ЖеЖ

50 133 подписчика

Свежие комментарии

В первый день 2016 года вступил в силу новый федеральный закон о социальной защите инвалидов.

 


Фото: Артем Геодакян

Согласно ему, государственные организации, которые оказывают услуги населению, теперь должны быть переоборудованы с учетом интересов всех посетителей с ограниченными возможностями. Предполагается, что текстовые информационные сообщения будут дублироваться голосом и знаками с рельефно-точечным шрифтом, а для помощи инвалидам появятся специальные сопровождающие — сотрудники госучреждений пройдут соответствующую подготовку. Людей с инвалидностью теперь официально запрещается дискриминировать при приеме на работу, а чтобы объективно оценить эффективность работы госорганов, будет создан федеральный реестр инвалидов.
По данным Минтруда, в России почти 12,5 млн инвалидов. При этом в общей сложности 40 млн относятся к категории маломобильных граждан — это люди постоянно или временно ограниченные в передвижении. Речь идет об инвалидах, людях пожилого возраста, мамах малолетних детей, которые передвигаются в детских колясках, а также всех, кто использует для передвижения вспомогательные средства или собак-проводников. В Минтруда подсчитали, что вместе с членами своих семей эта категория граждан составляет 70–80 млн человек, то есть почти половину населения страны.

На защиту прав всех этих людей и направлен Федеральный закон № 419, разработанный Минтруда и принятый еще в декабре 2014-го. Необходимость внесения изменений в законодательство возникла после того, как в 2012 году Дмитрий Медведев на посту президента подписал закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. По сути, ФЗ № 419 значительно расширяет возможности защиты прав инвалидов, в частности в административном и судебном порядке. Например, теперь четко прописано, какие технические средства для помощи людям с ограниченными возможностями должны иметь госкомпании — поставщики услуг населению. Например, их сотрудники обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. Причем помогать инвалидам должны дифференцированно. Так, слабовидящим необходимо предоставить помощь в сопровождении, все текстовые сообщения дублировать голосом, а в помещениях должны появиться знаки, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Правда, этот пункт закона вызывает вопросы у самих инвалидов. Получается, что если человек в коляске приехал, например, в библиотеку, то ее сотрудники просто обязаны помочь ему подняться по лестнице. А что делать, если там работают только хрупкие женщины в возрасте, которые чисто физически с такой задачей справиться не могут?

«По факту мы видим, что сотрудников организаций наделяют новыми обязанностями, но совершенно не понятно, как они будут их исполнять, — поясняет руководитель Ассоциации молодежных инвалидных ассоциаций Юрий Баусов. — К тому же им за это явно не собираются доплачивать. И что мы получим? Сотрудники будут только злиться на инвалидов за то, что им приходится заниматься несвойственной им работой. К тому же для того, чтобы оказать инвалиду квалифицированную помощь, нужно учитывать его особенности: если проблемы с опорно-двигательным аппаратом — это одно, если со слухом — помощь должна быть совсем другой. Не говоря уже про инвалидность по психиатрическим причинам. Поэтому всегда лучше, когда такую помощь оказывают не сотрудники организации, которых вообще учили другой специальности, а специально подготовленные ассистенты. Например, можно заказывать услуги сопровождения в специализированных компаниях. Вообще всегда хорошо, когда инвалид пользуется услугами личного ассистента, который знает особенности именно его диагноза».

Большая роль в законе уделяется социальной реабилитации инвалидов. Вводится даже новое понятие — абилитация. Это «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Иными словами, теперь инвалидов будут учить навыкам, которых у них никогда раньше не было. Допустим, жил человек в семье, ухаживала за ним мама. И вдруг мама умирает. В этом случае человеку нужно фактически учиться даже таким простым навыкам, как стирка, готовка и мытье посуды. Или, к примеру, не было необходимости работать, а теперь нужно трудоустроиться. В этом случае инвалид может обратиться в органы соцзащиты, где ему окажут всю необходимую помощь: помогут определиться с профессией, пройти практику, найти работодателя.

Для сравнения, раньше в законодательстве было только понятие реабилитации, которая подразумевает восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. То есть навыков, которыми человек когда-то обладал, но просто забыл их. Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную жизнь, и профессиональную. В том числе самостоятельно себя обеспечивать и быть материально самодостаточным человеком. Кстати, сейчас успехи инвалидов будут учитываться в специальном федеральном реестре.

СПРАВКА. Федеральный реестр инвалидов — это система персонифицированной оценки эффективности реабилитации и абилитации, которая сейчас находится в стадии создания. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд РФ. В реестре учитываются все сведения о человеке с ограниченными возможностями, включая персональные данные, группу инвалидности, все мероприятия по абилитации и реабилитации, которые он проходил, о лечении, его стаж работы, сведения о карьерном росте. Данные предоставляются в реестр госучреждениями: Пенсионным фондом, органами соцзащиты, медучреждениями.

Отдельно в законе оговаривается «недопустимость дискриминации по признаку инвалидности», в том числе при трудоустройстве. Правда, вопрос трудоустройства инвалидов нужно рассматривать намного шире. «Проблема с трудоустройством у инвалидов сейчас связана не с дискриминацией, — поясняет Юрий Баусов. — Многие работодатели хотели бы взять инвалидов, но когда те приходят на собеседование, то выясняется — уровень их профессиональной подготовки очень низкий. И это распространенная проблема. Что происходит? Если ребенок инвалид с детства, то к нему в школе предъявляют щадящие требования, он мало времени проводит со сверстниками, в полной мере не социализируется. Соответственно, во взрослую жизнь входит неподготовленным. Поэтому важно, чтобы дети-инвалиды вели максимально полноценную жизнь еще со школы, чтобы они чувствовали себя на равных с ровесниками. Если же человек хороший специалист, то он работу найдет в любом случае».

Нина Важдаева
«Русская планета», 14 января 2016

Оригинал взят у mamlas в Инвалидный закон

 

Картина дня

наверх