, с которыми сталкивался, например, житель города. 

Скажем, важную роль в таком корпусе традиционных магических текстов играли заговоры, связанные с лечением домашнего скота, в первую очередь коровы. Очевидным образом для жителя крупного города заговоры, связанные с коровами, были абсолютно неактуальны, зато потенциально востребованными могли быть заговоры, которые оберегали тебя от штрафа работников автоинспекции и так далее. Понятно, что традиционных магических текстов для борьбы с работниками ГАИ не существовало. 

«Магические „специалисты“, которые практикуют какие-то такие обряды, напоминают скорее бизнес-тренеров или специалистов по повышению мотивации» 

Для современного молодого, активного горожанина все эти традиции оказываются достаточно равноценными и равно интересными. Не так важно, кто именно тебе поможет, — важно провести обряд. Зачастую магия возникает как своего рода форма психотерапии, самоубеждения, и здесь магические «специалисты», которые практикуют какие-то такие обряды, напоминают скорее бизнес-тренеров или специалистов по повышению мотивации. 

Если говорить о самых последних тенденциях, то мы видим, что эта магия начинает проникать не только на страницы печатных изданий, но и в интернет. В настоящее время существует довольно много сайтов, где собираются какие-то магические советы, магические процедуры, появляются заговоры в формате аудиофайлов, которые рекомендуется прослушивать через компьютер, распространять по электронной почте и так далее. 

Таким образом, мы видим, что в современной России, казалось бы, старая, архаичная традиция магии оказывается крайне пластичной и может проникать в самые разные медийные среды, поскольку она оказывается востребованной на уровне конкретных пользователей, для которых обращение к магическому специалисту или заговорам становится важным способом решить те или иные жизненные проблемы. 

Картина дня

наверх