На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

ДНК замечательных людей. Матвейчев Олег Анатольевич

Матвейчев Олег Анатольевич (род. 1 февраля 1970) – философ, политолог и политический консультант, эксперт СМИ. Член Общественной Палаты г. Москвы. Член предвыборного президентского штаба В.В. Путина (2018). Победитель Всероссийского конкурса «Лидеры России. Политика» (2020).



ГАПЛОГРУППА: R1a-YP418 ВЕТВЬ: Центрально-европейская

Олег Анатольевич Матвейчев проследил генеалогию своих предков по прямой мужской линии до конца средневековья. Несколько столетий они проживали в селах Кажлейка и Ольгино Нижегородской области. Население этих мест звалось терюхане. Кто же это такие?

Терюхане – территориальное наименование, вроде москвичи или нижегородцы. Оно происходит от названия Терюшевской волости Нижегородского уезда (ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области – тот самый, где расположены Кажлейка и Ольгино). В популярных справочниках также можно прочитать, что терюхане – это этнографическая группа мордвы-эрзя, но с некоторыми оговорками.


«…Терюхане очень рано вступили в тесные контакты с русскими, но крещены были только в середине XVIII века, позабыв к этому времени эрзянский язык, сохраняя, однако, самосознание. Также дохристианские черты имела материальная и духовная культура терюхан, в частности одежда, орнамент, отличающиеся от других групп мордвы. Календарные, свадебные и похоронные обряды сохраняли целый ряд магических действий».

Сведения очень уж противоречивые. С одной стороны, мордовское самосознание, а с другой – «позабытый» эрзянский язык, отличия от мордвы в одежде и орнаменте. Добавим к этому компактное проживание в 40 селениях Терюшевской волости – как будто имеем дело с каким-то обособленным населением.



Путаницу усугубляют строки из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года, в котором рассказывается о посещении нижегородским епископом Терюшевской волости. Местные жители, говорится в документе, «называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовскаго языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики».

А тут ещё и антропология вмешалась. Антропологические типы терюхан исследовал доктор исторических наук В.К. Абрамов. Учёный был удивлён полученными результатами, из которых следовало, что терюхане существенно отличаются от всех соседних групп населения. Он заключил, что это заставляет увидеть проблему в их происхождении, намекая на существование «группы, историческую родину которой следует искать за пределами Поволжья». Другим важным предположением стала попытка связать терюхан с Пургасовой Русью…



Да, возможно Вы ранее не слышали этого необычного названия. Тем не менее, Лаврентьевская летопись в связи с событиями XIII века упоминает «Пургасову волость в земле Мордовской» или «Пургасову Русь», названную так по имени местного правителя Пургаса. В остальном же – сплошная загадка. Есть ли какие-то независимые данные, чтобы внести ясность?

Результаты Y-хромосомного тестирования показали, что Олег Анатольевич Матвейчев относится к крупной центрально-европейской ветви R1a-L1029, к которой принадлежат многие русские, белорусы и украинцы – потомки восточных славян. Дополнительный углублённый анализ позволил выявить последовательную цепочку снип-мутаций: L1029 > YP417 > YP418.



То есть у одного из мужчин, носителей субклада L1029, около 2 тысяч лет назад в Y-хромосоме появилась мутация YP417, которую унаследовали все его прямые потомки. Где именно жил тот человек – мы не знаем. Но потомки сейчас проживают в Словакии, Украине, Беларуси и России. Наиболее успешной в генеалогическом отношении оказалась дочерняя ветвь YP417>YP418 – её представителей можно тоже встретить на традиционной территории расселения восточных славян. К этой ветви относится О.А. Матвейчев, чей род вышел из Терюшевской волости.

Карта современных носителей субклада YP417 практически в деталях совпадает с ареалом восточных славян. Из ископаемых образцов к этой ветви пока надёжно отнесён лишь единственный образец из захоронения XIII века Куреваниха-2 (Вологодская область). На карте он помечен белым крестом в синем круге.



Славянское присутствие в Среднем Поволжье известно с очень ранних времён. Археолог В.В. Седов связывал Пургасову Русь с потомками именьковской культуры, существовавшую на территории Среднего Поволжья в IV-VII веках. Это славянская культура, которая напрямую связана с волынцевской культурой – предками северян и вятичей. Считается, что именьковцы пришли в Поволжье из европейской части. ДНК-генеалогические данные по распространению субклада YP417 хорошо соотносятся с такой реконструкцией.

Академик Седов писал, что «Русью могла именоваться какая-то значительная часть населения именьковской культуры». Он обращал внимание на наличие слабо изученного «крупного островка памятников именьковской культуры в мордовских землях в бассейне Суры», который весьма возможно принять за «Пургасову Русь». Это была какая-то ещё одна «русская земля», не имевшая отношения ни к Киеву, ни к Владимиро-Суздальской земле.

На иллюстрации – находки из именьковской культуры: наконечник ремня (1), антропоморфная накладка (2), фибула (3), фигурка животного (4), образцы керамики (5-8).



Некоторые авторы указывали на сходство терюхан с русским населением из окрестностей Ильменского озера. А это уже мостик к древним новгородцам. Кстати, ископаемый образец из Куреванихи – как будто тот же след.

Ближайший по геномным данным родственник Матвейчева сообщил, что его предки проживали в Карелии, которую активно осваивали новгородцы. Хотя родство не близкое. Расчёт на основе протяженных 111-маркерных гаплотипов показал дистанцию в 625±300 лет до общего предка. По-видимому, в славянские времена он жил в северной части Руси. При этом в Скандинавии субклад Матвейчева не обнаружен.

А.А. Клёсов в книге «Народы России. ДНК-генеалогия» пишет, что эрзя – «уникальная народность, у которой наблюдается необычная комбинация основных по численности гаплогрупп – доля R1a составляет 54% и выше, то есть на уровне самых высоких, следующей по численности идет гаплогруппа J2 (13%) и далее гаплогруппа I1 (11%). Это – сочетание трех разных миграционных потоков с разных территорий. Гаплогруппа R1a у эрзя включает три основные ветви, характерные для Русской равнины в древности – Z280 (субклад Русской равнины), М458 (западнославянский и центральноевропейский субклады) и Z93 (южноарийский субклад)».

Интересно, что имя Пургас на эрзянском языке означает «гром», что заставляет вспомнить древнерусского Перуна-громовержца. Да и земля его именуется в летописи славянским словом «волость». В таком виде Пургасова Русь имела добрососедские отношения с Волжской Булгарией и мордвой, воевала с владимирскими князьями. Обычное дело для средневековья.

После революции род Матвейчевых переселился в Сибирь. Дед Константин Иванович Матвейчев служил в военизированной охране Кузнецкого металлургического комбината. Но о малой родине всегда помнили.



Судя по всему, территория расселения терюхан действительно совпадала с Пургасовой волостью, а значит терюхане – исторические наследники Пургасовой Руси. Наш современник Олег Анатольевич Матвейчев – в их числе. Что же касается содружества терюхан с мордвой, то оно было тесным с давних времён. Теперь уже не различить.

07 мая 2021 г.

Авторы статьи: Меркулов Всеволод Игоревич, кандидат исторических наук
Пайор Евгений Викторович

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх