На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 140 подписчиков

Свежие комментарии

Тоталитарные секты: как они работают и можно ли из них выбраться

 

Арт-объект фестиваля „Burning Man“, штат Невада, США, 2013 год
Изображение: Bexx Brown-Spinelli, 2013 год
Секты с непогрешимым лидером во главе работают по принципу воронки, и некоторые из них можно покинуть «только трупом». В первую очередь в такую систему рискуют попасть люди, недополучившие в детстве родительского тепла и внимания. Психолог СВЕТЛАНА ПАНИНА о том, как не стать адептом опасного культа.
Тоталитарная секта или, как их еще называют «деструктивные культы» — это объединение людей, связанных какой-то общей идеей, главным и непогрешимым проводником которой провозглашен один-единственный человек, редко — группа людей, лидеров секты. Цель создания такого культа — единоличная власть над рядовыми членами объединения и обогащение лидеров. Рядовым членам эту цель, разумеется, не озвучивают. Для рядовых имеется специальная идеология, которая обязательно содержит высшую задачу существования, ради которой можно пожертвовать низменными мотивами, такими, как материальное благополучие, отношения с друзьями и близкими, а так же зачастую здоровье и бренная жизнь.

Для выживания тоталитарной секты необходим постоянный приток свежей крови, поскольку само пребывание в секте является разрушительным для личности, и она вскоре становится бесполезной для секты в финансовом смысле. Нужны новые доноры. Как наркоманы, которые потеряли все, но крайне нуждаются в наркотике, чтобы избавиться от мучительной абстиненции и работают на наркодилеров за дозу, «подсаживая» новеньких «на иглу», так и «опытные адепты культа», окончательно растерявшие ресурсы, позволяющие выжить вне секты, обязаны поставлять в секту новых членов, чтобы оставаться в системе.

Тоталитарную секту крайне сложно покинуть. И дело не только в том, что попадают туда обычно под давлением изощренных манипуляций люди, которые не умеют этому давлению противостоять, в силу неопытности, особенностей мышления или трудной жизненной ситуации. Дело в том, что тоталитарная секта устроена таким образом, что выбраться из нее без посторонней помощи крайне затруднительно. Мы назвали это «принципом воронки», а моя дочь нарисовала наглядную иллюстрацию к этому принципу.

Воронка выглядит вот так:



Воронка — это замечательное приспособление, которое позволяет нам наливать воду в узкое горло бутылки или бензин из канистры в отверстие бензобака. Весь бензин до капли будет собран там, где надо и будет сожжен по назначению.

В этой воронке, представляющей тоталитарную секту, очень широкий вход, чтобы охватить максимальное число людей. Попасть в нее довольно легко. Даже обычный человек, который оказался слишком близко к эдакому пылесосу, может быть затянут простотой и изяществом идей, широкими и нарядными воротами, обещающими быстрое моральное и духовное благополучие. И потом, столько прекрасных человек столпилось у входа — все же не могут ошибаться?!

Выхода через верх у хорошей воронки не бывает. Просто полюбопытствовать можно только с краю, не заглядывая сильно внутрь. Как только край потерян, скольжение к центру воронки неизбежно. Покинуть секту можно только через узкую часть, то есть в довольно медленном темпе и сильно уменьшившись в размерах. Наиболее известную тоталитарную секту Аум Синрикё, которая отравила газом в Токийском метро тысячи людей, вообще можно было покинуть только трупом. Известны и доказаны случаи, когда члены секты душили тех, кто пытался выйти «на свободу».

Идеальный вариант для идеальной тоталитарной секты — человек, который привел всех родственников в секту, перевел все все деньги на счет основателя культа и благородно умер во благо всех, а свой труп завещал на органы, выручку от продажи которых необходимо перечислить на нужды организации.

Но идеал, к счастью, редко достижим. Потому что несмотря на все коварство воронки, у нее есть серьезная уязвимость — неустойчивость. Чем больше людей вовлечено в воронку, тем сложнее держать равновесие. Лидеры тоталитарных культов увлечены властью и крайне редко способны делегировать функции управления кому-то еще. Начнутся же прения и всякая демократия, а это недопустимо. Никакого авторитаризма не получится, авторитет святейший пошатнется, начнутся альтернативные толкования, ответвления и ереси. У деструктивных культов никаких ответвлений и разночтений быть не может. Никакой полемики! Все ереси уничтожаются на корню. Поэтому рано или поздно, под собственной тяжестью деструктивный культ обязательно падет. В зависимости от масштаба личности лидера и поддержки рядовых членов, культ может просуществовать более или менее долго. Но конец его предрешен самой логикой культа. Правда, не все доживут до конца в добром здравии, если вообще доживут.

На перевернутую пирамиду наша воронка похожа совсем не случайно. Потому что это она и есть. Пирамида потребностей. Психолог Клейтон Пол Альдельфер насчитал три основные группы потребностей человека: потребность существовать (для этого надо дышать, есть, потеть, двигаться, спать и все остальное, связанное с физиологией, добычей пропитания и обеспечением безопасности), потребность общаться с другими (все эти семейные, межличностные социальные контакты, всякая там любовь) и потребность своего роста и развития(обучение, образование, путешествия, исследования, творчество, и (тадам!) духовные поиски). 

