На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Кто и кого победил в советско–финской войне





ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ШВЕЦИИ В СССР АССАРССОНОМ. 20 февраля 1940 г.

Посланник, явившийся вместе с советником миссии Эйлером, вручил тов. Молотову копии своих верительных грамот и отзывных грамот своего предшественника Винтера.

Затем посланник, отметив, что Англия и Франция хотят распространить войну на территорию северных стран, заявил, что Швеция стоит на позиции нейтралитета. Вместе с тем, шведское правительство, признавая, что Финляндия должна пойти на уступки, необходимые для обеспечения безопасности границ СССР, предполагает, что необходимость таких уступок уже понята финляндским правительством.


Остается найти базу для возобновления переговоров между Финляндией и СССР. Если у Правительства СССР есть какие–либо предложения, то шведское правительство готово передать их в Хельсинки. Отвечая Ассарссону, тов. Молотов приветствует принятое шведским правительством, вопреки нажиму Англии и Франции, решение о нейтралитете, но считает ненормальным участие шведов в военных действиях против Красной Армии. Это тем более ненормально, что между СССР и Швецией нет никаких спорных, разделяющих их вопросов. Выяснив, что посланник в курсе бесед тов. Коллонтай с Ханссоном и Гюнтером и беседы тов. Молотова с Винтером от 11.II, тов. Молотов заявил следующее.

Финляндское правительство заняло крайне враждебную позицию в отношении СССР. Под давлением англо–французского блока оно в свое время не пошло на мирное, не затрагивавшее независимость Финляндии соглашение с СССР, так как, по–видимому, рассчитывало на «неприступность» линии Маннергейма, которая, однако, оказалась плохой защитой от советских войск. Но финнам пора убедиться в несерьезности такого рода расчетов и в бессмысленности затягивания военных действий.

Теперь, когда Советское правительство убедилось, что Финляндия подготовлена другими державами как плацдарм для нападения на СССР, когда пролилась кровь, для СССР недостаточны те минимальные предложения, которые его удовлетворяли до начала военных действий.СССР имеет с Финляндским Народным Правительством договор, база которого основана на доверни и дружбе. Что же касается базы, о которой можно говорить независимо от Народного Правительства, то вопрос должен быть поставлен иначе.

Теперь, после развернувшихся военных действий, СССР не сможет ограничиться частью Карельского перешейка. Теперь речь идет обо всем Карельском перешейке, включая Выборг, и о территориях, примыкающих с севера к Ладожскому озеру. В советских предложениях полностью остается в силе вопрос о базе в Ханко, как он был поставлен в свое время. Однако СССР готов, кроме того, рассмотреть вопрос о гарантировании безопасности Финского залива, путем заключения соглашения между СССР, Финляндией и Эстонией.

Учитывая заинтересованность Швеции в вопросе о Ботническом залнве и Аландских островах (особенно северных островах Аланда), Правительство СССР смогло бы помочь в этом вопросе Швеции и с ней на этот счет договориться на приемлемых для Швеции условиях.
Некоторые из занятых Красной Армией районов к северу от Ладожского озера можно было бы обменять на другие нужные Советскому Союзу части территории Финляндии. Советское правительство не возражало бы против возвращения Финляндии Петсамо. Так может быть поставлен вопрос, если дело не затянется и положение не осложнится из–за политики финляндского правительства, безрассудно затягивающего войну.

Сколько бы Финляндия ни рассчитывала на иностранную поддержку, СССР это не остановит. СССР защитит безопасность Ленинграда при всех условиях, не считаясь с тем, как на это будет реагировать та или другая великая держава, не обращая внимания на то — нравится или не нравится это какой–либо другой стране. Отвечая на вопрос Ассарссона о возможности передачи советских предложений в Хельсинки, тов. Молотов говорит, что сообщает их только для сведения правительства Швеции и не считает целесообразным передавать их финляндскому правительству, пока правительству Швеции не будет вполне ясно, что финляндское правительство соглашается принять советские предложения, как базис для соглашения с СССР. АВП СССР, ф. 06, оп. 2, п. 25, д. 318, лл. 22—24.

ПЕРЕСКАЗ БЕСЕДЫ МОЛОТОВА С АССАРСОНОМ 22 февраля 1940 г.

Получив 21 февраля телеграмму от Гюнтера, Ассарссон на следующий день посетил Молотова, который уже располагал сведениями о согласии Финляндии на условия, переданные через Коллонтай 12 февраля. Молотов уточнил эти условия, сказав, что к СССР должна отойти также Сортавала, чтобы новую границу привести в соответствие с установленной в 1721 г. Ништадским миром, или иначе — с границей времен Петра Великого. На старой карте он показал Ассарссону, где эта граница проходила. Выдвинутые условия — минимальное требование, необходимое для безопасности Ленинграда. По поводу них советское правительство не намерено торговаться.

Интервенция западных держав Молотова не беспокоила. Для ведения мирных переговоров необходимо, чтобы финляндское правительство предварительно одобрило выдвинутые условия. Нарком повторял несколько раз, что позднее условия будут более жесткими. Замечание Ассарссона, что условия являются и так тяжелыми, Молотов отверг. Не Советский Союз хотел войны, в которой его войска пролили много крови, заявил он. Причина ее — в упрямстве финнов. Теперь же остается лишь сожалеть о том, что произошло, и не допустить повторения. Таннер же, по словам Молотова, был известен как английский агент(82)._____________________82. U[tenriks]D[epartementet]. Assarson Guntherille 23.2.1940.; U[lkoasiain]M[inisterion arkisto]. 109 В 6 Erkko Tannerille 24.2.1940; АВП РФ. Ф. 059 а. Л. 41—43.Вехвиляйнен О., Барышников В.Н. Две стратегии мира // Зимняя война 1939–1940. Книга первая. Политическая история. М.: Наука, 1998.

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ШВЕЦИИ В СССР АССАРССОНОМ4 марта 1940 г.

Посланник заявляет, что СССР одержал победу военную, а Швеция — дипломатическую: финны уступают во всем, кроме вопроса о Выборге и Сортавала.— Это не победы, — замечает Молотов. В вопросе о Выборге, Выборгском заливе и Сортавала со стороны СССР не может быть никаких уступок.Согласно полученным от Коллонтай сведениям, шведское правительство просит не обрывать зондажа. «Только из уважения к миролюбивой политике шведского правительства,— говорит Молотов, — я могу подождать еще несколько дней, с тем чтобы шведское правительство смогло довести свое посредничество до конца».

В дальнейшем, если война затянется, условия, выдвигаемые Советским Союзом, могут быть только более жесткими. Если финны будут упорствовать, несмотря ни на что, то СССР вынужден будет отказаться от теперешней линии и пойдет на окончательное соглашение с финляндским народным правительством Куусинена.Ассарссон говорит, что его правительство желает быстрейшего окончания советско–финляндского конфликта, т. к. не хочет превращения Швеции в плацдарм большей войны и не хочет портить своих хороших отношений с СССР. Он, Ассарссон, немедленно телеграфирует в Стокгольм, что СССР настаивает на Выборге и Сортавала, как городах, необходимых для защиты Ленинграда. Но он не сомневается, что финны создадут в этом вопросе трудности. Шведское правительство имеет сведения, — добавляет Ассарссон, — что Финляндия просила помощи у Англии и Франции, а последние ей эту помощь обещали. Английское правительство уже просило Швецию разрешить транзит через ее территорию, но Швеция ответила отказом. Молотов указывает, что Англия и Франция вряд ли рискнут применить в этом вопросе силу, т. к. это было бы для них слишком опасным. АВП СССР, ф. 06, оп. 2, п. 25, д. 318, л. 32.

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ШВЕЦИИ В СССР АССАРССОНОМ5 марта 1940 г.

Посланник, явившийся вместе с советником миссии — Эйлером, заявляет следующее.Финляндское правительство, также желая со своей стороны прекращения военных действий и восстановления мира, полагает в этих целях возможным считать предложение, сделанное Советским правительством, отправной точкой переговоров и принимает его в принципе. Размер предложения и неясный характер отдельных его деталей требуют выяснения и уточнения. Эти вопросы могут быть урегулированы во время переговоров. Финляндское правительство ожидает, что Советское правительство сообщит, когда и где оно предлагает начать переговоры. Одновременно финляндское правительство предлагает заключить перемирие на базе статус–кво на время продолжения переговоров.Выслушав посланника и взяв у него памятную записку с содержанием сделанного заявления, Молотов указывает, что ему неясно, приняты ли финнами все советские предложения, включая предложения о Выборге, Выборгском заливе и Сортавала. Ассарссон отвечает, что все условия Советского правительства приняты без оговорок.

Они не были перечислены полностью в целях экономии при передаче по телеграфу. Шведское правительство и сам посланник гарантируют, что все советские предложения финнами приняты полностью. Далее он заявляет, что полученная им телеграмма сообщает, что шведское правительство предлагает прекратить военные действия завтра в 11 часов утра по советскому времени. Шведское правительство уверено в том, что если Правительство СССР примет это предложение, то то же будет сделано и на финляндской стороне.Молотов отвечает послу, что, в предварительном порядке, он может заявить следующее:

1) должно быть ясно сформулировано, какие именно предложения принимаются финнами,

2) есть сомнение в том, что военные власти и Советское правительство примут предложение о заключении перемирия на базе статус–кво, без освобождения от финских войск Выборга, Выборгского залива и Сортавала.

Молотов говорит, что он доложит Советскому Правительству о сообщении посланника и даст ему ответ после обсуждения этого вопроса правительством. Молотов добавляет, что он приветствует этот первый шаг финляндского правительства, осуществленный при посредничестве шведского правительства и лично шведского посланника. Прием начался в 22 часа 35 мни. и длился 45 минут. АВП СССР, ф. 06, оп. 2, п. 25, д. 318, лл. 33—34.

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ФИНЛЯНДИИ5 марта 1940 г.

Финляндское Правительство, желая также со своей стороны прекращения военных действий и восстановления мира, полагает в этих целях возможным считать предложение отправным пунктом переговоров и принимает его в принципе. Размер предложения и неясный характер некоторых деталей делали бы необходимыми выяснение и уточнение, но эти вопросы могут быть урегулированы в течение переговоров. Финляндское Правительство ожидает, что Советское Правительство ему сообщит, когда и где оно предлагает начать переговоры. В то же время Финляндское Правительство предлагает заключить перемирие на базе статус–кво на период переговоров.АВП СССР, ф. 06. оп. 2, п. 25, д. 318, л. 35.

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР5 марта 1940 г.*

Ввиду того, что финское правительство, по сообщению шведского правительства, приняло все предложения правительства СССР, в том числе передачу Советскому Союзу без компенсации всего Карельского перешейка, включая гор. Выборг, Выборгский залив, северное побережье Ладожского озера с г. Сортавала, равно как предложение о полуострове Ханко и прилегающих к нему островах, — правительство СССР согласно начать переговоры с финским правительством о заключении мирного договора и прекращении военных действий.Местом переговоров правительство СССР предлагает г. Москву, куда и следует прибыть делегации финского правительства. АВП СССР. ф. 06, оп. 2, п. 25, д. 318, л. 37.__________________* Вручена В. М. Молотовым Ассарссону 6 марта в 2 часа 15 мин. утра.

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ШВЕЦИИ В СССР АССАРССОНОМ 7 марта 1940 г.

Посланник, явившийся вместе с советником миссия Эйлером, заявляет следующее. 7 марта после полудня в Москву прибывает из Стокгольма на советском самолете финляндская делегация для обсуждения необходимых деталей восстановления мира между правительствами СССР и Финляндии.Как уже заявлял вчера посланник, все советские требования приняты в принципе финнами.Тов. Молотов спрашивает Ассарссона о персональном составе делегации. Посланник отвечает, что делегация будет состоять из 5–ти человек, но персональный состав ее неизвестен. Известно только, что в ее состав входят, как выражается посланник, «другие лица».Далее посланник делает от имени своего правительства следующее заявление. Шведское правительство просит Правительство СССР согласиться на перемирие сегодня с 11 часов дня по московскому времени, т. е. после отъезда финляндский делегации.

Шведское правительство полагает необходимым, чтобы переговоры протекали в атмосфере, созданной прекращением военных действий, т. е. в хорошей атмосфере. Шведское правительство не может не выразить с настойчивостью своего живейшего желания, чтобы была удовлетворена эта просьба, продиктованная только желанием благоприятствовать соглашению и одновременно соображениями гуманности. Это пожелание не может, конечно, ослабить позицию Правительства СССР.

Посланник вручает тов. Молотову вербальную ноту, содержащую заявление его правительства. Приняв ноту, тов. Молотов отвечает посланнику, что соглашение может быть легко достигнуто, если финны принимают советское предложение. Для чего прекращать военные действия, если не исключено, что их придется возобновлять из–за какого–нибудь расхождения? Соглашение будет подписано, и военные действия прекратятся. Посланник говорит, что он берет на свою ответственность телеграфировать в Стокгольм, что перемирие сегодня невозможно, но 8 марта в 11 час. утра оно будет осуществлено. Посланник просит согласиться с просьбой его правительства. Он говорит, что Красная Армия, форсировав линию Маннергейма, показала свою мощь, в то время как ни немцы, ни французы ничего не смогли поделать для преодоления укрепленных линий на западном фронте. Советский Союз добился того, что ему необходимо для обеспечения безопасности Ленинграда. Согласие СССР на перемирие явилось бы великодушным жестом и показало бы всему миру, что СССР не является страной–захватчиком.

Швеция, со своей стороны, сделала все, чтобы не быть вовлеченной в войну и чтобы содействовать восстановлению мира в этой части Европы.Тов. Молотов отвечает, что сейчас преждевременно и невозможно дать обещание прекратить завтра или послезавтра военные действия.Тов. Молотов отмечает положительное значение для дела мира действий шведского правительства и лично Ассарссона и выражает свою признательность посланнику и представляемому им правительству. Поблагодарив тов. Молотова, посланник отвечает, что он все же ожидает с нетерпением ответа Советского правительства на шведское предложение.

Прощаясь, посланник спрашивает, будет ли кто–нибудь встречать финнов в Москве.Тов. Молотов отвечает, что финнов, как иностранную делегацию, будет встречать заведующий Протокольным отделом. Посланник спрашивает, как финны смогут осуществлять телеграфную связь. Вероятно, через шведскую миссию.Тов. Молотов отвечает, что это дело финнов — куда им обратиться относительно связи. С советской стороны им будет оказана техническая помощь.Тов. Молотов спрашивает, будут ли финны опубликовывать в печати сообщение об отъезде делегации в Москву. Посланник отвечает, что, по его предположениям, сообщения в печати не будет. Прием длился с 24 ч. 00 м. 6–го марта до 0 ч. 30 мин. 7–го марта. АВП СССР, ф. 06, оп. 2, п. 25, д. 318, лл. 41—43. Международная жизнь. 1989. № 12.

Вкратце: Англия и Франция подстрекали финнов к войне с СССР, а потом слились, как и в случае с Польшей. После того, как РККА вынесла страйком "линию Маннергейма", шведы, поняв, что дело пахнет керосином уже и для них, велели тупорылым финским собратьям сдаваться на милость победителя, пока от Финляндии остаётся хоть что–то вместо советско–шведской границы. Вместе с тем они оказались не прочь под шумок подобрать крошки со стола победителя на Балтике.


Олег Чагин
источник



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх