На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 140 подписчиков

Свежие комментарии

Эксперимент Розенхана

Эксперимент Розенхана

 

Эксперимент Розенхана

Эксперимент Розенхана

В начале 1970-х годов Дэвид Розенханрешил проверить, насколько хорошо психиатры способны отличить «нормальных» людей от «ненормальных». Психиатрия как область медицины, конечно, основывается на вере в то, что профессионалы знают, как надёжно диагностировать отклоняющиеся психические состояния и на основании таких диагнозов принимать решения о пригодности человека к социальному функционированию.

Розенхан знал о том, в какой огромной степени психиатры осуществляют социальный контроль, и относился к этому критически; поэтому он разработал эксперимент для проверки того, действительно ли их квалификация соответствует их власти. Его результаты опубликовал журнал «Science» в статье «Психически здоровые на месте сумасшедших».

 

Вдохновители

Один из тех, кто побудил Розенхана заняться этим вопросом был Томас Заз. В серии книг, включающей известную работу «Миф психического заболевания» он привел убедительные доказательства того, что большинство случаев так называемых “душевных болезней” нужно рассматривать как выражение и отражение внутренней борьбы индивида с жизненными проблемами. Они представляют собой скорее социальные, этические и правовые проблемы, чем “болезни” в медицинском смысле. Отношения врача и пациента, предписываемые медицинской моделью, также усиливают пассивную и зависимую роль последнего. Предполагается, что проблема решается главным образом за счет личности врача в роли научного авторитета, а не за счет внутренних ресурсов пациента.

В 1966 году двое исследователей, Р. Розенталь и Л. Якобсон, провели эксперимент, предложив ученикам 1-4-х классов тест с искажённым названием: «Гарвардский тест изменённого научения». было объявлено, что данный тест – показатель будущих академических успехов, хотя на самом деле он измерял лишь некоторые вербальные умения. Учителям было сказано, что от тех учеником, кто обнаружил высокие показатели, в течении следующего года можно ожидать беспрецедентных успехов. На самом же деле тест ничего такого предсказать не мог.

Учителям было сообщены не имеющие никакого значения результаты тестирования, и через год Розенталь и Якобсон снова обследовали детей. Выяснилось, что ученики, отнесённые к группе, который должны были добиться успехов в обучении, добились большего, чем остальные. более того, дети из этой группы показали явный рост коэффициенты интеллекта, особенно в 1-2-х классах; это говорило о том, что на данный показатель возможности и ожидания воздействуют так же, как и выявление способности.

В то время как раз закончилась Вьетнамская война. Розенхан следил за тем, как много призывников использовали психические заболевания в качестве предлога для уклонения от военной службы. Имитировать некоторые симптомы было довольно легко – но насколько легко? Розенхан решил это проверить.

Ход эксперимента

Эксперимент Розенхана проходил в два этапа. Первый этап включал привлечение психически здоровых «псевдопациентов», которые симулировали наличие непродолжительных слуховых галлюцинаций. Второй этап эксперимента состоял в том, что перед персоналом психиатрической больницы ставили задачу выявить симулянтов.

Эксперимент с привлечением псевдопациентов

Розенхан попросил восьмерых своих друзей (трое психологов, один студент-выпускник, врач-педиатр, врач-психиатр, художник, домохозяйка) помочь ему.

Все псевдопациенты должны были явиться в лечебницы и сказать следующее: «Я слышу голос. Он произносит «плюх»». Розенхан специально выбрал такую жалобу, потому что нигде в психиатрической литературе не было сообщений о голосах, которые произносили бы столько откровенную карикатурную страшилку.

На все последующие вопросы пациенты должны были отвечать совершенно честно, не называя только своих настоящих имён и профессий. Предполагалось, что никакие другие симптом симулировать они не будут. Если их госпитализировали, то, оказавшись в лечебнице, они должны были сразу же сказать, что голос исчез и они чувствуют себя нормально. Розенхан преподал сообщникам урок: как избегать лечения, как не проглатывать таблеток, пряча их под язык.

Несколько дней псевдопациенты осваивались. Такая практика носила, несомненно, пассивный характер: люди просто позволили охватить себя апатии и запахами лечебницы. Их волосы отрасли и спутались, дыхание стало неприятно пахнуть.

Розенхан не потрудился оставить подробные отчёты осмотров, поэтому нам неизвестно, что происходил в приёмных отделениях. Что нам известно – так это что каждый псевдопациент сообщал, что голос принадлежал представителю того же пола, что и он сам, и что он вызывал некоторое беспокойство; каждый также сообщал, что решил обратиться за советом именно сюда, потому что друзья говорили, будто «это хорошая лечебница».

В лечебнице Розенхан подчинялся абсолютно всему. Он «принимал» таблетки 3 раза в день, а потом спешил в туалет, чтобы их там выплюнуть. Розенхан заметил, что так же поступают и все остальные пациенты. И никому до этого не было дела, если люди вели себя смирно…

Пациенты психиатрической клиники «невидимы, недостойны того, чтобы на них обращать внимание», – писал впоследствии Розенхан. Он видел, как пациентов били; одного из них свирепо наказали просто за то, что тот сказал сестре: «Вы мне нравитесь».

Странная вещь: другие обитатели лечебницы в отличии от докторов, по-видимому, знали, что Розенхан здоров. С другими участниками эксперимента происходили те же странности: сумасшедшие лучше выявляли нормальных, чем их врачи. Один молодой человек, подойдя к Розенхану в общей комнате, сказал: «Вы не свихнулись. Вы журналист или исследователь», а другой пациент предположил «Вы инспектируете лечебницу».

Встретившись со своими сподвижниками после окончания эксперимента, Розенхан узнал, что всем им, за исключением одного, был поставлен диагноз «шизофрения» на основании единственного глупого симптома (тому участнику эксперименты, который оказался исключением, был поставлен диагноз «маниакально-депрессивный синдром»). Розенхан узнал, что все участники потеряли в статусе и, наконец, что все они были выписаны с заключением о ремиссии заболевания, что, конечно, означало, что здравость их рассудка так и не была обнаружена, а психическое здоровье воспринималось как временное явление, так что им предстояло снова и снова подвергаться лечению.

Эксперимент без привлечения псевдопациентов

Данный эксперимент Розенхан поставил в хорошо известной больнице, располагавшей собственной исследовательской и учебной базой. Её работники были ознакомлены с результатами предыдущего эксперимента, но утверждали, что в их учреждении подобные ошибки повториться не могут. Розенхан договорился с этими людьми о том, что до истечения трёх месяцев в психиатрическую больницу попытаются попасть один или несколько из псевдопациентов, чтобы оценка каждого пришедшего пациента производилась с учётом вероятности, что он может быть симулянтом. Среди 193 пациентов сочли симулянтами 41 человека и ещё 42 человека заподозрили в симуляции. В действительности, однако, Розенхан вообще не направлял в эту больницу псевдопациентов, и все пациенты, заподозренные больничным персоналом в симуляции, были больными. На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что «никакая диагностика, которая слишком легко приводит к значительным ошибкам данного рода, не может быть очень надёжной». В исследованиях других специалистов были получены аналогичные результаты, свидетельствующие о ненадёжности психиатрической диагностики.

Критика

Роберт Спицер в 1975 году опубликовал в «Журнале патопсихологии» стать, посвящённую полученным Розенханом результатам, где говорилось:

Некоторая пища чрезвычайна вкусна, но оставляет отвратительное послевкусие.

«Так и с исследованием Розенхана»,- говорил он. «Мы знаем очень мало о том, как представлялись псевдопациенты и что они говорили». В примечании к статье Спицер добавляет, что Розенхан не назвал лечебницы, в которые обращались испытуемые, из соображений конфиденциальности и опасения нападок. Это делает невозможным получить от персонала лечебницы ни подтверждение, ни опровержение сообщения Розенхана о том, как псевдопациенты себя вели и как были приняты.

После публикации статьи в журнале, Розенхан стал получать множество писем, как правило оскорблённых этой статьёй психологов.

Роберт Спитцер писал:

Если бы я выпил кварту крови и, скрыл это и обратился в приёмный покой любой больницы с жалобами на кровавую рвоту, поведение персонала было бы вполне предсказуемым. Если бы мне поставили диагноз «язва желудка» и назначили соответствующее лечение, сомнительно, что я смог бы убедительно утверждать, будто медицина не знает, как диагностировать соответствующее заболевание.

Итоги

Розенхан обнаружил несколько основополагающих истин. Ярлыки и в самом деле определяют, как мы видим то, что видим. Статья по итогам эксперимента с псевдопациентами вызвала шквал критики и многие клиники возмутились. Они предложили Розенхану в последующие 3 месяца присылать к ним псевдопациентов, сказав, что выявят их всех, тем самым доказать ошибочность слов Розенхана.

Розанхан, конечно же, согласился. «Эксперимент без привлечения псевдопациентов» был начат. Но он не отослал ни одного псевдопациента. В итоге он победил, если можно так выразиться. Флоренс Келлер говорит о Розенхан, как о первопроходце.

Дэвид Розенхан был на самом деле первым, кто тогда объявил: «Знаете что ребята? А король-то голый». Можно по всей справедливости сказать, что он в одиночку разрешил психиатрию, и она от этого так и не оправилась.

Как ни смотри, но работа Розенхана оказала положительное влияние на всю область в целом: были пересмотрены методы диагностирования психических заболеваний (в частности Спиццер очень продуктивно поработал над методикой диагностирования шизофрении; и в 1980 вышел новый справочникDSM-III).

источник

Картина дня

наверх