ЖеЖ

50 125 подписчиков

Свежие комментарии

О системе образования: что русскому хорошо?

Сегодня услышала фразу о том, что в нашей стране действует прусская система образования, которая применялась в армии для муштры и пр. В силу своей специфики и направленности, такая система имеет целью воспитание наемного работника, идеального исполнителя, педантичного и дисциплинированного. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.
 
с такой точки зрения о нашей системе образования я не думала. Хотя мои личные субъективные представления об образовании у меня ассоциируются с книгами из детства Республика Шкид, Педагогическая поэма, Флаги на башнях.. А ведь в этих книгах как раз о несколько своеобразной системе и идет речь - закрытые учебные заведения, с жесткой дисциплиной, такого "общего режима".
Тему я погуглила, вот что нашла о прусской системе образования:
 
Практическая воспитательная деятельность в петровской армии имела свое принципиальное отличие. Если в европейских войсках насаждалась «палочная» дисциплина, то в России приоритет отдавался нравственным началам. Создавая военно-учебные заведения и закладывая тем самым основы для подготовки национальных офицерских кадров, Петр I по-новому поставил вопрос о роли офицеров в армии, возложил на них основные функции по обучению и воспитанию солдат.
....
 
После смерти Петра I, в 30-40-е г/ы XVIII в., негативные тенденции в подготовке русской армии стали преобладать над прогрессивными. Новые уставы и инструкции, подготовленные временщиками (Остерманом, Минихом, Бироном и др.), ухудшили содержание подготовки солдат по сравнению с петровскими требованиями. Она потеряла личностный, национальный характер. Начали преобладать тенденции подготовки воинов к деятельности в линейном строю, что исключало проявление у них инициативы. В армии насаждались прусская система муштры и плац-парада, слепое повиновение, механическая исполнительность, бездушное отношение к солдату. Из системы воспитания и обучения изгонялись элементы сознательности, инициативы, доверия к солдату, одиночная подготовка. Среди средств насаждения дисциплины господствовали рукоприкладство, палки.
Была извращена и воспитательная система: солдат перестал быть государственным человеком, в армию стали отдавать за провинности, будто в тюрьму; солдат уже не приводили к присяге, офицеры не читали им арктикул, как прежде. Тенденции преимущественного применения мер принуждения вытеснили идеи патриотизма, а среди воспитательных средств стали преобладать методы физического наказания, особенно за факты нерадивости и непонятливости в обучении.
.....
Пожалуй, в истории развития человеческого общества нигде нельзя так проследить влияние воспитания на формирование зверских черт личности, как в Пруссии, и К. Д. Ушинский это хорошо видел. «... Разве не видать, что Пруссия, – с тревогой отмечал он, – эта многоученая и нравственная Пруссия, только еще раскрывает ворота в ужасное будущее для всей Европы, никак не исключая и нас? Если можно что предвидеть в человеческой истории, то я считаю войну России с Германией совершенно неизбежной, и если война французов с немцами показала так много зверства, то какова же будет немцев со славянами?». Здесь К. Д. Ушинский исходил из того, что в Пруссии его времени по-своему понималось единство воспитания и образования: умственное развитие там последовательно подчинялось агрессивным целям – подготовить человека для войны, способного хладнокровно и точно убивать.
 
К. Д. Ушинский хорошо понимал безнравственные, антигуманные великодержавные планы немецких правящих кругов того времени. «Европа с пруссаками наверху, – писал он, – тяжело налегшими на славянские и романские племена, разве может представить залог какого-нибудь продолжительного мира?.. О придет время, когда сами немцы сочтут Бисмарка злейшим врагом Германии, Пруссии и человечества. Но пока придет такое время, страданий придется выжить человечеству целый океан». После двух мировых войн, развязанных немецкими империалистами, нет необходимости комментировать эти мысли К. Д. Ушинского.
 
Вместо нравственного, гуманного воспитания школы ряда зарубежных стран «под благовидным предлогом патриотизма», писал Ушинский, раздували шовинистические страсти, ненависть к другим народам. «Вот куда повернули людей, – с досадой отмечал педагог-гуманист, – Наполеоны, Бисмарки, Фрицы и Вильгельмы – да поразит их кара небесная!».
...................
 
конец цитаты
 
 
 
Современные условия общества быстро меняются. Но старые установки. в том числе привитые воспитанием, нацеленным на то, чтобы сделать из человека функциональную часть большой системы, мешают людям раскрыть свой потенциал. При этом заметна тенденция к индивидуализму и к творчеству в любой деятельности.
И уже обозначены крайности - дауншифтинг и прочее хипстерство  в противовес млм-структурам, к примеру, в инфобизнесе.
 
 

Картина дня

наверх