ЖеЖ

50 123 подписчика

Свежие комментарии

Проблемы торговли лекарствами и препаратами в интернете. Пока еще фантастика?

В России действуют законодательные ограничения по рекламе и торговле препаратами для здоровья ( лекарствами, БАДами) через интернет. Тем не менее, сайты, зарегистрированные в других странах, могут обходить законодательство РФ.

Достоверная информаия о воздействии тех или иных препаратов и медикаментах на здоровье человека должна быть подтверждена многолетними исследованиями и сертификацией не только так называемого " международного образца", но и в нормативной базе РФ.

далее полезная статья

Проблемы торговли лекарствами в интернете

Интересно отметить, что в проекте правил интернет-торговли рабочая группа ввела такие формализованные процедуры проверки рецептов, как очная (бумажный рецепт проверяется строго фармацевтом в аптеке или на дому), предварительная (проверка по электронной копии до оформления заказа) и дистанционная (проверка перед отпуском ЛС). В последнем случае предполагается, что доставивший препарат курьер делает на месте электронную копию рецепта (например, сканируя его или фотографируя на смартфон), после чего отсылает ее в аптеку, где проверку осуществляет фармацевт. Исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева так прокомментировала сложности с согласованием механизма доставки: «Я считаю, что и доставка должна осуществляться исключительно фармацевтическими специалистами. Эта услуга востребована: много есть лежачих больных, одиноких. Не стоит только думать, что ЛС в интернет-аптеках будут дешевле, чем в классических аптечных организациях. Сейчас такое положение дел вызвано элементарным отсутствием контроля. Легализовать интернет-аптеки возможно, но только с помощью разумных механизмов. В частности, я полагаю, что юридически совершенно невозможно выделить из законодательства об электронной коммерции только доставку. Это означает сломать всю законодательную базу e-commerce. Нам сейчас в первую очередь необходимо создать практику онлайн-сканирования рецептов, что, наконец, может приблизить нас к долгожданному лекарственному страхованию.

И не стоит с самого начала разрешать продажу через Интернет всего, что только возможно, как это сделано, например, в США. Они теперь сами плачут. Нам нужно сначала научиться работать в новых условиях, а потом уже расширять возможности интернет-торговли ЛС. Так, в последней редакции проекта правил, отправленного в Минздрав, пункт об обороте ПКУ-препаратов исключен. Очень преждевременно также задумываться о распространении по этому каналу ЛС для льготников. Главная текущая задача фармсообщества в этой области — это выработка механизмов контроля и наработка опыта, выстраивание информационных систем, которые в будущем позволят запустить механизм лекарственного страхования».

Почти все знатоки фармацевтического рынка согласны с тем, что для продавцов ЛС должны сохраняться обязательные процедуры лицензирования, регистрации и сертификации. Но с доставкой дело обстоит сложнее. Возможно, ли аптекам отдать эту сферу деятельности на аутсорсинг, рискуя тем, что перевозчик может не обеспечить условия хранения и транспортировки, которые требуются, например, для термолабильных, светочувствительных препаратов? Или же часть фармацевтов нужно перепрофилировать в курьеров? Правильный ответ мы узнаем нескоро. Неудивительно, что проект приказа Минздрава об интернет-торговле подготовлен с открытой датой. Но тот факт, что в нем стоит прочерк на месте фамилии министра здравоохранения, говорит о том, что специалисты рабочей группы допускают: согласование документа окажется затяжным. Все же вряд ли итоговая концепция будет напоминать положение дел, существующее в США, где ЛС легко купить в прачечной, зоомагазине или на бензоколонке, а привезти на дом препарат может компания, специализирующаяся на доставке пиццы. Заведение же, которое американцы называют аптекой (drugstore), с давних пор представляет собой нечто среднее между супермаркетом, кафе и узлом связи.

Пока еще сложно представить, каким образом сформируется рынок e-commerce в случае его легализации, но грубые оценки можно сделать по тому, что востребовано сейчас на рынке нелегальных интернет-аптек. Гендиректор DSTech Сергей Шестаков поделился с «ФО» результатами собственного мониторинга: «Надо сказать, что в этом поле существует достаточно своеобразная структура бизнес-процессов как с точки зрения ассортиментной политики, так и в вопросах каналов продвижения ЛС и способах взаимодействия с клиентами. Можно утверждать, что чаще всего через интернет-аптеки покупают сложные рецептурные препараты в больших количествах. Видимо, это пациенты, проходящие курсовое лечение, которые желают сэкономить. При этом где-то50-60% заказов принимаются не на сайте, а с помощью колл-центров. Но вся информация о товарах интернет-аптек распространяется в Сети, поэтому блокировка сайта — мера вполне действенная. Естественно, в нелегальных интернет-аптеках достаточно распространены электронные платежи. Если вы закажете товаров на 10-12 тыс. рублей, к вам никто не приедет, пока вы не внесете предоплату. Количество же сделок по Москве я бы оценил примерно в 10 тыс. заказов в сутки. И все равно сравнительно с объемом розничного фармрынка суммарная доля интернет-аптек не превышает сейчас 1,5%».

Согласен с такой оценкой и председатель ААММ Гарик Тадевосян: «Действительно, эта доля в общей структуре продаж ЛС сейчас составляет считанные проценты. По моим предположениям, ежемесячные продажилекарственных препаратов самых крупных нелегальных интернет-аптек вряд ли превышают 70-100 млн.рублей. То есть формально сопоставимы с оборотом таких небольших сетей, как «Медиал», «Медуница» или «Калина-Фарм». И я думаю, что количество интернет-аптек после легализации этого формата однозначно уменьшится. Скорее всего, уменьшатся и общие объемы продаж через данный канал. Следует учесть, что население привыкло покупать препараты в аптеке, получать рекомендации первостольника и часто принимает окончательный выбор о покупке лекарственного препарата именно в аптеке. Нестабильная экономическая ситуация также может повлиять негативно на продажи интернет-аптек».

Константин Тиунов, директор по маркетингу United Marketing Croup, курирующей маркетинговую деятельность аптечной сети A.v.e., рассказал в интервью «ФО», что, по его мнению, у рынка e-commerce в фарме большой потенциал. «Это серьезный развивающийся сегмент бизнеса во всем мире, и было бы неправильно пренебрегать им в нашей стране. Но если развивать эту составляющую, то ориентироваться стоит не на лекарственные средства, за лекарственными средствами покупатели придут в аптеки сами. Интернет-аптеки — это отличный прозрачный инструмент для продвижения в клиентской среде, где важны качество жизни и красота. Именно этой аудиторией по достоинству будет оценен сервис по доставке на дом. В обычной аптеке сложно держать большое количество парафармацевтики, а интернет-аптека предлагает огромный выбор и доставку».

Неизвестно, каким, в конце концов, будет интернет-сегмент фармацевтического рынка, но не приходится сомневаться, что рано или поздно он будет легализован, хотя и тогда вряд ли станет очень значительным по объему. С точки зрения социальной ответственности бизнеса, особую пользу сервис по доставке на дом мог бы принести жителям провинции, где дефектура в аптеках неизменно остается высокой. Вот только низкий уровень информатизации регионов существенно тормозит развитие этого формата. Неочевидно и то, как могут быть удачно решены вдали от городов-миллионников проблемы логистики. При существующей концентрации розничного рынка одним аптечным сетям эта задача не под силу. И все же хочется верить, что скоро канут в прошлое бумажные рецепты, а электронные будут выписываться в каждой поликлинике и обрабатываться в каждой аптеке. И курьеры перестанут носить по квартирам приборы для сканирования бланков. А пока остается надеяться, что мы дождемся, когда они начнут, наконец, пользоваться такими устройствами, и заказать любой препарат можно будет, не выходя из дома и не потворствуя нарушению закона.

 

© Все права защищены. Международная выставка АПТЕКА

https://www.aptekaexpo.ru/articles/the-issue-of-trafficking-...

1 НОЯБРЯ  старт 7дневного бесплатного он-лайн -марафона 7 НАВЫКОВ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ

Бесплатный вебинар  Все о интернет профессиях.  Как выбрать свою?

Картина дня

наверх