Обычный человек большую часть своего времени жизни дышит и прочими способами поддерживает свою потребность существовать. Именно поэтому потребность существовать называется базовой — она лежит в основании всего остального. Ежели человек кушает плохо и дышит редко, ему как-то не до социальных контактов, да и духовные поиски уже как-то отходят на второй план. Новорожденный занят исключительно базой, примерно три недели он мужественно занимается существованием, не отвлекаясь на всякие там фигли-мигли типа улыбнуться маме и папе.

На четвертой неделе, если ребенка хорошо кормили и со здоровьем у него все неплохо, младенец начинает замечать окружающих и как-то на них реагировать. Так начинает «прокачиваться» вторая ступень пирамиды, подготавливая при этом старт третьей ступени. Младенец при этом не забывает дышать и есть, с возрастом приобретая в этих занятиях все больше и больше самостоятельности. По выходу из детского возраста, обычный человек уже обладает достаточными навыками для обеспечения потребности в выживании и социальных контактов, и имеет какой-никакой опыт развития и личностного роста. Причем личностный и духовный рост не отменяет естественного течения жизни и естественных, более ранних потребностей: не разрушает существование, не требует отказа от дружеских, семейных и рабочих привязанностей.

Если все было более-менее гладко в процессе взросления, воронка тоталитарной секты вряд ли такому гражданину покажется интересной. Тот, кто ценит свое существование и получил достаточный опыт поддержки этой базовой потребности от окружающих, вряд ли польстится на вероятность быстрого духовного взлета ценой отказа от существования. Но если с существованием все хорошо, а в социальных контактах провал — воронка ближе. Тоталитарные секты старательно поддерживают иллюзию «одинаковости» всех своих членов. И если ты чувствуешь себя иным и непонятым, секта радостно примет тебя и назовет братом или сестрой. Правда, потом окажется, что оставаться братом или сестрой возможно только отказавшись от собственной идентичности, но это ничего. Общего между всеми братьями и сестрами то, что злой, жестокий и погрязший в грехах мир не понимает членов организации. Но в секте собрались не изгои, о нет! Исключительные личности, которые намного выше всех этих заблудших овец. А с овцами надо поступать просто — стричь. Казалось бы, в секту должны были бы попадать люди неблагополучные, с нарушенным уровнем существования. То есть слабые, больные, материально зависимые и безвольные... Но такие секте не интересны, хотя с паршивой овцы и шерсти клок, в смысле, они могут привести родственников или друзей.



Основная борьба «за клиентов» ведется именно среди людей, умеющих обеспечить существование, но испытывающих сложности именно в межличностном общении. Если подумать, то совершенно неудивительно, что в секту попадают люди как раз волевые и довольно властные и именно поэтому не имеющие теплых и душевных контактов. Власть и душевность крайне плохо уживаются друг с другом. Итак, если человек ощущает себя исключительным, но не признанным и непонятым, но при этом не обладает достаточной энергией, чтобы создать собственную организацию, вполне естественно его желание вступить в «элитный клуб» таких же, как он. Я уже писала, что внутри секты никакой борьбы за власть быть не может (то есть, конечно же, попытки возникают, но жесточайше подавляются). Зато принадлежность к секте является индульгенцией на стрижку «овец» — немножечко недолюдей, чуточку обезьян, раз они не припадают к «источнику вечной мудрости».

Ловушка заключается не только в том, что власть или иллюзия власти столь упоительна, в отсутствии живых горизонтальных (то есть между равными и независимыми людьми) социальных контактов. Помним про перевернутую пирамиду. Призывы «оставить заботу» о «базовых» потребностях чреват тем, что новый адепт секты перестает заботиться о своей безопасности на уровне существования. Отдает эту заботу секте. И первое время секта действительно заботится, ведь секте необходимо, чтобы навыки самостоятельной заботы о себе «отвалились за отсутствием необходимости». Ну а потом, когда ресурсы существования у личности исчерпаются, секта тоже разжимает любящие объятья. Истощенный организм уже не в состоянии бороться, даже если разрушительное действие культа стало очевидным. На изменения, чтобы выбраться из воронки неумолимо направляющей вниз, в копошащееся болото тех, кто уже на дне, нужны силы. А их нет. И людей, которые могли бы оказать поддержку извне, как правило, уже не осталось. А если такие и существуют, то связи с ними и до попадания в воронку были не очень прочными, а теперь даже если кто кинет веревку вниз, не факт, что хватит сил ее поймать. Тоталитарная секта обязана продавать своим адептам беспомощность, заворачивая ее в фантики всевластья. Деструктивные культы продают места на дне ада, выдавая их за билеты на бизнес-класс в рай.

Если подумать, тоталитаризм не только в сектах будет заниматься именно этим — выдавать идеологию, вершину пирамиды, за ее незыблемое основание. Как только мы слышим «откажись от материального во имя духовного, отдай последнюю рубашку и рубашки своих детей на правое дело, голодай, но корпорацию не предавай, Умри, чтобы Жить», лучше на всякий случай отодвинуться. А если это сопровождается еще и фразами «те, кто не с нами, тот против нас, только мы — луч света в царстве тьмы, твой дом — здесь, твоя семья — это мы, ты никто, коллектив — все », заметьте, никаких «я» — только мы, только все вместе, то действия ясны — держаться как можно дальше от края воронки.

Как? Усиливать устойчивость, «прокачивая» пирамиду от основания до верхушки. Заботиться о теле: дышать, есть, спать. Заботиться о связях — любить, дружить, работать. Заботиться о смысле: искать, исследовать, создавать. И чем больше людей будут этим заниматься, тем меньше шансов на успех останется у создателей деструктивных культов.

Картина дня

наверх