Шиваистские государства юго-восточной Азии более менее лояльно относились к движению Хубилая на регион.
Юань встретила жесткое сопротивление прежде всего в северном Вьетнаме - Дацвьет.
Верхи Дацвьет сохраняли приверженность буддизму Махаяны по модели Сун, с большим влиянием даосов и конфуцианцев. И не приняли тантрического буддизма тибетской Сакья. Смысл масштабных войн Хубилая против Дайвьет не понятен. Возможно Дайвьет превратился в аналог Тайваня - в убежище непокорившихся монголам элементов Сун.
В Индокитай в целом бежало немало не принявших монголов остатков Сун и государства Дали. Таи и лао из Дали осели в централньом Индокитае и создали свои государственности, не принимавшие местный шиваизм и порядки Юань.
Юань несла местным народам статус в лучшем случае китайцев Сун. А скорее - еще более низкий в силу неприятия этими народами тибетского буддизма Юань и местного верховенства новых непривычных народов и религий.
Прецедент - Юннань на месте Дали, где верхний слой был составлен в Юань из мусульман, а часть местных небуддийских и некитайских народов вообще бежала на юг.
Второй прецедент - провинция Юань, создававшаяся на месте части государства Паган на территории современной Мьянмы. коренные жители не вошли в состав привилегированных групп Юань и были по статусу близки к китайцам Сун.
Лесные народы юга Китая также не вошли в состав привилегированных народов запада в Юань и попадали в положение еще более низкое, чем имели даже южные китайцы.
Южнее границ Юань сформировалась подушка из беженцев от монголов, которая оказала влияние на традиционные местные шиваистские государства, находившиеся в собственном сложном положении в силу внутренних причин. Во многом связанных с перестройкой сельского хозяйства.
С другой стороны, Монголы встретились со встречной экспансией с юга буддизма тхеравады.
Тхеравада и тантрические тибетские школы не нашли между смычки. Тхеравада не стала социальной базой для монголов. Именно в этом - ключ к поражению экспансии Юань в юго-восточной Азии.
Беженцы из Сун ляо и таи приняли тхераваду как учение, помогавшее им сопротивляться Юань. Жители захватываемого монголами Маганского государства усилили приверженность тхераваде. Тхеравада быстро распространилась по мере усилдения давления Юань в Камбоджийской империи.
Одним из основных результатов поражения экспансии Юань на юге стало господство тхеравады в Индокитае.
Почему монголы не нашли общего языка с тхеравадой? Ведь Сакья-па переводила некоторые тексты с языка пали (священный язык тхеравады) на тибетский некоторые тексты?
Переход тхеравады в союзники монголов открывал им путь не только в Индокитай, но и в северную и южную Индию. В регион, откуда происходил Будда. Отдавал в их руки Бенгальский залив. Позволял ударить по Делийскому султанату с востока, и севера и даже юга. При имевшемся давлении на него монголов с запада.
Как правило, монголы умели привлечь на свою сторону религиозно активную часть покоряемых народов. Почему не вышло с тхеравадой?
Юань и Тхеравада
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии