Круг зарубежных источников, упоминающих о кагане русов, также широк: от восточных — сочинений арабских и персидских авторов — до западных, начиная с Бертинских анналов 839 г. С полным основанием ученые полагают, что с половины IX в. правитель русов в международном общении носил самый значимый в регионе титул «каган», дававший его обладателю международное признание.
Что касается трезубца, то он был широко распространен среди народов, как Европы –кельтов, греков, так и Дальнего Востока — монголов, в Индии, в Китае. У русов он также был в обиходе, как символ единства трех богов, имеющих своего прародителя.
В тюркской среде, которые стали соседями русов, были широко распространены двузубцы и трезубцы, которые имели сакральный характер, или использовались как родовой знак. Эти родовые знаки существовали в виде тамги, которые присваивались каждой аристократической фамилии (например, у осетинской аристократии).
Тамги были известны и ранним тюркам (в том числе огузам), обитавшим у границ Китая, не позднее VII в. н. э.; они в качестве родовых знаков-меток широко применялись для таврения лошадей (Зуев Ю. А., 1960). При этом раннетюркскне тамги в массе своей отличаются от «букв» -рун синхронных им рунических алфавитов (Кызласов И. Л., 1994), хотя среди них и встречаются тамги, идентичные рунам. Развитую систему семейно-родовых (возможно, и личных) тамг имели, сарматы, гунны, венгры и болгары в период их миграции на запад и в более позднее время (Баски И., 1997, с.153).
Надежда Александровна Соболева пишет, что в фундаментальном труде о древних болгарах В. Бешевлиева в раздел магических знаков занесен знак «ипсилон» («двузубец», который использовал впоследствии Святослав), распространенный в областях расселения дунайских болгар и обнаруженный практически во всех крупных центрах: в Плиске, Мадаре, Преславе и т. д. Знак наносился на стены крепостей, на черепицу, изображался на металлических изделиях, керамике, амулетах, перстнях и других вещах. Он имел апотропеичное, охранительное значение, свидетельством чего, к примеру, является вырезанный знак Y на золотом перстне, найденном в Видине (Бешевлиев отмечает, что подобные перстни имели греческую надпись: «Боже, помоги»); выступал как аналог креста, сопровождая одну из древнеболгарских надписей. Конкретизируя свою мысль, профессор Бешевлиев подчеркнул, что у древних болгар знак IYI соответствует понятию неба, равнозначному понятию «Тенгри», означающему верховное божество.
Двузубцы и трезубцы имели самое широкое распространение на различных предметах и салтово-маяцкой культуры (в Хазарии) — на строительных остатках, керамике, костяных изделиях, пряжках, подвесках и т. д. Знаки в виде двузубца и трезубца, «являющиеся характерным признаком знаковой системы Хазарии». Поэтому историк Флерова не исключает, что они могли служить «в качестве тамги, особенно племенной или «должностной», связанной с определенным статусом владельца, часто сопряженной и с его родовой принадлежностью…»
Хумаринское городище. Двузубцы и трезубцы на блоках крепости (по. Х. Х. Биджиеву, 1983).
«Коллекция» Хумаринского городища на Кубани (форпоста Хазарского каганата), состоит почти сплошь из двузубцев и трезубцев, смысловая однородность которых, по мнению Флеровой, несомненна. В двузубце, как считает автор, сконцентрирована символика священности верховной власти, с ним связаны мифы архаических индоевропейских верований — мифы о близнецах («близнечные мифы»), образ Великой богини. (Как отмечалось выше, в Хазарии не выделен знак, непосредственно связанный с личностью правителя, с властью, например с каганом.)
Система «бинарных оппозиций», нашедшая яркое воплощение в амулетах — овеществленных символах верований населения Хазарского каганата, отразилась и в организации власти этого государства — двойственности управления, которое осуществляли каган и бек.
Археологические раскопки, проводящиеся в последние годы на территории бывшего Хазарского каганата, приносят все больше доказательств сохранения здесь языческих обрядов и верований и отсутствия следов влияния иудаизма на памятники материальной культуры Хазарии. Это свидетельствует не только о веротерпимости, но и о крепости языческой религиозной системы Хазарского каганата, что явилось отражением высокого уровня общественного развития последнего, как полагают исследователи.
В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям.
Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.).
Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака. Но в предметах роскоши украшениях они имели художественное воплощение.
Святослав после походов на Хазарию так ничего и не сделал для упорядочения государственных дел ни в своем княжестве, ни на завоеванных территориях. Недаром он вообще хотел покинуть Киев, который стоял далеко от торговых путей и обосноваться в Переяславце на Дунае: «Не любо мне в Киеве быть, — говорил Святослав, — хочу жить в Переяславце на Дунае — там средина земли моей».
Единственное, что осталось от государственных атрибутов Святослава, то это его печать, на которой изображен двузубец. Но это было только подражание хазарскому символу-тамге, который был распространен в Хазарском каганате. Употребление его Святославом в качестве неосновного элемента печати означало, что отныне он равен кагану Хазарии.
Печать Святослава Игоревича.
Знаки на костяных изделиях из Белой Вежи (Саркела)
Но, как известно Святослав погиб в 972 году. Более продуктивной на этом поприще была деятельность его сына киевского князя Владимира (978–1015гг) который после череды неурядиц возглавил наднепровскую Русь.
В 985 г. Владимир в союзе с гузами воевал в Волжской Булгарии, а затем, спустившись по Волге, овладел Хазарией и наложил на нее дань. Хазарская держава перестала существовать. Подонье и Тмутаракань переходят в руки киевского князя, который немедленно сажает там князем одного из своих сыновей. Согласно традиционной версии это был Мстислав. Однако хазары не исчезли окончательно. Отдельные их группы упоминаются в хрониках последующих столетий, в частности, в Тмутаракани проживала многочисленная хазарская община.
После похода на хазар, Владимир становится единственным влиятельным князем на границах Византийской империи в Причерноморье. Он старается придать своей власти цивилизованный вид. Проводит религиозную реформу-создает пантеон языческих богов, принимает христианство, роднится с Византийским императором, и начинает чеканить свои деньги. Чеканка денег была в то время важным атрибутом экономической и военной мощи городов, государств и княжеств, подымала авторитет их руководителей. (право чеканки монеты со времен Рима — наивысшая прерогатива верховной власти, и выбор изображений на ней — также ее привилегия) и печатей. В особой символике первых монет Владимира нашла отражение специфика становления древнерусской государственности.
Необходимо отметить, что свои монеты славяне в Древней Руси до 10 века не чеканили. В обращении были Римские серебряные денарии I-III веков, а в последствие и Иранские драхмы династии Сасанидов IV-VII веков. В конце VIII века в обращении появились серебряные дирхемы Арабского халифата, а также византийские монеты — серебряные милиарисии и золотые солиды.
Поэтому первые монеты Владимира были подражанием, ходившим в то время на купеческом рынке монетам. Это были первые Русские монеты — серебряники и златники, которые чеканились соответственно из серебра и золота. Наибольшее наше внимание привлекает на них изображение трезубца. Само изображение трезубца еще раньше было в употреблении русов и означало трех богов, происходящих от главного прародителя. Но изображение трезубца было упрощенным и широко в быту и на предметах не использовалось.
При Владимире трезубец на монетах был выполнен в традициях изображения хазарской тамги, в честь одержаной победы над каганатом. К тому же, поскольку русские правители до конца XI в. именовались «каганами», помещение двузубца и трезубца, составляющих основу тамгообразных знаков (знаков собственности) Хазарии, как знака власти (и собственности) прежде всего на княжеские монеты — атрибуты власти кажется вполне естественным. Но скорей всего изображение тамги на монете символизировало победу Владимира над иудейским Хазарским каганатом. Вроде выпуска современных юбилейных монет, посвященных значительным историческим событиям.
Монеты Владимира.
Как видно из рисунков изображение трезубца на монетах — прямая калька с хазарской тамги, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.
Хазарская тамга
Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем
Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.
Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.
Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.
Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.
На лицевой стороне последующих монет был изображен князь, восседающий на престоле, а на оборотной изображен Иисус Христос, как на византийских солидах.
Использование изображения трезубца-тамги носило временный характер, Это означало, что он не был эмблемой Владимира и родовым знаком Игоревичей, а фиксировал факт его победы над иудейской Хазарией и появления нового более сильного государственного образования.
Но, даже если хазарская тамга и была использована краткое время на монетах на заре становления раннефеодального общества восточных славян, что вполне отвечало обычаям того времени и было понятно для окружающих, это не повод признавать ее символом государственности русского народа, а «украинского» тем более.
Использовать сегодня в качестве государственного герба Украины изображение тамги, почившего во тьме веков иудейского Хазарского каганата, к тому же с неустановленным смысловым значением, это не просто проявление низкой исторической грамотности, а еще и признак того, что у государства с польским названием Украина, не существует исторических событий, традиций, которые можно было бы использовать, как материал для герба. И поэтому ее современные устроители вынуждены использовать яркие узоры, картинки и символы чуждых славянам государств и народов.
Поэтому сегодня хазарская тамга — трезубец, который используется в виде герба Украины, не выполняет свое предназначение: ни как символ владельца — государства Русь, Князя Владимира, Киева и т. п., и не несет вообще никакой смысловой нагрузки.
А это в свою очередь указывает на искусственность самой идеи украинской государственности, придавая ей налет обреченности и нежизнеспособности.
Поэтому, глядя на хазарскую тамгу на флаге и гербе славянской Украины, закономерно возникает вопрос: кто наши предки, чьи мы наследники- руского народа, руских князей, руского государства, или тюрков и почившего во тьме веков иудейского Хазарского каганата?
Киев.
Рудницкий Борис.
Свежие комментарии