На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 144 подписчика

Свежие комментарии

Лётчик- космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров

90 лет назад, 16 марта 1927 года, родился Владимир Михайлович Комаров — будущий советский военный лётчик, космонавт, дважды Герой Советского Союза (второе звание присвоено посмертно), инженер-полковник. Владимир Комаров был первым в мире командиром экипажа космического корабля, состоявшего из трех человек. Комаров совершил два полета в космос, оба раза он летал на первых кораблях нового типа: «Восход-1» и «Союз-1», второй полет закончился катастрофой, летчик-космонавт погиб при приземлении, это произошло 24 апреля 1967 года.

4

В настоящее время полеты человека в космос воспринимаются обществом как что-то само собой разумеющееся, но на заре космической эры они были сопряжены с огромным риском для жизни космонавтов. К сожалению, Владимир Михайлович Комаров стал первым в скорбном списке отечественных летчиков-космонавтов, которые погибли в ходе выполнения полета в космос. За возможность человечества приблизится к разгадке тайн Вселенной, за развитие и прогресс научной мысли Комаров заплатил собственной жизнью.

Владимир Михайлович Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве в семье обыкновенного рабочего. Впервые он попал на аэродром в семилетнем возрасте. Он увидел самолеты вблизи, смог потрогать их рукой. С тех пор он часто наблюдал за полетами, а летчики стали в его глазах настоящими героями. Мальчик уже тогда знал, кем он хочет стать, когда вырастет. На лето его часто отправляли в деревню к бабушке. Именно там он и встретил известие о начале Великой Отечественной войны. Естественно, на фронт 14-летний юноша не отправился, но помогал работникам колхоза, среди которых оставалось все меньше мужчин, которых забирал фронт.

В 1943 году Владимир закончил 7 классов в 235-й московской средней школе, тогда же он узнал, что в Лаврушинском переулке формируется 1-я московская спецшкола ВВС. Мечтая стать летчиком, он отправился учиться в это заведение. Комаров закончил летную школу в июле 1945 года, когда Великая Отечественная война уже завершилась. После окончания обучения здесь он стал курсантом Сасовской авиационной школы первичного обучения, а в сентябре того же года стал курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища летчиков.

В июле 1946 года Владимир был переведен в Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова, после успешного окончания обучения в нем в 1949 год он стал военным летчиком-истребителем, начал службу в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа, которая базировалась в Грозном. Здесь он познакомился со своей женой Валентиной, которая работала в городе школьной учительницей. В июле 1951 года у него родился сын Евгений, а в декабре 1958 года дочь Ирина, которая также как и отец посвятила себя армейской службе. Она прослужила в вооруженных силах 21 год, трудилась военным переводчикам, ушла в отставку в звании майора.

В ноябре 1951 года Владимир Комаров стал старшим летчиком, а спустя еще год его перевели в Закарпатскую область Украины в город Мукачево, где он прослужил два года в 486-м авиаполку 279-й истребительной дивизии. Параллельно со службой он продолжал совершенствовать свое образование. В 1959 году будущий космонавт окончил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА имени Жуковского), получив специальность в сфере авиавооружения. Теперь он досконально был знаком с самолетами не только как военный летчик, но и как инженер.

4

После получения инженерного образования Комаров был распределен в Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС, расположенный в поселке Чкаловский. Здесь он трудился помощником главного инженера, а также испытателем одного из отделов. Занимался испытаниями новых образцов разнообразной авиационной техники. Работая здесь, он привлек к себе внимание комиссии по отбору в отряд космонавтов, которая тщательно изучала личные дела летчиков, часы налета, медицинские карты. Комиссия сделала Комарову предложение, от которого невозможно было отказаться. Собранная тогда группа летчиков стала тем ядром, из которого в 1960 году в Советском Союзе сформируют первый отряд космонавтов.

Всего комиссией было отобрано 20 человек. В первом отряде космонавтов числилось 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ. На момент зачисления в отряд самому старшему — Павлу Беляеву было 34 года, самому младшему — Валентину Бондаренко — 23 года. Владимиру Комарову на тот момент было 33 года. 14 марта 1960 года первая группа слушателей приступила к теоретическим занятиям, летом 1960 года ЦПК был передислоцирован в Подмосковье, сегодня это Звездный городок. С марта 1960 года по апрель 1961 года Владимир Комаров проходил общую космическую подготовку, успешно сдав выпускные экзамены, в апреле 1961 года он получил должность космонавта ЦПК ВВС.

С июня по август 1962 года инженер-капитан Владимир Комаров проходил подготовку в качестве дублера пилота космического корабля «Восток-4». Позднее, после старта «Востока-4», был дублером пилота космического аппарата «Восток-5». С июня 1964 года проходил подготовку в качестве командира экипажа космического корабля «Восход». 9 октября 1964 года решением Госкомиссии Владимир Комаров был назначен командиром основного экипажа космического корабля «Восход».

3

Свой первый космический полет Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход» совместно с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мировой истории запуск многоместного космического корабля. Впервые в составе экипажа были не только летчики, но также инженер и врач. Также впервые в истории экипаж совершал полет в космос без скафандров. Впервые была отработана и применена система мягкой посадки. Многое в этом полете было осуществлено впервые в мировой истории. Позывной космического корабля «Рубин» звучал с орбиты Земли чуть более суток. Итоговая длительность данного космического полета составила 24 часа 17 минут. За это время «Восход» с тремя космонавтами на борту 16 раз успел облететь Землю. Основной задачей данного полета было обеспечение приоритета Советского Союза в полетах в космос экипажа, состоявшего из нескольких космонавтов. Помимо этого были выполнены многочисленные медико-биологические и технические эксперименты.

Космическая миссия Комарова успешно завершилась через сутки после запуска — 13 октября 1964 года. Примечательно, что в момент полета и в день приземления космического корабля «Восход-1» Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен с занимаемой должности, на его место взошел Леонид Брежнев, который и принимал доклад о результатах полета космонавтов. За успешное выполнение полета Владимиру Михайловичу Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре ему была присвоена квалификация «Космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года Комаров стал инструктором-космонавтом в группе космонавтов, проходивших подготовку по программам Минобороны СССР.

Ввиду существенных успехов США в области космонавтики и набирающей обороты космической гонке двух сверхдержав, руководство СССР подгоняло работу конструкторских бюро. Дальнейшая подготовка инженера-полковника и Героя Советского Союза Владимира Комарова проходила в рамках реализации программы «Стыковка» на космическом корабле нового и еще недостаточно отработанного образца «Союз-1». 30 марта 1967 года Комаров успешно сдал экзамен по теоретической подготовке, а также практический экзамен по управлению «Союзом». Решение о том, что именно Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1» было принято в августе 1966 года. Дублером Комарова стал первый в мировой истории космонавт Юрий Гагарин. Возможно, если бы на тот момент в живых был Сергей Королев, вышло бы наоборот, так как генеральный конструктор обещал Гагарину второй полет в космос на новом космическом корабле.

5

Этот второй полет Комарова стал роковым. 23 апреля 1967 года Владимир Комаров стартовал с первой площадки космодрома Байконура на борту нового космического корабля «Союз-1». Это был первый пилотируемый полет космического корабля новой серии. Помимо этого, спустя практически сутки вслед за Комаровым должен был отправиться на орбиту космический корабль «Союз-2» с экипажем из двух космонавтов Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Основной задачей реализуемой космической программы должна была стать стыковка двух космических кораблей на земной орбите.

Как это часто бывает с новой техникой, в процессе ее создания, по всей видимости, были допущены некоторые ошибки, пропущены некоторые неисправности, не учтены возможные последствия тех или иных ситуаций. С выходом «Союза» на орбиту Владимир Комаров столкнулся с первыми техническими трудностями: панель одной из двух солнечных батарей корабля не раскрылась, что стало причиной недостатка энергии на борту. В космосе Комаров выполнил сложный маневр: он раскрутил космический аппарат вокруг своей оси, но ситуацию изменить не удалось, панель не раскрывалась. По этой причине полет было решено завершать досрочно, корабль сошел с земной орбиты и отправился к Земле.

На завершающем этапе полета на высоте порядка 7 километров, уже после вхождения в атмосферу вытяжной парашют не смог вытянуть прикрепленный к нему основной парашют. Помимо этого запасной парашют, который вышел на высоте 1,5 километров, не смог раскрыться полностью, его стропы намотались на вытяжной парашют, который так и не был отстрелян. По этой причине спускаемый аппарат с космонавтом на борту столкнулся с землей на скорости около 50 м/с. После аварийной посадки на большой скорости и столкновения с землей произошел взрыв, в баках спускаемого аппарата находилось около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которая использовалась в двигателях системы управляемого спуска. После столкновения с землей и вспыхнувшего пожара конструкция спускаемого аппарата была практически полностью разрушена.

6

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при осуществлении космического полета, Владимир Михайлович Комаров был второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, на этот раз посмертно. Также Международный комитет по аэронавтике и космическим полетам отметил подвиг советского космонавта орденом «Роза ветров» с бриллиантами. Прах летчика-космонавта был похоронен 26 апреля 1967 года в Кремлевской стене на Красной площади. На месте его гибели в степи под Орском в Оренбургской области был установлен памятный мемориал. Жизнь Владимира Комарова, которая оборвалась в самом расцвете, космонавт погиб через 40 дней после своего 40-летнего юбилея, стала первой жертвой пилотируемой космонавтики и далеко не последней на трудном пути освоения космоса. Трагическая катастрофа корабля «Союз-1» позволила выявить и устранить причину неполадок, связанных с парашютной системой корабля, что в дальнейшем спасет жизни другим космонавтам.

Память Владимира Комарова была увековечена многочисленными бюстами и памятниками. В его честь в Советском Союзе назывались десятки улиц и даже целые населенные пункты. Именем Комарова был назван лунный кратер и вулкан на Камчатке. Также его имя носит сегодня Ейский высший военный авиационный институт. В 2014 году новый самолет А-320 авиакомпании «Аэрофлот» был назван в честь летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова.


По материалам из открытых источников,
(
link)



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх